Российские школы в преодолении кризиса бездуховнос

Майоров Дмитрий Николаевич
Дмитрий МАЙОРОВ

Российские школы: как преодолеть кризис бездуховности?

Современная российская школа вместе с обществом переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. В том, что в системе образования наступил глубокий кризис, нет сомнений ни у учителей, ни у учеников, ни у их родителей. Его главной причиной стала потеря духовно-нравственных ориентиров. Сначала школа десятилетиями боролась против веры в Бога, а с 1990-х годов, в связи с утратой определенного мировоззрения и нравственных ценностей, система воспитания была полностью разрушена. Но и в непростых условиях современного педагогического процесса любой преподаватель школы и вуза имеет возможность на своих уроках рассказывать о святом и вечном.

Специалисты российской системы образования на себе ощутили, что за школьные парты сели дети 90-х годов, принявшие в свои неокрепшие души все последствия политических и социальных реформ, расслоение общества, безработицы. Стало понятно, что только умственным развитием молодого поколения мы не сможем построить цивилизованное, гуманное, гражданское общество. На федеральном уровне была принята Концепция модернизации российского образования до 2010 года, а в целях повышения статуса воспитания разработаны основные направления по реализации программы, развития воспитания в системе образования России. Но, к сожалению, без учета духовно-нравственного воспитания в отдельных субъектах Российской Федерации сформировалась вполне определенная практика выработки основ региональной национальной политики и государственно-религиозных отношений» (1)

И не надо быть специалистом, чтобы догадаться, что «вполне определенная практика», о которой идет речь, – это практика религиозной «толерантности» ко всем псевдодуховным течениям и недопущение в школу традиционных религий. Ситуация усугубляется тем, что современное законодательство, на словах декларируя свободу совести и религиозных объединений, на деле не способствует введению в общеобразовательные учреждения «Основ православной культуры» (ОПК). Прямые попытки введения «ОПК» в российские школы, которые предпринимались неоднократно, каждый раз сталкивались с сильным противодействием со стороны властей разных уровней.

Любые попытки объяснить содержание нового культурологического предмета чиновники встречают неизменным возражением: «Вы нарушаете пункты Конституции России, где говорится об отделении Церкви от государства и светском характере образования». Госслужащие ссылаются на Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в частности, на статью 4 «Государство и религиозные объединения»). В первом пункте документа говорится о том, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Второй пункт закона добавляет, что «в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство… обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». (Выделено мною – Д.М.)

Но мы можем привести в противовес чиновникам другую, пятую статью этого же закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится буквально следующее:
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». (2)

Однако практика показывает, как нелегко идет процесс вхождения в светскую школу «Основ православной культуры» и религиозных курсов. И повинны в этом не только чиновники, воспитанные годами атеизма в противлении всему религиозному. К сожалению, преподаватели пока тоже не готовы к введению этого культурологического предмета.

Между тем подавляющее большинство граждан Российской Федерации называют себя православными. По данным исследования института социологии РАН в России 89-92% православных, 6-9% мусульман. Это в сумме составляет 97-98% населения России. (3) И даже годы советской власти почти не изменили пропорциональное преобладание православных христиан среди общего количества верующих (4). Результаты социологических исследований свидетельствуют, что степень доверия населения к Русской Православной Церкви высока по сравнению с другими социальными институтами (5).  Однако, справедливости ради, необходимо отметить факт поверхностного знакомства россиян с вероучительными истинами и их прохладное отношение к практической религиозной жизни (6). И это еще один далеко не лишний аргумент в пользу введения религиозного образования не только для детей, но и для взрослых (7).

Безусловно, жители России, страны с тысячелетней христианской цивилизацией, имеют моральное право и ответственность донести вероучительные истины Православия до современных школьников и студентов. Для этого есть несколько способов.

