Интервью с ребенком, пережившим ВОВ

Юлия Яскунова
Интервью с ребенком, пережившим Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг и послевоенное время Зубарь Раисы Михайловны

Все дальше в прошлое уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше остается очевидцев величайшей трагедии 20 века. И мы, молодое поколение, не вправе забывать об уроках этой войны.

- Добрый день, Раиса Михайловна! Расскажите где и в какой семье вы родились?

- Родилась в Брянской области п.Новополье. Родилась в обычной небогатой семье, до того, как раскулачили (Революция) была хлебопекарня, Отец Фомин Михаил Петрович, а мать Марфа Яковлевна. В семье было шесть детей: Валя, Иван, Павел, Володя, я пятая Рая, Надька была шестая, но умерла от скарлатины в двухмесячном возрасте.

- Как только началась война вы узнали об этом сразу?

- Сразу. Когда война началась, все запасы и продукты закапывали рядом с домом в землю, а когда немцов в поселке не стало приехали обратно к дому и выяснилось, что ямы откопаны, всё что было последнее разворовали, причем свои же и разворовали, кто видел, как закапывали те и своровали.

- Скажите, что Вы помните о том страшном военном времени?

- Дом сгорел…Немцы сожгли, а отца на войну не брали, и он мертвых хоронил в повозах да еду помогал доставлять на фронт.

- Есть ли такое воспоминание, которое особенно запомнилось?

- Немцы пришли, поле кукурузное такое, высокое, я в деревне на груше(дерево) качалась в люльке, подошел вооруженный солдат(немец), мать думала, что он застрелить меня хочет или убить, подбежала мать, бросилась на колени испуганная, а он стоит плачет, показывает фотокарточку с семьей своей и что-то на немецком говорит мол Kinder!Kinder! и показывает три пальца, что у него тоже семья, мне дал шоколадку и пару консервов из пайка матери. Рядом была железная дорога её все бомбили, самолеты летали, да мины бросали, мы в лесу прятались. Отец приехал нас всех в лес вывез, всех сажали на телегу, всех посадили, а меня забыли, по словам матери тут же бросилась обратно, к дому там и встретили доброго немца.

- Раиса Михайловна, будьте добры, поделитесь Вашей послевоенной жизнью. Как вы жили после войны? С какими трудностями столкнулась ваша семья?

- А как мы жили? Бедно, плохо было, голод в сорок шестом был, выжили только тем, что по полям собирали гнилую картошку, да всякую траву, летом варили лебеду, собирали крапиву.

Отец умер 1946 г помощи не от кого было ждать, был голод, семья большая, помогло только, то что корова была своя и сад, а так бы и не выжить было. Мать нарвет яблок, груш в саду и в Стародуб возила продавать, продаст, да накупит нам с братьями и сестрой баранков, да сахару.
- Чего вам больше всего не хватало?

- Детства. У меня его не было, никто не нянчился со мной, не сюсюкался. Тяжелое было детство я его вспоминаю в темных красках.

- Посещали ли вы школу и как проходила юношеская жизнь?

- Мы не опускали руки и продолжали жить так, как будто слаще этой жизни и нет больше. Учились самостоятельности. С утра бежала в школу, все остальное время работала в колхозе. На учебу времени оставалась все меньше и меньше. Да и возможности не было постоянно заниматься, поскольку в колхозе требовались рабочие руки. И так, собрав руки в кулак, продолжали жить дальше.

– Можно ли быть добрым, гуманным к врагам?

- Они сами не виноваты, были действительно плохие люди, а были и хорошие, были всякие, нельзя винить то что было, можно лишь принять прошлое.