Романтика железных дорог

Галина Ковальская
                Паровоз, паровоз,
                Стук колёс, стук колёс.
                Работяга паровоз
                Он тащил вагонов воз,
                И гудел он, и сопел,
                Словно от забот вспотел.
                ........................
                Было так,теперь иначе -
                Тепловоз и самолёт
                Всех нас взяли в оборот!
 
               
               
               
               
    
     Как это было здорово - войти в вагон, найти своё место,
   познакомиться с соседями (приличными или не очень - время покажет!"),
   сесть у окна и насладиться калейдоскопом картин, мелькающих
   за окном, оставив все заботы и суету где- то далеко,далеко.
   А если место на верхней полке, тоже неплохо, в этом
   есть свои прелести; здесь, как говорят, очень удобно флиртовать
   с пассажиром напротив.И как это поётся в песне из популярного
   фильма:"Начнёт выпытывать купе курящее, про моё прошлое и
                настоящее..."
   Это неизбежно. Ведь проще поведать о своей "неудавшейся" судьбе
   совсем незнакомому человеку, с которым потом расстанешься навсегда.
   Хотя вполне возможно, что познакомившись в поезде, люди прдолжали
   общаться, завязывалась дружба, а возможно и любовь! Почему бы нет!
   Ведь пути Господни неисповедимы!
    А эти стаканчики в подстаканниках с чаем и ложечками , которые
   позвякивали в ритм с вагоном, создавая неповторимую музыку движения!
    Паровоз вместе стем гудит и гремит, но как всякое "тягловое животное"
   требует, чтобы его во время покормили. Кормом для паровоза являлись вода
   и уголь. Позже стали заправлять нефтью или мазутом.На стоянках загружали
   уголь и заливали воду, для этого стояли специальные водокачки, к которым
   подгоняли паровоз.
    И дальше в путь! А эти полустаночки с бабушками у дверей вагонов! Здесь
   и пакетики с отварной картошечкой и укропчиком, малосольными огурчиками,
   в зависимости от сезона, и другая домашняя вкуснятина.

     Моё первое знакомство с железной дорогой произошло, когда мне было
   3,5 года. Это было летом 1941. Состав теплушек с эвакуированными
   отправился из г. Смоленск, на который надвигалась фашистская армия, в
   далёкий Северный Казахстан. Путь был далёким и опасным. Каким -то
   чудесным образом мы избежали потерь, хотя поезд бомбили. Когда мы оказались
   за Волгой, все облегчённо вздохнули - вырвались! Я, конечно, ничего не
   помнила из этой поездки, только то, что рассказывала потом мама.
     Так случилось, что этот же путь в теплушках я проделала в 1956 году из
   Москвы, когда " по зову партии и правительства"  с институтом, в котором
   тогда училась, я поехала на уборку урожая в тот же Северный Казахстан.
   Работяга - паровоз тащил длинный состав, пассажирами которого были молодые
   парни и девушки. Стоянка: "мальчики - налево, девочки - направо"- вот и
   все удобства! Но зато можно нагуляться на лесных полянах.
     Ещё одно путешествие из Европы в Азию через 18 лет! Спасибо тебе работяга-
   паровоз!Какое -то время в детстве я жила рядом с железной дорогой и паровоз
   воспринимала, как нечто одушевлённое.По крайней мере, гудок паровоза утром
   для меня означал "С добрым утром", а вечером "Доброй ночи". Я с подружкой,
   две глупые девчонки, забирались на высокий деревянный мост на станции и
   ждали, когда проходящий под мостом паровоз загудит и обдаст нас клубами дыма.
   Мы были почему- то в восторге, хотя этот отработанный пар частенько нёс с
   собой кусочки угля, и мы даже иногда засоряли глаза. Но для нас это было
   развлечением,ведь не было у нас в те времена ноутбуков и смартфонов!
    Позже я объездила всю Европейскую часть СССР с севера на юг и с запада
   на восток. Чаще всего я ездила по маршруту Ленинград - Москва в
   командировки и к родителям, которые там жили. Особенно приятны были поездки
   в фирменном поезде "Красная стрела": комфорт, уют, чистота, ковровые дорожки,
   заправленные белоснежным бельём полки, удобное время отправления и прибытия
   и музыка Глиера "Гимн великому городу".А начал этот поезд курсировать с
   1931 года, и лишь в 1962 году он стал тёмно - красным. За время своих поездок
   я выслушала массу историй, если бы записывала, то были бы целые тома. Были во
   время этих путешествий и трагические и комические случаи.Однажды, когда я
   ехала в Прибалтику, наш состав остановился в чистом поле. Впереди шедший
   потерпел крушение, несколько вагонов лежали на боку. Что произошло, не помню.
   Помню только, что стояли очень долго, в вагоне закончилась вода, а у нас -
   еда, так что терпели неудобства. В другой раз, возвращаясь с курорта, я
   отстала от поезда без документов и денег. Было весело!
    Разных историй и случаев было много, можно рассказывать бесконечно, это,
   как часть жизни, проведённой на колёсах, отсюда, видимо, и эта ностальгия
   по железным дорогам.
   
    В заключение хочу привести несколько исторических справок.
   Первые паровозы Черепановых и Стефенсонов, появившиеся в начале 1800 годов,
   стали величайшим достижением, положившим начало новой эре и стали самыми
   популярными средствами передвижения с начала девятнадцатого века и до
   конца второй мировой войны.Кстати, таковыми они являются до сих пор в Индии.
    В России первый паровоз отошёл от платформы Царскосельской ж.д.
   в 13.30 30 октября 1837 года.На открытие первой железной дороги Михаилом
   Глинкой и Нестором Кукольником была написана "Попутная песня", которая своим
   чётким ритмом передаёт быстрое движение поезда, стук колёс и мелькание
   сменяющих друг друга картин за окном:"...Веселится и ликует весь народ и
   быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле..." С тех пор Россия стала
   второй в мире страной по протяжённости железнодорожных путей.
    Благодарное человечество установило много памятников паровозам.Первый в
   мире памятник был установлен в 1841 году на постаменте перед вокзалом в
   Дармингтоне. Это паровоз "Локомотив №1" Джорджа и Роберта Стефенсонов.
     В нашей стране почти в каждом крупном городе,особенно в тех городах, где
   были паровозостроительные заводы, установлены на постаментах паровозы 
   разных лет постройки.В Петербурге на постаменте установлен мемориальный
   паровоз "СУ 252 -95" на территории Московского отделения Октябрьской ж.д,
   построенный в 1950г В Нижнем Новгороде.
     Исторический паровоз с номером Н2 - 293 установлен в мемориальном
   павильоне на Финляндском вокзале. На этом паровозе В.И. Ленин  в 1917 году
   пересёк границу с Финляндией под видом кочегара в паровозной будке.
   Паровоз эксплуатировался до 1957 года, позже был восстановлен его
   исторический облик, и 4 ноября 1964 года паровоз был установлен на вечную
   стоянку в стеклянном павильоне.
     В этом году исполнилось 180 лет Российским железным дорогам!