Граждане могут проявлять инициативу, собирать подписи с населения, оказывать воздействие на народно избранных депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания. То есть они могут попытаться изменить Конституцию РФ и всю связанную с ней совокупность правовых актов российского законодательства, чтобы легализовать право изучать Православие со школьной скамьи «из первых уст», от служителей Церкви. В этом вопросе может помочь подсказка квалифицированных юристов и опыт международного права (8).

В настоящее время можно ввести специальные дисциплины в региональный и школьный компонент, позволяющие свидетельствовать о Христе в школах, колледжах, техникумах и вузах. Прежде всего, это «Основы православной культуры». Но, если этот предмет не проходит, вводить «Религиоведение» с православной культурологической направленностью, «Уроки православной этики», «Народный календарь», «Духовную музыку», «Историческое краеведение» и другие, готовя православных педагогов на соответствующих курсах повышения квалификации, разрабатывая и лицензируя образовательные стандарты и учебники на уровне Министерства образования и науки РФ. (9).

Кроме того, в существующие общеобразовательные дисциплины можно ненавязчиво вводить элементы православной культуры. Причем это не только в гуманитарные, но и естественнонаучные предметы. Так, кстати, и поступает сейчас большая часть опытных православных преподавателей-естественников: в своих предметах они ненавязчиво таким образом  излагают материал, что, даже не слыша о Боге, школьники и студенты проникаются уважением к премудрому устроению мироздания, удивительной математической красоте законов физического мира. В их юных душах зреет вопрос: «А Кто все так сотворил?» И этот путь зачастую гораздо действеннее, чем прямое свидетельство о Боге в агрессивно - секулярной среде.

В настоящее время все три названных способа реализуются. В их гармоничном сочетании видится успех преодоления кризиса бездуховности в российских школах и обществе. Но стоит отдельно поговорить о третьем направлении, связанном с естественнонаучной апологетикой как компонентом христианского свидетельства в школе. Такое исследование сегодня весьма актуально. И это связано с тем, что до сих пор практически отсутствуют программы и учебники православной направленности по естественнонаучным дисциплинам, которые бы соответствовали государственным стандартам образования в сфере среднего, средне-специального и высшего образования.

Для правильного использования многообразных и обширных сведений по естественнонаучной апологетике необходимо не только самому педагогу-исследователю найти в мощном пласте человеческого знания необходимую информацию для миссионерской и преподавательской работы и суметь ей воспользоваться, но и передать свои навыки другим школьным и вузовским преподавателям. Автор провел ряд исследований с целью разработки методологической концепции применения естественнонаучной апологетики как компонента христианского свидетельства в светской и духовной школе, а также разработки конкретных православно-ориентированных курсов и блоков для педагогов-естественников, преподающих естественнонаучные дисциплины.

Предметом исследования стала весьма специфическая область апологетики (защиты христианского учения от «прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20)) -  ее естественнонаучная составляющая, сильно зависящая от быстро развивающегося современного естествознания. Фундаментальные открытия во всех областях науки не только все далее раздвигают горизонты неизведанного, но и заставляют говорить о новой очередной научно-технической революции, связанной со сменой парадигм научного мышления. При этом согласовать наше христианское мировоззрение и новейшие парадигмы науки – одна из сложнейших задач, требующая своего решения.

Подобное исследование должно проводиться на стыке множества дисциплин. Среди богословских предметов – основное, догматическое, сравнительное и даже нравственное и пастырское богословие, миссиология… В ряду естественных дисциплин -  астрофизика, астрономия, квантовая космология и космогония, геология, стратиграфия, география, палеонтология, палеоботаника, палеография, биология, генетика, зоология и ботаника, биохимия, биогеохимия и многие другие.

Ценность исследования, к сожалению, значительно снижается, когда слушатели подозревают говорящего в некомпетентности. Избежать этой опасности возможно единственным, на наш взгляд, способом: использовать ясное и неизменное учение Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви о происхождении мира, освященное святостью высказывающихся по этому поводу святых отцов и древней традицией христианской апологетики. А с другой стороны, необходимо опираться на общеизвестные и общепринятые позиции современной науки в лице ее известнейших представителей.

