После оккупации - 1

Николай Богачев 03
          Пошёл я к Василию Ивановичу.  Он только что вернулся с фронта,  вся грудь в орденах и медалях. Жил он в конце нашей улицы Полевой, последний дом. Мы с ним познакомились, когда ему было где-то около 50 лет. Он рассказывал, как воевал, а потом мы с ним обсудили рода войск, где легче служить и где большая вероятность остаться живым. Стали перечислять: флот,  6 лет служить и в случае если корабль подобьют – он идёт на дно и ты попадаешь в холодную воду. 30 % умирают. Лётчик попадает под обстрел, самолёт падает на землю, ты разбиваешься насмерть. Тогда танкистом. Подбивают танк, забрасывают бутылками с зажигательной смесью, ты умираешь.  Пехота. Они бегут вперёд и не видят, что делается с боков и впереди. Со всех сторон бьют по  пехоте. Лучше всего служить в зенитной артиллерии. Ты спереди и с боков прикрыт щитками бронированными.   

     Так мы с ним говорили до глубокой ночи. Договорились, что завтра пойдём косить хлеб на прогон.

     Стали косить рожь. Василий Иванович впереди, я за ним. Смотрю, он кладёт рожь колосками в пятку, они ломаются и путаница при вязке. Я указал ему, а он мне ответил: «А женщины для чего? Пусть перебирают».  Это получается: колоски обрываются, падают на землю, мы теряем урожай ржи или хуже: по земле ребятам нужно собирать, а женщинам взять связку, направить колоски,  увязать сноп и поставить в копну.
 
     Закончили косить – стали молотить, укладывать солому в стог. Это для скота солома. Смотрю я на Василия Ивановича и молчу. Он укладывает солому как попало, дырки не закрывает где ещё нужно вил 2-3 раза бросить. Я ему сказал,  а он мне ответил в три слова. Я замолчал. Так я разочаровался в нём и не стал больше с ним работать.

     Стало всё больше и больше возвращаться с фронта раненых мужиков и приносить извещений. Однажды и мы получаем извещение, что брат пропал без вести. И все мужики, кто с братом вместе воевал под Москвой, тоже, оказывается, пропали без вести. А это значит, что никто никаких льгот не получит. Хотя какие это были льготы!  Триста килограммов брикетов для топки, воз дров, воз жому для коровы. Люди видят несправедливость. Соседка получает льготы, а мы нет. Стали жаловаться и  райвоенкомат изменил форму извещения на: ваш брат умер от тяжёлых ран, а где что и в каком госпитале – тишина  Жить стало трудно, как материально так и духовно. Дети стали делиться на два лагеря: богатые и бедные. Вроде бы и не заметно поначалу. Ребята, отцы которых вернулись с фронта и кое-что привезли, стали лучше одеваться, питаться,  появлялись на улице с пряниками и бубликами в руках. А у других только пишки из липы. Одни ели пряники, а другие им завидовали. Потом домой приходили, рассказывали, их успокаивали: «Ничего, вот папа вернётся и принесёт тебе пряники».

      Настал новый год, и появились новые налоги на селян. Если раньше было поощрением посадить яблоню, сливу, грушу, то теперь наоборот, если имеешь яблоню – плати за неё 5 рублей. Груша, слива, вишня всё по 5 рублей. Имеешь 50 соток земли и посеял рожь, то у тебя отбирают всё, что посеяно в огороде. Посеянную рожь измерят, назначат налог. Картошка – картошкой, фасоль – фасолью и т.д. Держать имели право одну корову, бычка и тёлочку до одного года, одну свинью. Лошадь нельзя держать. Зарежешь – сдай шкуру. Что значит, зарезать свинью и ободрать? Какое сало без кожи?  Всё сало останется на коже. Спрашивается,  чем жить селянину? В колхозе платят не деньгами а трудоднями.  В день можешь заработать один трудодень или три четверти. Детям платили вполовину меньше. Всё зерно государство забирало. Поле после уборки оставалось как бильярдный шар. Вы спросите: а почему люди не уходили из деревень? Не было паспортов, а выдавали справки на три, пять дней. И всё-таки, как нас ни обирали, а всё равно мы любили свою родину.
 
