Санскритология. Толк. слов Библ. София

Владимир Ком
Справка.
София, Премудрость (греч. — «мастерство», «знание», «мудрость») — понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость. Термин «София» возник в Древней Греции как обозначение мудрости. У Гомера (Нот. П. XV 411—412) он тесно связывается с именем богини Афины, подчёркивая атрибут строительства и упорядочения, художества и рукомесла. В дофилософском употреблении (Гомер) — разумное умение в творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель). В иудаизме и христианстве — олицетворённая мудрость Бога. В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные православные церкви в княжествах Восточной Европы — в Киеве, Новгороде и Полоцке).

Санскритология.
 Чтобы понять смысл слова София, прежде надо знать основы гостицизма, учения, находящееся в основах православия, но забытого или вернее сказать сознательно истреблённого католицизмом.  В одном из самых загадочных гностических  произведений, «Pistis Sophia» [Пистис София], даётся откровение о судьбах мироздания и места человека в нём. Повествование начинается с рассказа о Едином, которое содержит в себе всё, поэтому Единое непознаваемо.  Оно неописуемо, поскольку нет ничего внешнего относительно него. И чтобы себя узнать Единое открывает себя в сущностях Высшего Мира – ЭОНАХ, которые знают и помнят о своём происхождении от Единого. Однако одна из сущностей – София «родила» сына Иалдабаофа, который, не зная о своей связи с Высшим Миром, стал претендовать на единственность, сотворив низший мир. Унаследовав от матери частицу Высшего мира, Иалдабаоф по своему незнанию отдаёт её человеку, сотворённому им и его «властями». И Высшие силы ведут борьбу за человека с тёмными силами, поэтому на землю приходят Спасители, посланцы Высшего Мира Света.
Словосочетание Пистис София при прямом переводе с санскрита:   pista-is  [писта-ис], где pista «еда, пища», is «сок, напиток, сила, мощь, искать». Слово София греки переводят как «мастерство, знание», «мудрость» и отождествляли Софию с Афиной. По-русски слово софия созвучно слову сова и эта птица действительно была тотемом богини Афины, олицетворявшая мудрость. На иврите  близкое к слову софия: hochemah, которое означает «мудрость божества», а по-русски звучит как хохма, «необычное, мудрёное слово, понятие».
 Но все эти эпитеты не сочетаются с «едой и соком», поэтому переведём это словосочетание с санскрита, предварительно переписав слова наоборот – ситсип яифос: sita-sin jivya-as  [сита-син дживья-ас].  Слово sita означает «светлая половина месяца», sin  «Син – бог Луны», jivya «жизнь», as «божественная сущность», т.е. «Божественная  сущность жизни светлой половины месяца Луны».  Применительно к женской сути божественной сущности, слог  ас можно встретить в имени древнесемитской богини Астарте, олицетворяющая планету Венеру, богиня любви и плодородия. Монограмма этих древних символов была в виде лежащего светлого серпа луны, а над ним звезда Венера, что до сих пор мы видим на флагах всех мусульманских стран: полумесяц и звезду.
В православии символом Софии является крест с полумесяцем, на вершине которого находится птица (голубь) – символ Святого Духа. Отсюда общий вывод – София это Святой Дух, который осиняет человека и даёт МУДРОСТЬ. Поэтому собрания верующих – соборы, проходили в соборах, посвящённые Софии, где обитает Святой Дух, чтобы принимать мудрые решения.
Иллюстрация: Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Киевская)