Рассказ 4. Один за всех и все за одного!

Ольга Дудко Куранова
Нельзя привносить личные отношения в рабочий коллектив. Катя это поняла сразу.  Бригадиром первой бригады бортпроводников, в которую поставили Катю, была девушка, подруга которой работала инспектором Службы бортпроводников, которая составляла график их полетов. Эта бригада получала самые выгодные рейсы. Например, самым дорогим (25 руб. за рейс) был рейс Москва-Хабаровск. Обычно  ставили всем по 4 таких рейса в месяц. Но эта бригада летала по 6-7. Зарплата была, естественно, выше (использование неформальных связей – как нам это всем знакомо). Так вот, влюбилась наша бригадирша в бортпроводника этой же бригады. А он никак на это не реагировал. У нее были роскошные волосы и симпатичная мордашка, вот, пожалуй, и все. Зато этот молодой человек любил поговорить с Катей. Нет, на сей раз не ухаживал.  Ему очень нравилась бортпроводница, с которой он месяц летал до этого. Но взаимности он так и не получил – несчастная любовь.  Ох, как Катя его понимала! У него была потребность о ней говорить с Катюшей. И она, добрая душа, все это выслушивала не единожды. Что могла подумать блатная бригадирша? Понятно, что…  И Катю моментально перевели в другую бригаду, подальше от этого парня. Правда, и он вскоре ушел из этой бригады. Вообще-то,  надо  заметить, что в экипажах, а особенно в бригадах бортпроводников, отношения были дружескими и крайне редко – любовными.  Это было своеобразное табу.

Но нет худа без добра! Следующая бригада бортпроводников была на редкость сплоченной. Тон всему задавала бригадир - Валечка. Спокойная, медлительная, никогда никуда не торопилась, но все успевала сделать, как нужно. Когда их будили в гостинице на рейс, девчонки вскакивали и начинали поспешно собираться. Только не Валя. Ее любимой фразой была: «Не могу я так напрягать свое нежное тело!».  Девчонки смеялись и были благодарны своему бригадиру. Она создавала в коллективе спокойную, непринужденную обстановку. И остальные члены бригады  были хорошими, порядочными людьми. Все друг друга понимали, помогали, секретов не выдавали.  Если кто-то опаздывал или по каким-то причинам не мог работать, его прикрывали всеми возможными и невозможными способами, работали за них, не ворчали и не попрекали. Сегодня ты, а завтра я (ария Германа из «Пиковой дамы»). Только судьбу никто не клял, неудачнику помогали всем, чем могли. Сколько раз Катенька вспоминала девчонок и мальчишек из этой бригады, где они сейчас? Судьба развела. Их называли мушкетерами – Один за всех и все за одного! Только их было шестеро.

Как же все хорошо умели работать – четко, слаженно, не делая лишних движений. Однажды проверяющий инструктор, глядя на их работу, сказал: «Поразительно, я такого еще не видел!» Вот так Кате повезло! Многому она научилась в этой бригаде и, главное, взаимовыручке, когда друзья в беде друг друга не бросают!

И экипажи вдруг оказались вполне нормальными, адекватными мужчинами. Валя говорила, что с ними надо дружить, а не находиться в контрах. Иначе в случае непредвиденной обстановки, не сможете вытащить самолет, пассажиров и самих себя.  Они во многом могут помочь бортпроводникам, а бортпроводники - экипажу. Так потом и случилось, но об этом позже… Валя часто посылала Катю в экипаж, когда она туда входила, мужчины начинали улыбаться. Катя недоумевала, с чего бы это? А Валюша отвечала: «А ты на себя в зеркало посмотри! Ты создаешь им хорошее настроение!» Экипаж старались по возможности хорошо накормить, заранее у них спрашивали, что кому нравится – ножка, грудка или крылышко (ох, уж эта  вечная курица на борту!).

Валя иногда договаривалась с командиром корабля о допуске Кати в святая-святых –  в кабину экипажа на взлете и посадке. Правила иногда нарушали, из песни слов не выкинешь. Катя держалась за спинку кресла бортинженера, только оно было неподвижным. Следовали четкие команды поочередных действий, которые бортинженер проговаривал по шпаргалке – дощечка, на которой было все написано. Экипаж, который пролетал много лет и все это знал наизусть, никогда не отступал от этого правила. «Готово-готово-готово…» - это звучало как песня. Самолет начинал разбег по полосе, по бокам светили огни, эта  железная, тяжеленная махина взлетала в воздух! Сердце Кати замирало от восторга!!! Один за всех, все за одного! Катя тогда понимала, что экипаж и бортпроводники единое целое. Только так и больше никак!

Катя прошла вскоре 1,5-месячные курсы подготовки бортпроводников. Чему там только не учили – психологии и поварскому искусству, дизайну, устройству самолетов, накладывать шины и лечить ожоги, делать повязку-шапочку, зубрили названия лекарств, знакомили с плавсредствами, дикции и умению разговаривать с пассажирами, ориентироваться в пространстве…  Экзаменов итоговых Катя боялась больше, чем институтских. А вскоре после окончания курсов ее перевели в бригадиры бортпроводников, гораздо раньше, чем это обычно делают.