Главная практическая ценность сделанной исследовательской работы – в конкретизации естественнонаучной апологетики для преподавания современных школьных дисциплин. На предметах школьного естественнонаучного цикла учителю можно широко использовать телеологический и космологический аргумент в пользу бытия Божия, исходя из красоты и целелесообразности творения Вселенной. На уроках (даже на занятиях по Основам безопасности жизнедеятельности - ОБЖ) ученикам уместно рассказать о биоэтике, экологии, сохранении здоровья из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Это существенно поможет учителям природоведения и географии, химии и биологии, физики и астрономии сделать свои уроки интересными и аксиологически значимыми.

Преподаватели гуманитарного цикла при описании исторических событий ветхозаветного человечества, возникновения и распространения христианства в Римской империи и на территории России могут применить учение Церкви о Промысле Божьем в судьбах человечества, народов, цивилизаций, стран, каждого отдельно взятого человека. Тем более, что накоплен огромный материал по Библейской археологии, закрытый для советской школы на долгие десятилетия. Литераторы, касающиеся Евангельских событий, опираясь на данные о Туринской Плащанице и Благодатном огне, могут сделать свой рассказ о Голгофской Жертве предельно достоверным и документально засвидетельствованным. Словом, для каждого школьного педагога найдется в естественнонаучной апологетике тема, и не одна, позволяющая ему свидетельствовать о Христе и о Православии на своих уроках.

В условиях, когда не дают вводить предмет «Основы Православной культуры» в общеобразовательных школах, невозможно переоценить значение использования на уроках элементов естественнонаучной апологетики в многогранном деле воцерковления учащихся. Для неверующих и инославных детей и их родителей такой стиль преподавания будет способствовать воспитанию уважительного отношения к православному вероучению и традициям, развитию нравственного отношения к окружающим и природе. Но для этого, конечно, нужно учить Православию учителей, и в этом – главный фактор христианизации и воцерковления современного образования.

После эпохи принудительного атеизма в светской интеллектуальной среде, в сфере высшего, среднего и средне-специального образования, в органах государственной власти, в силовых структурах, производственной сфере и здравоохранении до сегодняшнего дня еще не изжиты последствия так называемого научного атеизма, предубеждения против всего религиозного. По этой причине зачастую у  чиновника при встрече с православным священнослужителем возникает недопонимание, недоверие. Стоит ли ждать сорок лет, как в странствии Моисея по пустыне, когда вымрет это поколение чиновников и ученых с атеистическим менталитетом? Свято место пусто не бывает - и мы видим, как сектанты и люди западного духа проникают во властные структуры и органы образования. Если мы, православные, не будем активны на образовательном поле России, его могут легко занять и другие делатели.

В непростое для нашего народа переходное время особенно значима солидарность всех здоровых сил общества. Наша наука признана во всем мире. Русская Православная Церковь – самая большая по численности православных христиан Поместная Православная Церковь, Дом Богородицы. Поэтому очень важен союз Церкви и науки, веры и разума, религии и естествознания для выхода России из долгого и мучительного мировоззренческого и экономического кризиса.

Продолжение следует
ПРИМЕЧАНИЯ

1). Калашникова С.Н., зам. начальника Управления образования и науки Белгородской области. Формирование нравственных качеств учащихся // Миссионерское обозрение. №1, 2005 г., С.30

2). О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ см. приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. N 2833. Цит. соч.- М., DVD-диск «Гарант+», 2005 г.

