Записки. Охотники лесного Бикина

Записки Охотоведа
В Поручении Президента Российской Федерации от 7 ноября 2013 года, пункт 5 обозначен как: «Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Приморского края обеспечить подготовку и принятие нормативного правового акта, направленного на создание в бассейне верхнего и среднего течения реки Бикин особо охраняемой природной территории федерального значения в форме национального парка, обратив особое внимание на необходимость урегулирования вопроса о возможном участии в органах ее управления представителей проживающих на данной территории коренных малочисленных народов».
  Немногие из тех, кто читает данные сроки, могут себе вообразить, что в вышеприведенных скучных канцелярских строках, подводится итог полувековой попытки малочисленных народов наладить свою жизнь в соответствии с обычаями и традициями своих предков.
Река Бикин – крупный правый приток легендарной Уссури. Площадь бассейна данной горно-лесной области составляет территорию площадью сопоставимой с такими балканскими государствами как Словения и Албания.
Но в отличие от курортных мест Европы, население людей в бассейне лесной реки на два порядка меньше, неудивительно, что на восточной окраине евразийского континента и сохранилась природа крупных естественных смешанных широколиственных и кедровых лесов, которых не найти в таком виде нельзя уже.
И главное здесь – это то, что исключительное для Северной Евразии природное разнообразие сформировало особый стиль жизни людей, за столетия хорошо приспособленный к сезонности возможных промыслов и занятий.
Эта территория замечательна своим населением, в частности среднюю часть бассейна реки заселяют коренные малочисленные народы, которые здесь живут и ведут традиционный образ жизни в течении нескольких столетий.
Уникальность и своеобразие растительного и животного мира в бассейне реки Бикин дали основание называть этот край «Русской Амазонкой». И также, как знаменитая южноамериканская река, образно называемыми «легкими планеты», леса реки Бикин поддерживают «дыхание живого» во всей восточной части Евразии, смягчая своим существованием климат огромной территории Южной Сибири, Средней Азии и низовьев Урала.
На этой многолесной территории всегда жили и живут охотники и рыболовы, что совсем неудивительно, и закономерно. Ведь мясо и рыба здесь может быть добыта в течении круглого года, если ты не потерял возможность слышать и понимать природу.
Такие знания трудно почерпнуть из книг, они с раннего детства передавались в устной традиции коренных малочисленных народов – удэгейцев и нанайцев. И так происходило веками, но в ХХ в. и здесь произошли крупные перемены как в исконных занятиях, так и в сознании самих людей.
В предгорьях хребта Сихоте-Алиньского горного массива, в бассейнах рек Дальнего Востока с замысловатыми названиями - Бикин, Хор, Самарга, Иман, Хунгари с их многочисленными притоками, живут замечательные люди, хранители древней, многогранной и во многом загадочной культуры – удэгейцы.
 Отметим, что бассейн реки Бикин – место не простое для жилья, и в его верхней части, в отрогах Центрального Сихотэ-Алиня люди никогда надолго не задерживались. Ответ – почему, можно получить если представить здешние ландшафты. Угрюмые каньоны, скальники, каменные россыпи на высоте тысячи метров переходят в обширное Зевское плато.
А здесь чахлые лиственичники и верховые мари – это сердцевина всего бассейна, где регулируется сток воды. Еще -это прибежище немногочисленных в природе уссурийских лосей, шустрой кабарги и русского соболя. Именно, последний привлекал пристальное внимание промысловиков, по малоснежью можно было забраться в верховья Сихотэ-Алиня.
Здесь – проложены транзитные коридоры в кочевках всего таежного зверья, и умелый промысловик старается перекрыть пути миграций, с тем чтобы снять свой урожай «мягкого золота».
В этих суровых местах мало оседлых животных, и даже таким сильным выносливым зверям как лоси или таким искусным скалолазам как кабарга трудно выживать в условиях нередких двухметровых снегов.
Тем не менее, казалось бы непроходимые дебри густых пихтачей и приречных ельников, увитых седыми лишайниками, хаотичные нагромождения валунов, покрытых вечнозеленым мхом, корявые стволы припойменных лесов дают им надежное убежище, обеспечивают удобное местообитание и кормовую базу.
