Пeрeчитывaя Лoлиту Нaбoкoвa
Ученый доцент литературы скажет «модернизм», влияние Дж. Джойса, Пруста, Белого.
Неискушенного читателя скорей всего озадачит моральная сторона: Как можно сочинять такое? Можно ли сочинять такое? Зачем? Модернисты, к которым, несомненно относится Набоков, склонны были избегать вопросов нравственности – искусство для искусства и никаких. Книга может быть хорошо написана либо плохо. Все. Но Набоков, в отличие от собратьев-модернистов, сам призывает читателя судить его героя Гумберта Гумберта, с точки зрения закона и с точки зрения морали. Иной читатель, впрочем, готов поспешно судить и осуждать под горячую руку автора.
В юности Набоков увлекался составлением шахматных этюдов. Хороший этюд – задача, составленная из ограниченного набора фигур, допускающая в идеале единственное элегантное и трудно находимое решение. Соревнование не между белыми и черными, как в игре, а между автором этюда и читателем.
Можно взглянуть на «Лолиту» в этом свете. Автор говорит: «Из такой пакости как педофилия, я построил безупречный роман о пламенной и нежной любви. Преступной любви. Найти моральную разгадку, элегантное решение сложной задачи, предоставляю читателю».