Музыкальный язык эстрадной культуры

Наталия Май
                Музыкальный язык эстрадной культуры

Мне хотелось бы проанализировать, чем отличается русский музыкальный язык от стиля зарубежной эстрады. Я имею в виду гармонию (аккордику). Но избегая большого количества специальных терминов, которые читателям без музыкальной подготовки совсем не понятны. Думаю, это отчасти объяснит, почему многих слушателей с очень тонким слухом притягивает аромат англоязычной эстрады (Англия, Америка, Австралия, отчасти Германия, скандинавские страны) и латиноамериканской (испаноязычной и на португальском языке). Эстраду Франции и Италии я здесь не затрагиваю – она по стилистике близка к их академической культуре (только в упрощенном виде).

Есть страны с великой академической музыкой (симфонической, оперной, камерно-инструментальной). Например, Россия. А есть страны, у которых нет таких достижений, но они создали эстрадную музыку гораздо лучшего качества и стали лидерами в этом направлении. Это относится к англоязычной эстраде. До появления «Битлз» Англия вообще считалась немузыкальной нацией, потом стала одним из мировых музыкальных лидеров, но в области эстрады. Но как объяснить популярным языком, в чем принципиальная разница между типичной русской эстрадной песней и стилистикой «Битлз», к примеру? Почему та музыка интереснее?

Если сравнить каждый элемент гармонического стиля (аккорд) с тем или иным цветом, то получится, что в русской песне преобладают яркие контрасты. Допустим, красный и черный цвета. Каждый из этих цветов насыщенный до предела. На этих контрастах строится музыка. Аккорд, который можно ассоциировать с красным цветом, резко контрастирует с аккордом, который ассоциируется с черным цветом. Всего аккордов не так много – их может быть чуть ли не два (или не больше четырех). И они все время повторяются. Получается достаточно терпко, иной раз и грубо. Крикливо. Если песня по характеру трагическая, так называемое «горькое горе», то все это к месту. (Русские деревенские плачи отличались до предела рвущей душу энергетикой – напоказ, что не всем импонирует.) Но в таком стиле пишутся и дискотечные хиты. Только темп другой.

Не факт, что такие песни не талантливы, они могут быть очень удачными, мощными, органичными, вызывать потрясение. Речь идет от тенденции – неком гармоническом однообразии, ограниченности композиторской мысли. Наша академическая музыка, конечно, не так примитивна. Но и не о ней речь. В данном случае анализируется не Чайковский или Глинка, а типичный эстрадный автор. А для блатных песен этакая ограниченность (если не сказать - убогость) – норма.

На нас, к сожалению, не лучшим образом повлияла субкультура людей, которые жизнь провели в местах заключения, блатная эстетика так разрослась, что в результате вообще воцарилась. Об этом писал Солженицын (как к нему ни относись, а в этом вопросе он прав абсолютно). Не государство «исправило» представителей криминального мира, а они подмяли всех под себя. А потом почему-то назвали себя представителями некого «шансона» (что обозначает «песня на французском языке»). Бывает, что песни отнюдь не бездарные, перекликаются по стилистике с блатными. Иной раз – намеренно. Или потому, что автор иначе не может. Нет образования, навыков, он знает только три аккорда.

Гармония – наука, предмет, которому в музыкальных училищах обучают три года. Иначе творить не получится. В крайнем случае – будет несколько удачных хитов за всю жизнь (и то – не оригинальных в музыкальном плане). К примеру, Земфира училась, и вот – результат. У нее хит – практически каждая песня. Причем европейского уровня.

Что касается зарубежных музыкантов, которые не получили профессиональной подготовки в стенах учебного заведения или частно, - с ними работали мастера, они оказывали им помощь.  Просто это не всегда афишируется, публика любит сказки про самородков, которые все делают исключительно по наитию, – сами. Все с неба упало.

А теперь главное – я попытаюсь проанализировать гармонический стиль англоязычной эстрадной композиции. И сравнить его с нашим. Если опять прибегнуть к сравнению каждого аккорда с тем или иным цветом, получится вот что: эти песни строятся не столько на резких контрастах, сколько на тончайших полутонах. Как картины импрессионистов. Это музыка мягких оттенков, которые ухом едва уловимы, как глаз с трудом различает все оттенки серого цвета на картине, но видит, что это – более изысканный стиль. Более утонченный. Не такой «давящий», легче, воздушнее, с ощущением полета. К примеру, песня «Битлз» «Here, there and everywhere». Или песня в исполнении Джорджа Майкла "Jesus to a Child".

Если у нас эстрадные авторы предпочитают кричащий контраст самых популярных аккордов (их называют тоникой и доминантой), у них – нежные, не броские, на слух воспринимающиеся как свежие, не избитые гармонические ходы, которые можно сравнить с пастельной палитрой цветов. Авторы любят побочные аккорды (на второй, третьей, шестой, седьмой нотах той или иной тональности). Побочная аккордика у них развита. В целом стиль куда более разнообразный и многокрасочный по сравнению с типичным «нашим».

Конечно, у них много песен, звучащих жестко, с мощным волевым импульсом, как «Show must go on». Но, если проанализировать гармонию, можно заметить, что стиль, несмотря на свой больший лаконизм по сравнению с лирикой, не банален. Просто в драматических песнях не всегда можно использовать много разных созвучий, иначе основной эмоциональный посыл утратит свою остроту, несколько «размоется», расплывется. И здесь лучше – яркий контраст (те же тоника и доминанта). Он оправдан.

Что касается латиноамериканцев – я предпочитаю бразильскую музыку. И писала о ней не раз. Эта музыка воспринимается невероятно свежо, потому что эмоции в ней кажутся многогранными, как будто человек одновременно и грустит, и улыбается. В ней заложен терпкий юмор (как и вообще в бразильской культуре, в которой много от язычества). В самой музыкальной палитре (с большим количеством септаккордов и отклонений в разные тональности – как в джазовой музыке) заложено столько оттенков разных цветов, будто бы вся мыслимая палитра предстает перед слушателем. Каждый аккорд звучит в той или иной мере неустойчиво, как знак вопроса. Повисает в воздухе. И все это зыбко и вместе с тем иронично, лукаво.

Часть наших зрителей смотрела бразильские сериалы только ради музыки – это стоит того. Мне музыка самой Бразилии нравится даже больше, чем культура афроамериканцев – при всем уважении к ним. Многое из того, что здесь сказано о бразильской стилистике, относится и к «черной культуре» Америки. Только с оттенком большей серьезности и надрывности -  на мое восприятие. Может быть, это связано с тем, что бразильцы высмеивают некое занудство, и в их менталитете заложена неявная улыбка, с которой они воспринимают мир.

В какой-то степени это, кстати, нам близко, но, к сожалению, на нашей эстрадной музыке это пока еще не отразилось. Если классики наши стремились к максимальному разнообразию, то эстрадные авторы – нет.