Студенческие годы. Глава 6 Шпора

Ольга Суслова
Да простят меня мои преподаватели за небольшую сатиру!  Вас я всех люблю!
 
         
   К контрольной  я не готовилась, всё было знакомо – ежедневное вдалбливание материала сделало своё дело, но, фармхимия  медицинских препаратов меня всё же беспокоила, а именно своими формулами. Они были  объёмными, с многочисленными бензойными кольцами, которые своими ответвлениями  не  вмещались в наших маленьких, ещё не созревших,  мозговых коробочках. 

Все упорно писали шпаргалки, не отставала и я. Время 70-х годов было сложное и не сытное, и потерять  студентам крохотную стипендию не хотелось, надо было сдать на пятёрку, или четвёрку, каждый предмет. Троечников особо не жаловали, им платили выборочно – за общественную работу, или за связи. Ни мяса, ни рыбы девчата, практически, не видели, хотя Амур кишел кетой и белорыбицей, ловля считалась незаконной, да и  инспекции было больше, чем «водных позвоночных». 

Когда  проверяли  кровь на гемоглобин, то он показывал низкий уровень. Обморочные состояния студенток навещали часто. С гемоглобином мне повезло, он был в норме. В нашей большой семье мужчины преобладали своим количеством и считались они отличными рыбаками.
 После лекции по фармакогнозии (наука о лекарственных растениях) должна быть фармхимия, нам предложили остаться  на месте. Кабинет химии закрыли, для того, чтобы мы не глазели на таблицы с формулами и не списывали.

Преподаватель Анжела Ивановна бдила строго, проверяя карманы наших халатов, заглядывая даже в разрез блузки. И, если она находила шпаргалку – выгоняла, при этом, не прекращала ходить между рядами, чересчур качая бёдрам, как будто сидела сотня мужчин, для которых она старалась  показать линию бедра. Химичка  направляла сверлящий взгляд в каждый стол, чтобы вытащить улику, не забывая о вращении вокруг своей оси.

В моём столе находилась раскрытая тетрадь по фармакогнозии,  после лекции я забыла её убрать в сумку, а на ней лежала приготовленная «шпора», я её не успела спрятать в рукав …
 
Эта тетрадь была ещё хранителем «литературных шедевров».  Чтобы запомнить латинские названия лекарственных  растений, а также органы и транспортную связь  по анатомии, я придумывала рифмованные строчки, вплетая в сюжет. Но ещё были шаржи-стихи, анекдоты, модные песни. 
Студенткой я не знала, что в науке есть  такой метод запоминания, причём быстрый.  Наша шестёрка пользовалась моими записями без препятствий, мы  смогли запомнить сотни лекарственных растений и ни разу не ошиблись.
Пример:
 черёмуха обыкновенная - padus racemoza - падус рацемоза - падает химоза
  липа серцевидная   -         tilia cordata- тилия кордата – идиллия Сократа
Латынь – мёртвый язык,  язык медиков и философов. Но мне нравились изречения:
                -  Veni, vidi, vici! – Пришёл, увидел, победил!
                - Abiens, abi! – Уходя, уходи!
                - Dumspiro, amo atque credo. -  Пока дышу, люблю и верю.
  Последующие страницы тетрадка хранила эпиграммы на преподавателей.
   Катрены были не совершенны и получались слабыми, но они девчатам нравились:
                Гигиена всем нужна –
                Своим делом не сложна,
                Чтоб был чистым унитаз,
                Хлорку сыпь в него не раз.
                ……………………………
Преподавателя гигиены мы уважали. Он по помойкам старался нас не водить, только  всегда говорил:

  – Девчата, идите в кино и не попадайтесь на глаза преподавателю химии и
атеизма. Напишите короткий отчёт об устройстве санитарного узла и завтра сдадите старосте.

Эпиграмма  на "химичку", Анжелу Ивановну, была покруче:

                Держит жёстко фармацевта
                Анжелика у себя,
                Часть десятая процента
                В мозг вливается скрепя.
                Рот углом, глаза шальные,
                И походочка штормит.
                Ну а мы, ведь не святые,
                Бунт в душе у нас кипит.
 Я сидела, как всегда, за первым столом,  окно щедро дарило порцию свежего воздуха и снимало напряжённость глаз.  Для контрольной студенты  приготовили двойные тетрадные листы.  Преподаватель химии легко увидела край раскрытой тетради в моём столе. Взгляд её говорил,  нет, он больше торжествовал и кричал:

– «Я тебя сейчас раздавлю!»

Подняв гордо голову и закатив глаза на потолок, она наклонила корпус надо мной и выдернула раскрытую тетрадь.  Шпора гармошкой упала мне на колени. Так как преподаватель пребывала в эйфории, а взгляд  был направлен в неизвестность – шпору заметить не удалось. Это была её ошибка! Улику я мгновенно, можно сказать молниеносно, спрятала в рукав.   

Затем Анжела стала читать, победоносно поглядывая на меня, но на странице  красовался катрен на преподавателя гигиены, оторопев от прочитанного, она повернула обложку – химией там не пахло, а пахло фармакогнозией. Тетрадь  полетела  на мой стол.

 Удивительно,   «химичка»  ничего не сказала, но главное, она не перевернула страницу, где притаился на неё шарж. Что было бы со мной впоследствии, я могла только предположить.
Контрольную я написала без ошибок, было всё правильно – бензойное кольцо никуда не сместилось, шпора мне не пригодилась, но Анжела поставила четвёрку. Стипендией я была обеспечена.