Загадки сталинграда

Николай Лебедев 2
Принятие Сталиным в Тегеране капитуляции Британской империи.

К 75-летию Сталинградской битвы

28-го июня 1942-го года немецкая 4-я танковая армия, под командой генерала Гота и при поддержке 2-й немецкой и 2-й венгерской армий, перешла в решительное наступление на Воронеж. 30-го июня, южнее, перешла в наступление немецкая 6-я полевая армия под командой генерала Паулюса. Так начался кавказский поход вермахта за майкопской, грозненской и бакинской нефтью. В совокупности здесь были задействовано более трети пехотных соединений вермахта, находившихся на Советско-Германском фронте, и более половины его танковых и механизированных сил.
 
***
Чем дальше во мглу времени уходят события Сталинградской битвы, тем крупнее на фоне многих, может очень значимых, но, все же деталей, выдвигается главное, то, что составляет основную загадку этой битвы. КТО ВСЕ ЭТО ЗАДУМАЛ?
У этого вопроса имеется три аспекта:
1. Кто являлся основным ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕМ;
2. Кто был основным ВЫГОДОПОДНОСИТЕЛЕМ;
3. На кого мог рассчитывать ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЬ.
Германский Генеральный Штаб во главе с Гитлером не могли быть основным выгодополучателем. Побойтесь Бога господа. Вглядитесь внимательно в карту. Это же типичная авантюра – гигантский многомиллионный военный кулак сам лез в стратегический мешок. Об этом прямо вспоминает Манштейн:
«Группа армий «А» стояла фронтом на юг в северной части Кавказа между Черным и Каспийским морями. Группа армий «Б» держала фронт, обращенный на восток и северо-восток, начинавшийся на Волге южнее Сталинграда, поворачивавший севернее города к среднему течению Дона и проходивший далее вдоль этой реки до района севернее Воронежа. Обеим группам армий приходилось держать фронты такой протяженности, для каких у них было слишком мало сил, тем более, если учесть тот факт, что южное крыло противника не было по-настоящему разбито, а смогло избежать уничтожения путем отвода сил, хотя и понеся значительные потери. К тому же противник располагал очень крупными оперативными резервами на остальных участках фронта, а также в глубоком тылу. В конце концов, между обеими немецкими группировками в районе калмыцких степей (Астраханская область) образовался разрыв шириной 300 км, который прикрывался совершенно недостаточными силами одной дивизии (16 мотострелковой дивизии), располагавшейся в районе Элиста (Степная)».
Унижать умственные способности немецкого высшего военного командования, это значит оскорблять память о героизме русских солдат, выдержавших полугодовое сражение и победивших в нем, многие из которых отдали за победу самое дорогое, что имели, свою жизнь. Говорить, что немецкие генералы не понимали, к чему могут привести их действия… Ну! Ну! Понимали они все, понимали, но, многое умевшие, они выполняли приказы, преступные, прежде всего, по отношению к немецкому народу.
Основного выгодополучателя, как всегда в современной истории, необходимо искать в треугольнике Английский Банк, Лондонская Биржа, Букингемский дворец. Русский генерал Едрихин еще в 1912-ом году сказал, мол, что может быть хуже войны с англосаксами, только дружба. Если министр иностранных дел Британии приезжает в Москву и объявляет себя убежденным русофилом, то это всегда означало, что он готовит для России очередную подлость. Другими словами, главная тайна Сталинградской битвы состоит в том, что изначально она была задумана в Лондоне. Ибо выход немцев к Главному Кавказскому хребту и захват ими хотя бы нескольких перевалов через него давал англосаксам блестящий повод оккупировать Закавказье с его Бакинскими нефтепромыслами. Сбылась бы вековая мечта лондонского Сити и Букингемского дворца. И все это в полном соответствии с вековыми британскими традициями – в основном чужими руками и ударом в спину «союзнику».
Одним словом основным ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕМ от возможного исхода Сталинградской битвы была Англия.
Германский Генеральный Штаб во главе с Гитлером не могли быть единственными ВЫГОДОПОДНОСИТЕЛЯМИ. Не будь организована «неудачная» операция под Барвенково, хорошо известная как первая попытка освобождения Харькова, им в дурном сне не пригрезился кавказский поход. Задумывая Сталинградскую битву, в Лондоне учли,  что членом Военного совета Юго-западного фронта, проводившего эту операцию, был член Политбюро и, одновременно, глава всего троцкистского подполья, образовавшегося после разгрома основного ядра троцкизма в 1936 – 1938 годах, он же идейный вдохновитель Харьковской операции, Никита Хрущев.
Операция прошла «блестяще». Вспомним, как в тот момент, когда фон Клейст уже подрезал Барвенковской группе советских войск пути к отходу, Хрущев докладывал Сталину, что все идет как надо (Жуков Г.К. Воспоминания.  2002. С.64). Юго-западный фронт тогда потерял 20 дивизий. А потом еще 20 дивизий под Миллерово. Дорога Гитлеру на Сталинград и Кавказ открылась.