Верховья Бикина во все времена привлекали вниманию людей рисковых, бродяг без рода и племени, авантюристов. Здесь водится золото, его мыли частным порядком, работали артели, и сейчас не прекращаются попытки бизнеса «прибрать» лакомое местечко для добычи драгметалла.
Здесь нельзя рубить лес, будет нарушено равновесие огромной, но хрупкой лесной экосистемы. Тем не менее, лесопромышленники постепенно подбираются с севера и с востока, и на космоснимках видно множество «дыр» и «полос» - это незаконные, никем не контролируемые рубки и потайные лесовозные дороги. Никто не может сказать, насколько изменился  естественный характер лесной системы из-за этих хищнических воздействий.
А ведь идет масштабное воздействие не только на лес, но и на людей. «Лесные люди удэгейцы» - это название одного из произведений известного исследователя Дальнего Востока В.К.Арсеньева. В названии этноса заложен глубокий смысл, включающий историю формирования, образ жизни, духовные представления и весь культурный комплекс.
Так, основные возможности передвижения по всему Бикину представляет сама река, поэтому основное средство передвижения здесь это лодка. Удэгейцы изготавливали и успешно пользовались длинными семиметровыми батами, изготовленными из цельного древесного ствола огромного ильма или ясеня. На таких батах аборигенами преодолевались сотни километров реки в их сезонных заездах на промысел.
Сейчас можно только диву даваться как можно было быстро и ловко передвигаться в стремнине этой своенравной реки, отталкиваясь с помощью длинных шестов, передвигаясь против течения, и успешно обратно сплавляясь, выруливая лопаточкой особых весел. Такое передвижение по реке может быть почти абсолютно беззвучным, и поэтому все способы охоты с огнестрельным оружием, здесь успешны.
Каждый удэгеец обладал знанием физико-географических и метеорологических условий края и каждому охотнику были известны повадки и особенности обитателей тайги.  Удэгеец - это прежде всего охотник. С охотой связан весь жизненный уклад, материальная и духовная культура этого народа как в прошлом, так и в настоящем.
Самая распространенная охота на реке на копытных. Местные охотники остаются зорки и внимательны, как и их далекие сородичи и высматривают издалека стоящего на берегу изюбря, лося, косулю. Сами звери нередко переплывают Бикин, и тогда можно увидеть легко плывущего кабана, бурого и гималайского медведя.
Зоркость и навыки успешной охоты и следопытства можно сохранить пока живешь на реке большую часть года. Но можно и легко потерять, если окажется, что охотиться больше негде. Здесь следует вспомнить, что их далекие родственники - североамериканские индейцы, потеряли навсегда свои вековые качества, когда их сселили в резервации.
История приводит много примеров, и мировой лидер сегодняшнего дня – США старательно забывает свое неприглядное прошлое, в котором причина многих проблем современности. Особенно это следует отнести к взаимоотношениям человека и природы. Что же происходило там три столетия назад?
Американские пионеры – в большинстве своем это были авантюристы всех мастей и сильно религиозные протестанты-фермеры. У первых не было никаких заповедей, вторые – же полагали, что господь им простит их прегрешения, поскольку они сильны в своей вере. Их роднило одно, эти люди стремились «урвать свое», и им было глубоко наплевать, на то, что территория дикой представлялась только тем, кто в нее вторгался, но не жил.   
А ведь любой народ существует пока способен сохранять свои традиции, культуру, обычаи. И это трудно сделать, оторвавшись от своей исконной земли. В США племена индейцев исчезали, когда были вытеснены, изгнаны из своих традиционных мест под натиском переселенцев. Нет своей территории, нет возможности вести промысел в своих родовых угодьях, значит теряется и та исконная связь с природой, о которой заботились предки.
На Бикине сейчас есть, живут и стараются поддерживать традиционный образ жизни не только живущие здесь коренные народы, но и вообще сельчане – русские, украинцы, белорусы… перенимают таежные обычаи, ценят и поддерживают.