3). Эти данные, конечно, можно оспорить, что и делают ныне светские социологи, однако даже они не могут опровергнуть факта преобладания православного большинства на этно-конфессиональном поле постперестроечной России, см. напр. А. Щипков. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. Курс лекций //Изд-во РХГИ. Санкт-Петербург. 1998. ( Александр Владимирович Щипков (1957), социолог религии, к.ф.н., автор книг "Во что верит Россия" (1998) и "Соборный двор" (2002). Главный редактор интернет-портала "Религия и СМИ" www.religare.ru ):

В настоящее время социология религии принимает цивилизованный вид, но нельзя не отметить, что явление "социально-идеологического заказа" в России полностью еще не изжито. Социологи порой сами ищут этот заказ и готовы учитывать радикальную переориентацию правящего класса. Так, в 1995 году в Петербурге одна из исследовательских групп неожиданно заявила, что по результатам их опроса 94,8 % (!) верующих жителей Петербурга являются православными. (См.: "Россия снова становится православной", Держава (газета, СПб), No 6, 7. 1995, стр. 10). Если учесть общую секуляризацию общества, значительное количество новых религиозных движений и большое число национальных меньшинств, живущих в Петербурге (финны, немцы, татары) и традиционно придерживающихся "национальных" вер (лютеранство, ислам и проч.), то эту цифру даже "на глаз" можно назвать непомерно завышенной в угоду политическим веяниям. Современная социология религии склоняется к следующему объяснению резкого религиозного подъема в стране (помимо "рекламного" эффекта празднования тысячелетия крещения Руси, моды и других второстепенных причин) ... : значительное число людей (не менее 50%) в Советской России, несмотря на искусственную атеизацию, сохраняли различные формы религиозности и что важно - передавали их следующим поколениям. ... Подавляющее большинство справочников и энциклопедий указывает, что православие исповедуют помимо русских большие группы угро-финских и тюркских народов: карелы, вепсы, коми, удмурты, марийцы, мордва, чуваши, хакасы, шорцы, эвенки, якуты, чукчи, алеуты, юкагиры, манси, ханты, западные буряты в Иркутской области, часть калмыков, часть татар (кряшены). Кроме того, православие исповедуют проживающие на территории России украинцы, белорусы, молдаване, болгары, гагаузы, греки. Мы перечислили лишь пятую часть национальностей, живущих в России. Эти и другие народы действительно исповедуют православие, но не поголовно. Так, одна часть марийцев сегодня поклоняется своим древним языческим богам, другую часть составляют носители православно-языческого двоеверия; оставшиеся примерно поровну делятся на исповедующих православие и исповедующих лютеранство, завезенное финскими миссионерами. В Якутии, например, верующее население республики разделено на две большие группы: первую составляют исповедующие православие, вторую - сохранившие шаманские традиции. Карелы активно принимают лютеранство, а их ближайшие соседи и родственники вепсы - православие. Но все же подавляющее большинство православных - русские, чего не скажешь, например, о катакомбных православных христианах, среди которых число представителей национальных меньшинств порой превышает 50%».

4). Религиозные объединения РФ, М. 1996, С. 242: «Статистические данные при советской власти не только засекречивались, но и искажались в пользу "доказательства" отмирания религиозных пережитков. Доступные сегодня цифры, несмотря на их разрозненность и неполноту, помогают составить некоторое представление об общей религиозной динамике в период с 1917 по 1997 год. Перед революцией в империи насчитывалось 65% православных, 10% староверов всех толков, 8% католиков, 4,5% протестантов всех направлений, 6% магометан, 4% иудеев. После принятия осенью 1990 года либерального закона о свободе совести, к 1 января 1991 вероисповедная принадлежность граждан всего СССР (от общего числа жителей) выглядела следующим образом: 22% православного населения, 0,8% староверов, 5,5% католиков, 3% протестантов, 18,5% мусульман, 0,2% иудеев». ( Цит. по А. Щипков. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. Курс лекций //Изд-во РХГИ. Санкт-Петербург. 1998, 5). Рабочие Материалы III (VIII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. Проект миссионерской декларации. /М.,31.10-3.11.2002г., С. 5