Третьим аспектом ответа на поставленный вопрос является – на кого рассчитывали задумавшие Сталинградско-Кавказскую битву. Как не покажется странным, на существенную часть советских генералов.
За годы Великой Отечественной в немецкий плен попали 78 советских генералов. 26 из них умерли в плену, шестеро бежали из плена, остальные после окончания войны были репатриированы в Советский Союз. Из них, запятнавшие себя прямым сотрудничеством с Гитлером, были расстреляны 32 человека. Здесь необходимо отметить, что в 1936 – 1938 годах органами НКВД был разгромлен военный заговор Тухачевского, Якира, Уборевича и прочими. Но это была лишь головка заговора, который сам по себе был значительно шире. В значительной степени генералитет СССР ко времени начала войны состоял из выдвиженцев заговорщиков. Доказательством этого является факт, что два из пяти взятых в плен советских генералов стали прямыми предателями. Но среди не подвергшихся репрессиям оказался и генерал Лукин, заявивший немцам на допросе:
«Если вы создадите русское правительство, то откроются надежды на то, что переход на сторону так называемого врага не явится предательством родины... Если это поход за освобождение России от господства Сталина..» .
Произнесенные слова, отнюдь не слова генерала патриота, а лозунг, под которым рвался к власти «красный» маршал, бывший гвардии поручик. И таких как Лукин было много. Их объединяло одно – неверие в победу СССР в войне. Поэтому они воевали «спустя рукава», подобно, известному «истребителю пехоты, танков и артиллерии», генералу Москаленко, бросавшего свои части в лоб, часто без проведения элементарных разведывательных мероприятий. Показательна в этом плане Московская битва, в ходе которой планировалось отбросить противника на 500 километров от столицы, а враг отошел всего лишь на 150-200 километров. Только после Сталинграда значительная часть советских генералов, как бы проснувшись, стала воевать как надо.
По окончанию войны В.С. Абакумов, знаменитый создатель «СМЕРША» и министр ГБ, по личному распоряжению Сталина, озабоченного историей катастрофического начала войны, попытался раскрутить предательский клубок, но столкнулся со стеной, состоящей из друзей, сослуживцев и так далее подобных «героев». В конце концов, его обвинили в фабрикации дел, арестовали и, после прихода к власти Хрущева, расстреляли. Одновременно с указанном распоряжении, в помощь Абакумову, был привлечен начальник военно-научного управления Генштаба ВС СССР генерал-полковник А.П. Покровской. Последний, сформулировал пять вопросов ко всем выжившим в войне командирам соединений Красной Армии, находившимся 22-го июня на советско-германской границе.
Отвечать должны были и генерал Шумилов, герой Сталинграда, Курской битвы, и генерал Собенников, бездарно сдавший осенью 1941-го года немцам, будучи беспробудно пьяным, Псков и Великий Новгород, обрекший тем самым Ленинград на мучительную блокаду. Ответы писал и генерал Захаров, первым поднявший вопрос о существовании в Красной Армии, так называемой, «киевской мафии» в лице Тимошенко, Жукова, Ватутина и ряда других многозвездных генералов. Ответы на эти вопросы до сих пор являются государственной тайной, ибо против их публикации встало на дыбы Политуправление СА вместе с маршалами Жуковым и Василевским. Правда, ответы на два первых вопроса были все же опубликованы в Военно-историческом журнале аж в 1989 году. Но нет ли в опубликованных вопросах и ответах фальсификаций, сказать трудно. Пока история об этом умалчивает.
***
Но вернемся к собственно Сталинграду. Тогда разбираться с полетами некоторых военных Сталину было не досуг, особенно после Миллерово. Шла Большая Игра на нервах. Сталину пришлось прилагать неимоверные усилия для нейтрализации результатов действий как немецких, так собственных генералов. Немецкий генерал Типпельскирх, а затем военный историк, пишет:
«Сталин со злобной радостью следил за наступлением немецких войск на Сталинград и Кавказ. Он расходовал свои резервы очень экономно и только тогда, когда было действительно необходимо помочь обороняющимся в их крайне тяжелом положении. Вновь сформированные, а также отдохнувшие и пополненные дивизии пока не вводились в бой: они предназначались для того, чтобы как карающим мечом Немезиды разрубить слишком растянутый фронт немецких армий и их союзников и одним ударом внести коренной перелом в положение на юге. Сталин смог оснастить свои новые армии гораздо лучше, чем оснащались до того времени русские войска. Вновь созданная по ту сторону Урала или перебазированная туда военная промышленность работала теперь на полную мощность и позволяла обеспечить армию достаточным количеством артиллерии, танков и боеприпасов».
