Паровоз, паровоз,
Стук колёс, стук колёс.
Работяга паровоз
Он тащил вагонов воз,
И гудел он, и сопел,
Словно от забот вспотел.
........................
Было так,теперь иначе -
Тепловоз и самолёт
Всех нас взяли в оборот!
Как это было здорово - войти в вагон, найти своё место,
познакомиться с соседями (приличными или не очень - время покажет!"),
сесть у окна и насладиться калейдоскопом картин, мелькающих
за окном, оставив все заботы и суету где- то далеко,далеко.
А если место на верхней полке, тоже неплохо, в этом
есть свои прелести; здесь, как говорят, очень удобно флиртовать
с пассажиром напротив.И как это поётся в песне из популярного
фильма:"Начнёт выпытывать купе курящее, про моё прошлое и
настоящее..."
Это неизбежно. Ведь проще поведать о своей "неудавшейся" судьбе
совсем незнакомому человеку, с которым потом расстанешься навсегда.
Хотя вполне возможно, что познакомившись в поезде, люди прдолжали
общаться, завязывалась дружба, а возможно и любовь! Почему бы нет!
Ведь пути Господни неисповедимы!
А эти стаканчики в подстаканниках с чаем и ложечками , которые
позвякивали в ритм с вагоном, создавая неповторимую музыку движения!
Паровоз вместе стем гудит и гремит, но как всякое "тягловое животное"
требует, чтобы его во время покормили. Кормом для паровоза являлись вода
и уголь. Позже стали заправлять нефтью или мазутом.На стоянках загружали
уголь и заливали воду, для этого стояли специальные водокачки, к которым
подгоняли паровоз.
И дальше в путь! А эти полустаночки с бабушками у дверей вагонов! Здесь
и пакетики с отварной картошечкой и укропчиком, малосольными огурчиками,
в зависимости от сезона, и другая домашняя вкуснятина.
Моё первое знакомство с железной дорогой произошло, когда мне было
3,5 года. Это было летом 1941. Состав теплушек с эвакуированными
отправился из г. Смоленск, на который надвигалась фашистская армия, в
далёкий Северный Казахстан. Путь был далёким и опасным. Каким -то
чудесным образом мы избежали потерь, хотя поезд бомбили. Когда мы оказались
за Волгой, все облегчённо вздохнули - вырвались! Я, конечно, ничего не
помнила из этой поездки, только то, что рассказывала потом мама.
Так случилось, что этот же путь в теплушках я проделала в 1956 году из
Москвы, когда " по зову партии и правительства" с институтом, в котором
тогда училась, я поехала на уборку урожая в тот же Северный Казахстан.
Работяга - паровоз тащил длинный состав, пассажирами которого были молодые
парни и девушки. Стоянка: "мальчики - налево, девочки - направо"- вот и
все удобства! Но зато можно нагуляться на лесных полянах.
Ещё одно путешествие из Европы в Азию через 18 лет! Спасибо тебе работяга-
паровоз!Какое -то время в детстве я жила рядом с железной дорогой и паровоз
воспринимала, как нечто одушевлённое.По крайней мере, гудок паровоза утром
для меня означал "С добрым утром", а вечером "Доброй ночи". Я с подружкой,
две глупые девчонки, забирались на высокий деревянный мост на станции и
ждали, когда проходящий под мостом паровоз загудит и обдаст нас клубами дыма.
Мы были почему- то в восторге, хотя этот отработанный пар частенько нёс с
собой кусочки угля, и мы даже иногда засоряли глаза. Но для нас это было
развлечением,ведь не было у нас в те времена ноутбуков и смартфонов!
Позже я объездила всю Европейскую часть СССР с севера на юг и с запада
на восток. Чаще всего я ездила по маршруту Ленинград - Москва в
командировки и к родителям, которые там жили. Особенно приятны были поездки
в фирменном поезде "Красная стрела": комфорт, уют, чистота, ковровые дорожки,
заправленные белоснежным бельём полки, удобное время отправления и прибытия
и музыка Глиера "Гимн великому городу".А начал этот поезд курсировать с
1931 года, и лишь в 1962 году он стал тёмно - красным. За время своих поездок
я выслушала массу историй, если бы записывала, то были бы целые тома. Были во
время этих путешествий и трагические и комические случаи.Однажды, когда я
ехала в Прибалтику, наш состав остановился в чистом поле. Впереди шедший
потерпел крушение, несколько вагонов лежали на боку. Что произошло, не помню.
Помню только, что стояли очень долго, в вагоне закончилась вода, а у нас -
еда, так что терпели неудобства. В другой раз, возвращаясь с курорта, я
отстала от поезда без документов и денег. Было весело!
Разных историй и случаев было много, можно рассказывать бесконечно, это,
как часть жизни, проведённой на колёсах, отсюда, видимо, и эта ностальгия
по железным дорогам.
В заключение хочу привести несколько исторических справок.
Первые паровозы Черепановых и Стефенсонов, появившиеся в начале 1800 годов,
стали величайшим достижением, положившим начало новой эре и стали самыми
популярными средствами передвижения с начала девятнадцатого века и до
конца второй мировой войны.Кстати, таковыми они являются до сих пор в Индии.
В России первый паровоз отошёл от платформы Царскосельской ж.д.
в 13.30 30 октября 1837 года.На открытие первой железной дороги Михаилом
Глинкой и Нестором Кукольником была написана "Попутная песня", которая своим
чётким ритмом передаёт быстрое движение поезда, стук колёс и мелькание
сменяющих друг друга картин за окном:"...Веселится и ликует весь народ и
быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле..." С тех пор Россия стала
второй в мире страной по протяжённости железнодорожных путей.
Благодарное человечество установило много памятников паровозам.Первый в
мире памятник был установлен в 1841 году на постаменте перед вокзалом в
Дармингтоне. Это паровоз "Локомотив №1" Джорджа и Роберта Стефенсонов.
В нашей стране почти в каждом крупном городе,особенно в тех городах, где
были паровозостроительные заводы, установлены на постаментах паровозы
разных лет постройки.В Петербурге на постаменте установлен мемориальный
паровоз "СУ 252 -95" на территории Московского отделения Октябрьской ж.д,
построенный в 1950г В Нижнем Новгороде.
Исторический паровоз с номером Н2 - 293 установлен в мемориальном
павильоне на Финляндском вокзале. На этом паровозе В.И. Ленин в 1917 году
пересёк границу с Финляндией под видом кочегара в паровозной будке.
Паровоз эксплуатировался до 1957 года, позже был восстановлен его
исторический облик, и 4 ноября 1964 года паровоз был установлен на вечную
стоянку в стеклянном павильоне.
В этом году исполнилось 180 лет Российским железным дорогам!