Ид мубарак!

Геннадий Жеребилов
Статья написана и опубликована на World Crisis в 2014 г.

Курбан-Байрам или Ид-аль-Адха - праздник жертвоприношения ради Единого Бога. Это самый великий и значимый в Исламе праздник .

История жертвоприношения Пророком Ибрахимом своего сына изложена в Коране и определяется как великое испытание, которое с честью выдержали и отец, и сын. «Поистине, это - явное испытание.» (сура 37:106).

Когда я был ребёнком, меня потряс рассказ о том, что Всевышний потребовал от Пророка Ибрахима принести в жертву любимого сына. Когда я вырос и стал моряком, я видел, как отцы семейств уходят в море, оставляя жён и детей на берегу. Разлука длится месяцами. Разве не является это, пусть не такой великой, но всё-таки жертвой отцов семейств во имя долга, достижения жизненных целей? И разве не ждут их дома дети, жёны, если любят их? Так устроен мир, что любой человек ради достижения жизненно важных целей должен в определённой степени жертвовать чем-то или кем-то дорогим для него, делать выбор, определяя приоритеты.

Надо ли говорить о том, что великое испытание Пророка Ибрахима и сына его Всевышним должно было быть понятным всем и потрясающим для всех, пробуждающим от духовного сна и побуждающим к вере, таким невероятно ярким и неординарным, чтобы  коренным  образом  перевернуть мировоззрение человека, живущего в постоянных земных заботах, открыв ему Высшую цель жизни?!
Это величайшее событие многозначно и имеет не только Божественный смысл, но и огромное значение для понимания истории развития человечества. Ведь оно воистину стало важнейшим поворотным моментом в истории человечества, днём духовного рождения людей, верующих в Единого Бога - милостивого и милосердного, и ведомых Им по жизни.

Поэтому, работая над философской книгой «Оправдание человека» (1995г.), я пытался найти научные объяснения этого события, не противоречащие религиозной истине.
Вопросы: кто мы - люди, и в чем заключается смысл нашей жизни? – впервые  встали  перед  человеком с тех пор, когда он много тысяч лет назад на мгновение смог мысленно вырваться из пут животно-естественной целесообразности.

С точки зрения, так называемой, животной целостности , когда мозг полностью нацелен на решение задач выживания особи и продолжения рода, древний человек казался неудавшимся животным из-за врождённого слабого инстинктивного регулирования. Задача выживания людей в условиях животного мира решалась посредством  сверхкомпенсирующего  развития головного мозга.
Развитый мозг человека компенсировал недостаток инстинктов, дав человеку возможность стать успешным животным, первым среди равных.

Но Божественный Промысл о человеке открыл людям дорогу к Всевышнему через веру! Приняв Божественные законы, человек начал руководствоваться Ими при решении жизненных задач. Воистину с Божией помощью, данная метаморфоза индивидуального сознания из "слуги" в "господина" своего тела буквально перевернула мир человека!  Духовный человек выпрямился во весь рост,  возвысившись  над  животно - естественной целесообразностью, непреодолимой для животных.

Таким образом, присущее только человеку религиозное сознание есть причина "разрыва" психической и, соответственно, психофизической целостности человека, отмечаемой многими учёными.
В то же время, благодаря этому "разрыву", сознание человека стало  способным к объективности, которая, в свою очередь, проявляется в "открытости человека миру" и признается многими исследователями сущностной характеристикой человеческого существа. Более того, через религиозное сознание человек открывает душу Единому Богу!

Кроме того, мы знаем, что разрушение старой целостности есть одновременно процесс становления новой целостности (Гёте).
В случае с человеком, по мере осуществления Божественного Промысла оказалась разрушенной так называемая животная целостность, но всё ещё продолжается формирование новой целостности - "совершенного человека".
Пока немногие выдающиеся личности достигли её. Что касается всего человечества, то  сложноорганизованная система человеческого индивида проходит в онтогенезе, а, следовательно, всё человечество - в филогенезе, особую стадию в становлении новой целостности: период неопределённости. Неопределённости именно для человека, особенно для нестойкого в вере.

Поэтому на пути становления  новой целостности важно проходить испытание постом. Выдержавший это испытание, убеждается в том, что он имеет достаточную силу духа для исполнения Божественных законов и не является рабом чрезмерных материальных потребностей. То есть он идёт верным путём.
Однако  человек слабый духом может повернуть назад и вернуться в потерянный "животный Рай" (животная целостность, когда мозг полностью  работает на телесные, материальные потребности). Поток страстей захлестнёт человека, как только им будет понижен уровень плотины из нравственных традиций и моральных требований, ослаблена вера в Божественные принципы. Поэтому только неуклонное следование Божественным законам гарантирует невозвращение человека к полу-животному состоянию. Иначе, если господствующей станет система взглядов, проповедующая  удовлетворение  любыми средствами  материальных  потребностей, то человек встанет на путь вырождения в животное.

Но, по мнению многих  мыслителей, имеются все основания утверждать, что человек может быть только либо ниже животного, либо выше его. Ибо, учитывая высокий уровень мыслительных способностей современного человека и слабое инстинктивное регулирование, очевидно, что в отличие от животных (редко убивающих себе подобных и живущих умеренной половой жизнью), человек начнет применять настолько изощренные методы принуждения себе подобных и способы услаждения плоти, что станет подлинным исчадием ада. Поэтому, определяя этот путь как дорогу, ведущую к скотоподобию, люди, крепкие духом, отвергают его.

Пророк Ибрахим и его сын тысячелетия назад сделали единственно верный выбор – жить в согласии с Божией Волей, не убивая, а развивая в себе человеческое.

Это судьбоносное для человечества событие стало для людей доброй воли незабываемым уроком Всевышнего !