Поезд в огне

Фс Бухов
Современным студентам технических ВУЗов России часто доводится слышать от преподавателей воспоминания о том, что, дескать, в прежние годы даже учащиеся 7-8-ых классов средней школы проявляли куда больший интерес и прилежание по отношению к выбранной специальности, нежели нынешние студенты. Причем выбор специальности производился именно в школьные годы.
Выражалось это в том, что будущие технари с детства изучали разнообразные журналы и книги о технике, самостоятельно делали радиоприемники и прочие приспособления. Теперешние студенты, за редким исключением, такого рвения не проявляют.
Будет ли достаточным на вопрос "Почему так?" ответить
"Потому что нынешнее поколение плохое"? (К тому же, если "испорчено" нынешнее поколение - хотелось бы понять, как вышло так, что поколения старшие не имеют к этому никакого отношения. А именно такой точки зрения, как правило, придерживаются представители предыдущих поколений, сетуя на нынешнее).
Оставим в стороне досужие рассуждения на тему того, что "Диплом - это бесполезная бумажка и на будущую зарплату влияния не имеет". Это не совсем так. В любом более-менее приличном техническом
ВУЗе можно получить необходимые навыки для профессии, которая способна обеспечить не самым плохим доходом даже в современной России. Однако для этого нужен живой интерес будущего специалиста. Как говорится, глаза должны гореть. А они только гаснут. От семестра к семестру, от курса к курсу. Это доказывает то, что материальный фактор играет хоть и важную, а все же не первую роль в деле освоения профессии. Самое главное - увлеченность. Без нее специалистом не стать.
Казалось бы, в современном мире так много различных технологий и сфер их применения - выбирай, не хочу. Да вот потому и "не хочу", что много. Мир-машинерия навевает скуку, а многочисленные технологии воспринимаются как данность.
Потому ли это, что человечество глупое и бессовестное?
Пользуется благами, а разбираться в них не хочет?
Многие придерживаются именно такой точки зрения и корни ее, на мой взгляд, произрастают из христианской почвы:
Христианская формула:
"Хороший человек - тот, кто служит Богу"
Современная формула:
"Хороший человек - тот, кто служит прогрессу".
И христианское восприятие времени как прямого отрезка (от Сотворения Мира до Страшного Суда) также имеет здесь свое отражение
(от первобытного состояния полного отсутствия техники к состоянию некого трансгуманистического Абсолютного Комфорта, к которому в итоге должно прийти человечество посредством прогресса).
По сути своей, это все то же христианское мировоззрение, которое после
устранения Бога переключилось на новый объект поклонения: механически-электрически-атомного Молоха, требующего ежеминутного усовершенствования и отладки. С продолжение прогресса, отладка эта становится все сложнее.
А если рассматривать прогресс как выражение стремления к комфорту (даже целью освоения космоса сейчас называют спасение от перенаселения, а никакое не удовлетворение любопытства), то о каком комфорте можно говорить, когда имеешь дело с таким капризным и требовательным Богом, как научно-технический прогресс? Таким образом, это самое стремление к комфорту требует для своей реализации людей, которые готовы комфортом пренебречь. Обласканный плодами прогресса, молодой россиянин не очень-то привык к тяжелому труду. Чего не скажешь о послевоенном поколении, строившем ГЭС, ТЭЦ, АЭС и прочих трехбуквенных идолов. Чего не скажешь и о мигрантах из Азии, которые массово поступают в европейские и американские вузы и в кратчайшие сроки догоняют местных студентов. Похоже на то, что прогресс - это могильщик сперва европейской цивилизации (и нас вместе с ней), а затем и самого себя.
Тезисно обозначим этот путь:

1. Активные и увлекающиеся люди создают технические блага
(не в последнюю очередь посредством открытий в фундаментальных науках.)
2. В какой-то момент наступает переизбыток в развитии техники.
При этом она начинает служить по большей части увеселению и удовлетворению потребностей широких масс.
3. Положение становится таково, что людей, увлекающихся техникой, появляется меньше. Еще быстрее уменьшается количество людей, занимающихся фундаментальной наукой.
4. Следствие этого - техника превращается в некую данность, не требующую изучения, потому как это слишком трудозатратно.
5.Техника начинает восприниматься как магия, но при этом довольно скучная и обыденная.

Теперь, кажется, мы можем ответить на вопрос, почему с 50-ых и вплоть до 80-ых годов, обычный советский школьник с удовольствием корпел над каким-нибудь радиоприемником. Во-первых, технологии тогда были в новинку и их было мало. Они еще не мозолили глаза. А во-вторых, устройство приемника все же доступно для понимания школьника, а вот устройство Айфона уже нет. И паяльником его не собрать. И дорогой он, разбирать жалко. Новых изобретателей и исследователей благодаря Айфону не появится.
Так что обслуживание прогресса в ближайшие годы, судя по всему, перейдет к прилежным и стойким к комфорту китайцам и индусам. А мы либо будем пожинать плоды за чужой счет, сами плодя разве что потребителей, как это делала белая Америка в последние десятилетия, либо вымрем, как это сделает белая Америка в десятилетия ближайшие.