Навыки охоты у удэгейцев складывались векам и, они разнообразны, но немногие охотники постигают их в совершенстве. Я видел у мастеров, как по оставленным на стволе дерева царапинам, по вмятинам на траве, отпечаткам следов на земле и даже запаху окружающей местности, удэгейцы узнают присутствие животного, его возраст, пол, направление движения, быстро ориентируются, где и в каком месте можно выйти ему навстречу.
Кстати, охотились раньше и охотятся сегодня  удэгейцы почти круглый год: раньше это было незаконно, сейчас – новый Закон позволяет делать это легально, но не всем.
С началом советской эпохи и новых экономических условий, в жизни удэгейцев постепенно происходили трансформации основного промысла. С введением коллективных хозяйств охото- и рыбодобыча стала плановой, где регулятивную функцию численности промысловых видов исполняли соответствующие государственные организации. Охотники и рыболовы объединялись в промысловые артели, гос- и кооппромхозы. Вводились новые формы хозяйства – земледельческое, животноводческое, но они не увенчались успехом. Во многом на это повлияли этнокультурные особенности населения, лесные жители – собиратели больше, чем земледельцы, по своему ментаитету.
С развалом Советского Союза прекратили свое существование госпромхозы, коопзверопромхозы и другие дотируемые госорганизации. С началом рыночных отношений  “лесной народ” утратил экономические гарантии государства и остался один на один со своей исконной средой обитания. Но два десятилетия на этой территории выживают, стараясь поддержать свое благополучие, и при этом не утратить связь с природой. Для сохранения охотничье-промысловой деятельности есть своя община «Тигр», которая арендует большую часть территории Среднего и Верхнего Бикина.
В рамках общины, в определенной степени, воспроизведены инструменты поддержки охотника-промысловика, оказывается помощь в приобретении снаряжения, и реализации продукции охоты по справедливым ценам. Главное, что община арендует основной лесной фонд, прежде всего для сохранения местообитаний диких животных и поддержания орехово-промысловой зоны обширных кедровых лесов.
Но основная интрига основная заключается в том, что весь постсоветский период не прекращается борьба за возможность использования этой уникальной территории. Понятны устремления бизнеса – лес надо рубить и продавать. Понятно также желание состоятельных людей – иметь себе участок на этой территории, чтобы раз-другой в год побывать в тишине и богатстве нетронутой природы, самому – отдохнуть и друзей пригласить. Губернаторы Приморья разделяют эту позицию, и проблемы Бикина для них не секрет.
А вот местные жители с помощью ученых и природоохранных организаций всегда были за создание территории традиционного природопользования. Эта инициатива отвечала сильнейшим желанием – получить возможность сохранить свой образ жизни и культуру в местах, где жили предки. За этот период было подготовлено не менее десяти проектов организации ТТП.
В 2006 году в Министерстве регионального развития Российской Федерации на межведомственном совещании было принято решение поддержать инициативу Минрегиона России и признать целесообразным создание первой в России особо охраняемой территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов федерального значения «Бикин» в Пожарском районе Приморского края в качестве необходимых мер сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Но власть решила по-своему
Еще летом 2013 г. губернатор Владимир Миклушевский предполагал организацию охраняемой территории регионального значения, речь шла и о возможности организации ТТП регионального значения, но федеральные структуры не настолько оказались доверчивы, и продолжая политику усиления федерального влияния на Дальнем Востоке, уверенно предложили здесь создать национальный парк.
Родился окончательный вариант, 10 октября 2014 года руководителем президентской администрации Сергеем Ивановым и приморским губернатором было объявлено об организации национального парка на Бикине. Поручения Президента существенным образом скорректировало реализуемость этого мероприятия, наступил новый этап, но пока еще никто не сможет сказать – как же сохранять и поддерживать традиционный образ жизни и занятий коренных малочисленных народов на ООПТ федерального значения, с весьма категоричным языком «законных» требований к ограничению и даже прекращению охоты.
5 ноября 2015 года Национальный парк «Бикин» Указом Президента РФ В.В. Путина был создан.

Фото Александра Паничева