Рядовой Романов

Борис Максименко
Иду я в г.Москве по улице им.Горького, нынешней Тверской, от площади Маяковского в сторону площади Пушкина. Навстречу мне из подворотни выбегает молодой человек, узнаёт меня и бросается в объятья. Такая трогательная встреча, я чуть не прослезился. Понеслись воспоминания!

Кто я?
Тогда мы с капитаном Путиным В.В. обучались в Военно-политической академии. Но на факультетах разных. Он у себя  на Садово-Кудринской  КГБ.  Я  - у себя  на факультете ВВС.

Нас лётчиков изначально отбирали по здоровью. И потом усиленно пытались сделать образованными.
Общий язык мы находили только с моряками, и то только потому,  что не все из них  (как потом выяснялось в бассейне) умели плавать.
Лекции по очень умным дисциплинам у нас проходили совместно: интеллект развития был примерно одинаков. Одни - летали, другие - ходили.

Чему ценному я научился у моряков - так это сушить рыбу. Оказалось, офицеры флота в городе Москва посещая рыбные лавки закупали только рыбу камбала. Именно камбалу считали самой лучшей рыбой, её и засаливали, засушивали и употребляли с пивом. Никогда не знал.

Спортивные мероприятия в академии, типа кросс по пересечённой местности, у нас проходили на Воробьиных горах, тогда - Ленинских. Но сам Владимир Ильич, как я полагаю, там не бегал.
На финише, ближе к мосту, стоит военно-морской  контр-адмирал и наш авиационный генерал-майор. Оба начальники наших факультетов. Спорят. Стоят и спорят. Имел любопытство узнать  о чём спор? Прислушался. Оказалось спорят на бутылку коньяка. Достойно уважения. Но причина  спора? Кто из двух факультетов займет предпоследнее (!) место. Проигравший получит место последнее. Бегущая пехота себе соревнуется. Моряки и лётчики - сами по себе. В тот раз победили моряки!

Друг у меня был на общевойсковом факультете - Александр. Познакомились на выездных вступительных экзаменах в академию в Омском всеми регалиями заслуженном общевойсковом училище. Александр закончил школу с золотой медалью. Новосибирское высшее военно-политическое училище с золотой медалью. Вступительные экзамены в военную академию все сдал на отлично. И когда объявляли список  зачисленных в военную академию - ему сказали, что он не прошёл по конкурсу. Здесь Александр не  выдержал и задал конкретный вопрос представителю академии:
- Где и как я должен был учиться, чтобы поступить?
Ему ответили очень даже лаконично:
 - Все места в военную академию отдали участникам боевых действий в Республики Афганистан. Поезжайте и Вы туда.

Было такое время.

Александра я всё же встретил ещё на первом курсе в коридорах академии. Первый мой вопрос был:
- Как ты сюда попал?

Как говорят: Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Оказалось, что в тот день когда нам объявили итоги и список зачисленных, я уехал рано, а многие остались это дело «обмывать». Небольшая офицерская попойка закончилась тем, что зачисленный на обучение в академию подполковник из кадрированного в городе Бийск общевойскового полка участник боевых действий в Республики Афганистан на ж.д. станции г.Омск попал под поезд и ему поездом отрезало обе ноги. Пройти войну и так глупо лишиться ног. Ужасный случай. Александр был зачислен на его место. И в академии  был отличником.

У ребят с общевойсковых факультетов была  одна слабость. Их всегда интересовало: кто и сколько получает. Ну,  какое твоё дело?
Поясню. При обучении на очном отделении в военной академии сохранялся должностной оклад по последней должности. У нас лётчиков оставались лётные оклады. Иначе пилотов учиться не загонишь. 
Александр, при каждой встречи в ходе бесед всегда задавал мне один вопрос:
- Сколько я получаю?

Когда терпению пришёл конец, соблюдая принцип дипломатии, я задал ему встречный аналогичный вопрос, хотя меня это мало интересовало. Александр назвал сумму своего денежного довольствия. На порядок меньше. Сделав удивлённый вид, я спросил:
- Саша, ты, наверное, плохо учишься?

Ответа  не последовало. Встретились через три месяца.

С  ВВП иногда встречались в стенах академии. Были ли лично знакомы? Не помню. Но общие знакомые были. Всё свободное от учёбы время я посвящал спорту. Был членом  сборной Военно-политической академии по лёгкой атлетике и лыжным гонкам. А в сборную академии входили представители всех факультетов, в т.ч. и КГБ.  От-туда  и общие знакомые.

Отвлёкся. Выбегает  из подворотни в Москве парень и бросается как лучший и близкий родственник ко мне в объятья. Я его, естественно, принимаю - какая встреча!
Узнаю! Романов. Рядовой Романов!

Алтайский край. Город Славгород. Учебный авиационный полк. Меня, лётчика-инструктора, старшего лейтенанта назначают заместителем командира авиационной эскадрильи по политической части. Ум то, наверное, уже был, а вот опыта - не было.

Утром прихожу, старшина докладывает, что бойцы ещё с вечера напоролись. Вызвал всех по одному, деликатно выясняю крайнего и причину. По себе знаю: пьянки без причины не бывает, нужен повод. Повод, оказывается, был! У рядового Романова, призванного из г.Москва родилась дочь! Ну, ребята и поздравили молодого папу!

Говорю старшине:
-  Саженцы деревьев закупил? Что-то наша казарма со всех сторон слишком хорошо просматривается.

Романову:
- Дочь как назвал?
- Таня.
- А теперь всей компанией взяли лопаты и  шагом марш вокруг казармы разбивать парк имени Татьяны.

Трудились весь день и хохотали.
Судя по нынешним фото: казармы больше нет, а на её месте остался хороший сквер имени Татьяны.

На улице им.Горького в г.Москве меня чуть не сбил при встрече рядовой Романов.


 Фото: "На память в дембельский альбом". Во втором ряду первый слева - рядовой Романов.