       Женщины всю зиму вязали для фронта тёплые перчатки, носки, кисеты и в военкомате не было отбоя от желающих идти добровольцами на фронт.

       Обозлённые селяне возвращались домой. Есть нечего, работы нет чтобы хоть рубль заработать. Начинались кражи на селе. Стали посаженную картошку выкапывать из земли. Что делать? Хоть сиди и карауль целыми днями. Сестра Ирка придумала такой вариант: заминировать огород пустыми минами. Я натянул на картофельное поле два провода красный и черный, а по бокам и в середине огорода закопал ручные гранаты и противотанковые пустые мины. Провода были видны издалека.

       Ирка  пошла на работу слышит разговор: «У нас выкопали картошку». Ирка говорит:  «Мы с  Фёдором весь огород заминировали» И с тех пор сразу прекратилось воровство картофеля с огорода. Воровали те колхозники, которые не хотели коров держать. Ведь если корову держать, то это накладно; с ней очень хлопотно: напоить нужно 3 ведра, накормить два мешка нарезать овощей или фруктов, почистить сарай и выгнать на пастбище. Всё время она забирает. А если корову не держать  – времени уйма, сиди на крылечке лузгай семечки и плюй в потолок хоть весь день. Живя в деревне обязательно нужно держать корову. Корова – это вторая мать, палочка-выручалочка. Например: 1. Она как мужчина в доме: огород вспашет, посеет, груз перевезёт. 2. Молоко даёт. Отнесёшь на рынок, продашь и купишь все необходимые продукты. 3. Мясо. Весной отелит теленка к осени и мясо.  А хочешь,  держи  его до нового года. Мяса хватает семье из четверых весь год. К корове нужно ласково относиться, она всё понимает. Идёшь доить, бери с собой кусочек хлеба посоленный. Она будет стоять спокойно и отдаст всё молоко. Пойдёшь доить корову с пустыми руками – вернёшься с пустым ведром, она будет хвостом махать тебе в глаза, ногой задней  брыкаться, опрокинет ведро с молоком.  Вспоминаю, как я её кормил подорожником. Пущу её  вдоль дороги пастись, сам сажусь на травку, достаю бутылку с молоком, выпью и ложусь спать. Просыпаюсь, смотрю, она ходит вокруг меня, но наступит. А если она вдоволь травы уже наелась, а я сплю, она подходит ко мне и будит языком своим шершавым мне по лицу проведёт или носом в бок двинет: «Пошли домой». Подходим к мосту. Она не хочет через мост и идёт в речку. Напьётся воды и через речку поплыла, на другой берег вышла мокрая, хвостом отгоняет мух, слепней.  Приходит в хлев, встаёт на своё место и смотрит. Я её привязываю, ухожу домой,  приношу ей маленький кусочек хлеба. Она скушает очень довольная и начинает жвачку жевать.

       А чтобы селянину быть с мясом, нужно гусей держать. Они экономически выгодны. Пасутся они на лугу весь день около речки. Летом, когда они ещё маленькие, кормить их нужно один раз вечером. Гусак-вожак – умный. Вечером построит гусей в одну шеренгу и ведёт домой во двор. К вечеру нужно рассыпать пшеницы или кукурузы наломать початки.  Когда они наедятся, напьются воды, сядут в сторонку, чтобы не мешать проходить скотине. Сидят, головки под крылом, а гусак  охраняет их.  Как увидит собаку или кошку или человека чужого как закричит, зашипит, набросится на противника, ущипнёт и бежит обратно. Осенью, когда уберут хлеба с полей,  гуси ходят в поле и собирают зёрна. Первый раз их в поле отгонишь и они запомнят, куда и как идти. На второй день они сами пойдут, гусак их поведёт.  А вечером гусак их ведёт домой, построенных гуськом. Так они и ходят до глубокой осени сами.

