1. Воспоминания ленинградца. Высокие гости

Валерий Хатовский
                Воспоминания нестарого ленинградца
    
          Навеяно «Ленинградскими хрониками» В. Байкова   http://www.proza.ru/2017/04/21/1768
 
Я - не старый, в мои 79 - востребован профессионально и любим моей женой, детьми и внуками. Для них пишу эти заметки, может быть, интересно будет ещё кому-то.

   1. Высокие гости

После смерти Сталина обстановка в стране  стала постепенно меняться. Объявили так называемую «Ворошиловскую амнистию» *), выпустили из лагерей и тюрем осужденных за не слишком тяжкие преступления уголовников и сидевших за называемую «растрату в небольших размерах». Вышел на свободу отец моей будущей жены – ему «пришил» растрату местный кагэбэшный начальник. На самом деле отомстил за то, что, будучи директором радиозавода, не «подарил» новейшую тогда радиолу, только-только начавшую сходить с конвейера.  Освободившимися ворами и бандитами кишела тогда вся страна.

    Вдруг стали выходить на экраны американские голливудские фильмы. Перед началом фильма на экране появлялось объявление:
«Фильм взят в качестве трофея». Так мы смогли посмотреть и «В сетях шпионажа», известный сейчас как «Касабланка», и «Газовый свет»,  и, конечно, несколько серий «Тарзана».

    Но были изменения и «международного масштаба», главы государства начали ездить «по заграницам». Председатель Совета министров Булганин и с ним Хрущев, глава партии, поехали  «устанавливать добрососедские отношения» с экзотическими странами – Индией, Индонезией, Бирмой, другими ранее неслыханными у нас государствами. После таких поездок мы все смотрели рассказы об эти поездках в
кинохронике.   Тогда шутили (стало можно смеяться после 20 съезда) - раньше страной управляли марксисты, потом - садисты, теперь-туристы. А после были ответные визиты высоких гостей в Союз.

Приезд каждого - это было тогда целое событие, народ снимали с работы и отпревляли стоять на улицы по маршруту проезда кортежа с высокими гостями

    Помню, приехал премьер министр Индии Джавахарлал Неру – высокий стройный старик в  узких чесучёвых брючках, таком же кителе и в шапочке-пилотке. Очень забавной тогда казалась всем его одежда, и сразу в Ленинграде стали рассказывать анекдот: Приходит человек к приятелю, открывает ему дверь хозяин, стоя в белых кальсонах и рубашке .Тот спрашивает:
 - Ты что, Джавахарлал Неру?
 - Что, какую Нюру? И что это за новое выражение – джавахарлал?

     Приезжал глава какой- то восточной страны, кажется Пакистана, по имени Аюб-Хан, так иначе, как Аеб-хан его в разговорах не называли. Приезжал правитель Бирмы по имени У Ну, ходил он в халате, голова была повязана платком, концы платка свисали сбоку на ухо.  Круглое лицо, ни дать, ни взять – женщина. Ну как народ мог пропустить такой персонаж без шутки? А как-раз незадолго перед  У Ну ездил по нашей стране китайский поэт Го Мо-жо, видный деятель компартии.  Не замедлил появиться анекдот:
   - Приходят в детский сад Го Мо-жо и У Ну, дети их приветствуют:  Здравствуйте дядя Го Мо-жо и Гоможопина тётя!

  Тогда же появились в продаже поллитровки водки, закрытые вместо пробки кусочком алюминиевой фольги с отогнутым для открывания хвостиком. Их сразу прозвали У Ну. Приходил мужик в продмаг и требовал: - Мне У Ну и братскую могилу! Продавщица понимала и давала ему бутылку и к ней банку килек в томате: 20 трупов в одной коробке.
-------------------------
    *) К.Е. Ворошилов был тогда председателем Президиума Верховного совета. Мой отец служил тогда в Пушкине, его часть располагалась рядом с тюрьмой. Он рассказывал, что вся тюрьма тогда кричала: Слава Ворошилову!
   Помните, у Высоцкого: "Освободили раньше на пять лет, и подпись: Ворошилов-Георгадзе".