К сказанному вспомним, что нам твердили Жуковы, Василевские и еже с ними:
«Из чего исходила Ставка, разрабатывая план летней кампании? Враг был отброшен от Москвы, но он все еще продолжал угрожать ей. Причем наиболее крупная группировка немецких войск (более 70 дивизий) находилась на московском направлении. Это давало Ставке и Генштабу основания полагать, что с началом летнего периода противник попытается нанести нам решительный удар именно на Центральном направлении. Это мнение, как мне хорошо известно, разделяло командование большинства фронтов».
Врут, нагло. Стратегические резервы концентрировались, как указывал сам Василевский, в четырехугольнике Тула – Саратов – Сталинград – Воронеж. О каком московском направлении может идти речь, если все железные дороги в этом районе идут в основном с севера на юг, от Москвы на Кавказ. Значит и резервы были здесь собраны главным образом, чтобы использовать их на южном направлении.
И когда 19-го ноября час Немезиды пробил, выяснилась ситуация, о которой с прямотой достойной уважения пишет Манштейн:
«Противник (то есть наши, Н.Л.), прежде всего, сделает все возможное, чтобы уничтожить окруженную 6 армию. Вместе с тем, надо иметь в виду, что противник, используя поражение 3 румынской армии, попытается своими подвижными силами продвинуться в районе большой Донской дуги в направлении на Ростов. Здесь ему предоставлялась возможность перерезать коммуникации не только 6 и 4 танковых армий, но и группы армий «А». Имевшиеся в распоряжении противника силы, которые он, несомненно, мог усилить за счет переброски на этот участок новых сил, позволяют преследовать одновременно обе названные цели». 
Что же касается 6-й армии Паулюса, то Манштейн считал, что выбраться ей из капкана 22 или 23 ноября было, возможно, уже поздно . Что оба направления возможного прорыва, или на Калач, или восточнее Дона на юго-запад к остаткам 4 танковой армии, за пределами реального. По его мнению, армия была бы вновь остановлена противником в степи в условиях недостаточного количества боеприпасов, горючего и продовольствия! Возможно, отдельным частям, особенно танковым, удалось бы спастись. Но уничтожение 6-й армии было уже предрешено . И он, как минимум для себя, отметает всякие иллюзии:
«Однако не следует предполагать, что армия сохранилась бы как боеспособное соединение. Для этого сложилась слишком угрожающая обстановка даже в самый ранний момент, когда еще можно было предпринять попытку прорыва. К тому времени, когда спасенные части 6 армии, может быть, достигли бы 4 танковой армии, все блокирующие силы неприятеля были бы свободны. Но этим самым, по всей вероятности, была бы решена судьба всего южного крыла, включая группу армий «А» .
В своих мемуарах Манштейн срывает покров тайны над еще одной загадкой Сталинграда, усиленно раскручиваемый в свое время нашими горе-историками. А именно, почему так и не был отдан приказ Паулюсу на прорыв из окружения, в момент подхода к окруженным 7-ой танковой дивизии генерала Рауса. Немецкая 6-я армия выполняла свой долг – умереть, но, сковав в своей блокаде силы русских, дать возможность группе армий «А» выскочить из Северокавказского капкана через узкое Ростовское горлышко.
24-го декабря 24-й танковый корпус Баданова на время захватил и уничтожил аэродром в станице Тацинская, этот основной пункт снабжения окруженных. До нового 1943-го года Красная Армия громила остатки группы немецких армий «Б», избежавших окружения. А затем, в течении двух декад января пополнялась личным составом и вооружением. И лишь к 23-му января она приготовилась к броску на Батайск и Ростов. Именно тогда пришла из Ставки директива №30025 о наступлении. 3-й гвардейский танковый корпус Ротмистрова в течение трех дней, 24, 25 и 26 января, вел упорные бои, но выполнить директиву не сумел, так как ему уже противостояли не только танки Гота, но и, частично, танки Клейста. Ибо у немцев, отступавших с Кавказа, только пятки сверкали. Путь от Терека до Ростова на Дону, равный расстоянию от Бреста до Москвы, был преодолен немецкими войсками всего за 24 дня. На 8-е января 1943 года их арьергарды отступили от Грозного до Минеральных вод. На 18 января они находились на окраинах Ставрополя. 24-го января немцами был оставлен Армавир. 28-го января большая часть войск Клейста оказалось в Ростове. И лишь после этого немецкая 6-я армия капитулировала. Не забывая, что это был наш враг, жестокий и беспощадный, отдадим дань мужеству немецкого солдата. Ибо он свой долг, как его понимал, перед своей страной выполнил до конца. Признание данного факта ни на йоту не умаляет подвига русского солдата, России как страны, и в целом Русского народа.
Но финишная точка в Сталинградской битве была поставлена позже, в Тегеране. Где Черчилль от имени Британской империи вручил Сталину меч. Во все предшествующие времена свой меч отдавали как знак капитуляции. Думаю, что Сталин так и воспринял этот жест. Основной выгодополучатель получил от своей задумки громадный русский кукиш.