       Однажды вечером бабушка возвратилась из села Кошлаковка от своего сына и рассказала, что вернулся наш дядя Тарасов Яков с фронта без правой ноги  и его назначили председателем Шебекинского района. Ему была выделена хорошая лошадь породы рысаков, чёрная, красивая, стройная, впряжена в красивый хвонтон (телегу). Он стал работать и к нам заезжать, то мимо проезжая, то на выходные. Узнали в деревне, что наш дядя председателем исполкома работает, изменилось отношение к нам. Сын счетовода Володя пришёл первый ко мне и предложил с ним играть в городки, карты, домино и стал меня угощать крупой, мукой. Прихожу к нему, а у них огромные закрома забиты крупой разной. Он мне насыпал в карманы крупу, чтобы было незаметно, так как он жил с отцом  и мачехой. И так  два раза в неделю он мне в карманы насыпал крупы, и мы сразу ожили. Ира варила жидкий кулешок с молочком.

       Приехал однажды к нам дядя Яша. Ира его угостила этим супом. Он говорит, а вашу сестру Люсю разыскивает милиция. Собрал я заседание исполкома и попросил их всех отчитаться о проделанной работе и начальник милиции докладывает, что висит дело 1941 года, некая Богачева Л.В. «Уход с работы во время бомбёжки немецкими самолётами под Москвой». Вот ищем её. Начальник милиции не знал, что председатель исполкома был её родным дядей. И милиция не знала, что рядом с ними работает та, которую они ищут, в швейной мастерской шьёт на фронт одежду,  а живёт в общежитии в Шебекино рядом с милицией.

       Однажды из села Кошлаковка приходит двоюродная сестра Малашка и говорит:  «Федя, поедем на Украину мел повезём на хлеб менять. Я уже имею большой опыт ездить на Украину. Сестра собрала  компанию: 4 девочки и я. Пошли, набрали мела в мешки кто сколько донесёт, и на станцию Нежеголь. А  идти туда нужно через лес от Шебекино, где на людей нападали бандиты. Лесок небольшой, и хорошо просматривался. Мы спокойно прошли, пришли к вокзалу, там стоял поезд товарный, гружёный военной техникой. Мы стоим, солдаты кричат: «Поехали с нами!». А мы говорим:  «Нам нужно в Бердичев или Житомир». «Садитесь – это по пути». Все сели в товарные вагоны, а я залез на открытую платформу под вагончик, который стоял там.  Примерно через 20 минут мне принесли большую алюминиевую кружку полную кипятка и колотый сахар. Я выпил чаю, отдал кружку и лёг на доски отдыхать. Ехали долго. Приехали на станцию вечером. Уже не было видно, куда приехали. Я вышел и пошёл не в город, а в маленькую деревушку, где было изб десять,  а по улице были высажены каштаны не обхватить, а под ними всё устлано ягодами красными и чёрными. Я наелся этих ягод вдоволь и под деревом остался ночевать до утра.

       Утром было прохладно. Смотрю, в деревне из одной избы идёт дым из трубы. Пошёл к избе. Постучал. Вышла хозяйка. Я предложил купить или обменять мел на зерно, пшеницу. Форма мела – две формы зерна.  А она говорит обратное.  Форма зерна пшеницы на две формы мела. Поменялись. Ещё осталось две формы мела. Я спросил: «А соседке нужен мел?» «Я сейчас сбегаю к ней,  подожди». Я подождал немного. Соседка принесла полторы формы пшеницы и забрала всеь мел. Хозяйка спрашивает, что я умею делать. Я ответил – всё. Она мне предложила окучить картошку. Я согласился. Стал окучивать. Она ушла на работу. Расчёт после работы. Жара очень большая стояла. Захотелось кушать, а кушать нечего. Дом она закрыла на замок. И вдруг слышу крик курицы. Вот думаю, сейчас выпью яйцо. Пошёл в сарай: смотрю, гнездо полное яиц. Я взял одно разбил, стал пить.  А в яйце кровь. Оказалось, там цыплёнок. Так я пообедал и приступил окучивать картошку. Закончил, сижу отдыхаю у дома и  вдруг увидел хозяйку и почувствовал неловкость, что яйцо разбил и цыплёнка убил. Она посмотрела картошку. Я её всю окучил. Довольная, даёт две формы пшеницы  и так у меня уже стало четыре формы пшеницы. Я сумку завязал, поблагодарил хозяйку, а на прощание она мне дала маленький кусочек хлеба и две картофелины.