6). Об этом еще в 1990-ых годах писал член-корреспондент РАН доктор философских наук Митрохин Л. Н.: «В 1992 г. верующими себя назвали 40% населения. Но как только ставился вопрос об исполнении обязательных обрядов (молитва, регулярное посещение церкви и т.д.) этот процент резко падал, составляя 10-14%. Отсюда любопытный факт, фиксируемый социологическими опросами: значительное число не только "верующих вообще", но и приверженцев причудливых эклектических систем: культа НЛО, разного рода неоязыческих представлений, астрологии. Высказанные соображения могут показаться чисто умозрительными. Однако, как представляется, они подтверждаются данными социологических опросов. (В частности теми, которые приведены в книге "Религия и политика в посткоммунистической России". ИФРАН. 1994.) » (Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России - М., Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2002 http://localhost/biblio/work/mitrohin_religsitvsovrros)

7). Европейский опыт показывает, что преподавание религии в странах, не попавших под принудительный государственный социалистический атеизм стран Варшавского договора, закреплено в даже конституционно, и уровень элементарной бытовой порядочности у них выше
Основной Закон Федеративной Республики Германии от 23 мая1949 г. Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПРАВА
Статья 4.
 1. Свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения ненарушимы.
 2. Беспрепятственное отправление религиозных обрядов гарантируется.
Статья 7.
 1. Все школьное дело находится под надзором государства.
 2. Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание.
 3. Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. (Выделено мною – Д.М.). Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Hи один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию.

8). Интерес представляют Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 года, статьи 18, 26, 27, 28 и Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г., раздел «Основные права», статьи 3, 4, 7 и другие. Справедливости ради необходимо отметить процесс значительной секуляризации во всем мире.

9). Такую работу не первый год ведет духовно-просветительский центр «Покров», возглавляемый деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иеромонахом Киприаном (Ященко) или учебно-методический центр под руководством Аллы Бородиной, автора серии православных учебников, программ и методических указаний по «Основам православной культуры» и некоторые другие конфессиональные и светские образовательные учреждения. Из российских городов, успешно внедривших ОПК, прежде всего, стоит отметить Белгород, Иваново, и, в особенности, Курск, где в государственном педагогическом университете профессором Меньшиковым В.М. разработана комплексная программа по ОПК с 1 по 11 класс еще в 1997 году (Гребньков В.А., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Курск, КГПУ, 1997 г.). Под его руководством защищены прекрасные диссертации по ОПК. Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры». Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Курск 2004 г., С. 121.

Сведения об авторе:

Майоров Дмитрий Николаевич, кандидат богословских наук. Разработал ряд дидактических пособий, опирающихся на методы естественнонаучной апологетики в преподавании различных дисциплин для школьников, студентов, преподавателей школ и вузов, воспитанников Духовных училищ и семинарий. В 2001 году для Тюменского Духовного училища автором была составлена программа по «Катехизаторской практике» с привлечением воспитанников училища на научные конференции и встречи с учащимися вузов, колледжей и школ Тюмени. В 2002-2004 годах части этой программы были использованы в Тюменской православной гимназии на уроках физики, астрономии, катехизиса, основного богословия, истории религий. В 2002 году разработана программа «Основы православной культуры» для Тюменского областного государственного института работников регионального образования (ТОГИРРО).

Осенью 2004 года составлено методическое пособие для кафедры религиоведения Тюменского государственного нефтегазового университета по «Концепциям современного естествознания» для студентов-религиоведов. Весной 2005 и летом 2006 года написаны «Основы религиозной культуры для слушателей различных категорий», 72-часовой курс был прочитан в Институте дополнительного образования при Тюменском государственном нефтегазовом университете (ИДО при ТюмГНГУ). К осени 2005 года подготовлен курс «Наука и религия» для студентов второго курса кафедры религиоведения ТюмГНГУ. В данных разработках широко используются методы естественнонаучной апологетики для христианского свидетельства не только в средней, но и в высшей школе.

Автор в ряде своих статей предлагает одну из моделей применения естественнонаучной апологетики на основании святоотеческого опыта Православной Церкви. Он представляет авторские разработки и пособия для преподавания естественных дисциплин в начальной, средней, высшей светской и духовной школе.