Спесивая Лиза

Любовь Матвеева-Поротикова
               

                «Спесь не ум, чванство не ум, а недоумие» (русск. пог.)

                Я помню Лизу маленькой девочкой. В те времена мы с упоением играли во дворах, на огородах, на поляне около железнодорожной линии, где иногда останавливался табор кочевых цыган – тогда, в пятидесятые, не все ещё были оседлыми. Летом,  в распутицу, и  зимой играли мы в свои детские игры. Особенно упоительны были зимы! Именно у Лизки на огороде, который находился перед домом, накручивало такие сугробы, которые нынешним детям в наших местах и не снились! В них мы прорывали целые тоннели – длинные-длинные, настоящие дворцы! Притащив из дома свечку, мы зажигали её и сидели в сугробе целыми компаниями!
                Ещё было радостно ухватиться за задок проезжающих мимо саней с запряжёнными в них лошадьми, вскочив на полозья, и прокатиться, пока седок не обнаруживал и не огревал тебя плетью. Мы играли в «глухой телефон», «кондалы-закованы», «а мы просо сеяли, сеяли», по начальным буквам угадывали названия фильмов – мы их знали все! А игрушек у нас совсем не было никаких!
                Однажды Лиза обнаружила у себя в волосах какую-то мягкую шишечку – прямо в самой середине макушки. Попросила нас посмотреть – что это? Мы все по очереди смотрели и щупали – это была тёмная мягкая родинка вроде мелкой пуговички. Не один раз мы смотрели и щупали эту родинку, несколько месяцев. А однажды  узнали, что это был клещ! Выяснилось это, когда она пожаловалась родителям… Те клеща сняли, и под ним образовалась лунка, на которой уже никогда не росли волосы…
                Мы бегали в мокрых штанах, с мокрыми носами, и знать не знали, не думали - кто из нас вырастет? Что Мишка Долиненко станет драматическим артистом, Женька Герасимов - писателем, Галька Семенякина - архитектором, Вовка Золотов - инженером, Анвар Даутов - очень крупным   чиновником.
                И знать не знали, что в наших сопливых рядах зреет великий человек - ТОВАРОВЕД НА УНИВЕРСАЛЬНОЙ БАЗЕ! Это действительно в то ВРЕМЯ ДЕФИЦИТА была величина! Неважно, что все вышеперечисленные имели высшее образование - товароведом можно было стать и после Кокчетавского кооперативного техникума, закончив кое-как заочное отделение... Тот, кто имел доступ к дефициту - вот кто был настоящей ВЕЛИЧИНОЙ! Я своими глазами видела, как большая шишка в ГОРИСПОЛКОМЕ, некто К.П.В., извивался перед поваром тамошней столовой Юркой С-вым, выклянчивая кусок мяса домой... Ну, негде тогда было взять мясо...
                Мы ничего не знали, и будущую величину дразнили "Лиза-подлиза"! Символично назвали нашу подругу... Говорят же: "Как назовёшь, так и поплывёт..." Потом мы разбежались по жизни, и уже мало что знали друг о друге. Я уехала поступать в молочный техникум в Курганскую область, а  Лиза  закончила торговый техникум. Она работала в годы дефицита на базе товароведом, и, кажется, занимала там небольшую должность, которая давала бо-о-ольшие возможности,  что нанесло непоправимый вред её мировосприятию.
                Я в это время тоже работала старшим товароведом на заводе в отделе снабжения – добывала для завода металл, картон, ремни, пластмассу, химикаты, но мне никаких дополнительных возможностей моя работа не давала. Как-то понадобилось что-то получить на базе, где работала моя подруга. Увидеть её, спешащей по коридору, было неожиданно и радостно:
                - Лиза! – окликнула я её. Но остановить её не смогла. Наверное, к тому времени она привыкла к имени Елизавета Николаевна… Поздороваться с ней можно было, только поймав за полу, и то она немедленно убегала под предлогом, что ей некогда.
                На самом деле, она считала себя птицей высокого полёта, и с кем попало - а мы, бывшие друзья,  и были «кто попало» - не общалась. Что такое – «подруга детства»? Нет, это была не та категория, которая представляла для неё интерес! Удивительным образом трансформировалось её лицо – хитрое и льстивое легко превращалось в холодное и высокомерное.
                А льстивым быть необходимо тому, кто хочет высоко взлететь!  Один великий сказал: "После тридцати лет человек отвечает за своё лицо - он его сделала всей своей жизнью!" Так вот, я знала и закончивших кооперативный техникум, которые могли высоко взлететь, но работали... упаковщицами на тех же базах. Что не дано - то не дано...
                Потом, в девяностые, Лиза держала на базаре магазинчик со спиртными товарами. И теперь не оставляет дело – у неё на  контейнер с электротоварами. Заправляет там здоровый молодчик. Я подошла на днях, спросила его:
                - Лиза здесь?
                Спесивая Лиза, может, и была здесь, но из пристройки в конце контейнера ей отлично видно, кто её спрашивает. Не ко всякому она выйдет! Поговорить с ней можно только если застанешь её врасплох у прилавка. Молодец об этом отлично осведомлён, и знает, когда представить хозяйку, а когда нет.
               - ЕЛИЗАВЕТЫ НИКОЛАЕВНЫ нет – почтительно поправляет он меня. Он отлично понял, как высоко ценит его хозяйка пиетет, и умеет быть ей приятным...
               - Дайте мне её телефон, - прошу я.
               - Не могу. Если только ваш ей передать… - сомневается детина.
               
               Я не порываю с Лизой, моё любопытство ко всякой человеческой природе не даёт мне сделать этого. Однажды я даже зашла к ней домой (!). Тут уж ей деваться было некуда, и она пригласила меня пройти,  познакомила с мужем Игорем. Тогда я только приобрела видеокамеру, и увлекалась этим занятием. Сняла Лизу с мужем в домашней обстановке – в зале, на кухне.
                Особую гордость Игоря составляла библиотека – тогда это было престижно. И особенно одна из полок. Без стеснения, с гордостью, он рассказал, что, бывая каждый год на отдыхе по бесплатной путёвке (вместе с женой они никогда не ездили) в доме отдыха, он записывался в библиотеку, выбирал самые лучшие книги, и с ними смывался домой – брал «на память»… Так же, вероятно,  поступала и Лиза… Я  удивилась, что О ТАКОМ можно говорить беззастенчиво. Жили люди вполне зажиточно, детей не имели вовсе, и были такими стяжателями?..
               Игоря  уже нет – вполне свежий мужчина «ушёл» неожиданно ещё лет десять назад. Детей так никаких и не появилось. Лизе уже семьдесят… Здоровье её очень посредственное – ноги сильно пухнут. А остановиться она никак не может – так велико желание не столько работать, как зарабатывать. Для чего?..
               Есть другая сестра, Вера. Она тоже с мужем прожила много лет, но детей не имела.  Сейчас Вере восемьдесят, она ещё держится, но мужа тоже на стало давно… И у этой сестры тоже хорошая квартира… У третьей сестры Нины есть дочь Ира – красавица! Впрочем, я её давно не видела… И у Иры есть дочка… которая, может, уже бабушкой стала – время-то как летит! Вот этой ветке их семьи  всё и достанется…
              Так что Лиза «пашет» не совсем зря – работает на будущее своей фамилии… А, может, она по-своему распорядится имуществом? Молодчик уж больно хорош!..Женю