Век живи - век будут учить

Сергей Булин
Так уж по жизни священнической у отца Семена путь управлялся. Ситуации, то есть, складывались такие на этом пути, что люди всякие, дальние и ближние, никак не оставляли батюшку без духовного, и даже без житейского поучения. Наверное, вид внешний отче имел очень к тому  располагающий. Посему и старались братья-человеки помочь поучениями своими батюшке. Только вот чаще это было то, чего ему не требовалось и предлагалось тогда, когда он не спрашивал. Однако великую же пользу получал отец Семен от всех этих добрых и весьма душевных указателей! Кто не читывал книг-то духовных, дак нипочем не поймет, в чем тут может быть польза. Да. А вот кто читывал и притом еще практически пытается христианство в свой жизненный уклад вставлять, тот поймет очень даже запросто. Польза-то в том, что ситуации для смирения батюшкиной души поставлялись Вышним Промыслом без всякого участия отца Семена. Искать, то есть, ничего не надо - только смиряйся. Со временем привык отче к указателям пути в Царство Небесное, ну и внешне реагировал вполне даже спокойно. Иногда, стало быть, кивал головой, ободряя учащего к развитию поучения. Иногда весьма дурашливо улыбался, а иногда и вздыхал, вроде как раскаиваясь. Чего там внутри у него делалось на самом деле, это будет не нашего ума вопрос. Мы только про ситуации поговорим. К чему пора нам и приступить.

С семейных сначала начнем. Матушка - первый ближний для батюшки. Как мужа-то не поучить? Справедливости ради скажем, что поучала она отца Семена, в-основном, по благочестию. Старалась, то есть, следить, чтобы батюшка форму свою священническую поддерживал лучше. Это не то, чтоб подрясник всегда чистый был, а чтоб поменьше отвлекался он от своих прямых трудов по делу, так сказать, духовному. Вот так.
Пойдем дальше. Была у отца Семена еще теща, как и у многих по обычаю. Как зятя-то не поучить? Священник он? Ну и что. По-священному и поучим. А сложились обстоятельства жизненные таким образом, что теще прилучилось довольно долго пожить у батюшки с матушкой. Вот. Жизнь она прожила без церкви, а тут вдруг стала на службы ходить. То есть, на старости лет как-то уверовала, да еще интересоваться церковными обычаями пожелала. На исповедь ходит, причащается, к прихожанам привыкает. Евангелие регулярно читает, да с батюшкой дома разговоры заводит. Прочтет из Евангелия чего-нибудь и зятя начинает учить: так-то вот делай, а так-то не делай. И место из Писания приведет в подтверждение своего поучения. А то как-то такую штуку заявила: мне-де священник один строгой на исповеди в церкви выговаривал там за чево-то, я не поняла вообще, за чево. Дак вот - ты так не делай никогда. Вы священники, должны не за грехами нашими смотреть, а народ утешать да успокаивать. Так-то…

О семейных вот ближних достаточно нам будет беседовать, о церковных партнерах теперь. Благочинный, отец игумен Фома, как догадается читатель, очень любил поучать батюшку Семена. По деятельности церковенной поучал, это всё понятно. Все его лекции, однако, сводились к одному присловью, которое отец игумен неизвестно откуда вырыл. И приведем мы его, так сказать, буквально: "Приход церковной - он, как машина. Будешь любить машину - будет и она тебя долго возить. Будешь любить приход - будешь, как сыр в масле, кататься". Отец-то Семен старался, конечно, как мог, любить людей, да только в смысле игуменской пословицы совет исполнять не собирался. Согласно своим жизненным принципам. Не смирялся, стало быть. Ну, и не любил игумен Фома своего подчиненного. Зато любил он старосту Марфу Титовну, весьма старавшуюся следовать философии отца благочинного. Посидят это они двое тихохонько в кафешке, выпьют винца красненького "телу во здравие, душе во спасение", обсудют дела церковные помимо отца Семена, пока тот по деревням гоняется, да и решат чево-нибудь. Отец Фома ей бумажку подаст с ценными указаниями, а она ему в помощь для благочиния другую бумажку подаст. Такую, рыженького цвета, с изображением статуи Муравьева-Амурского во граде Хабаровске. Ну, и как мы где-то уже там упоминали, привыкшая рулить приходом Марфа Титовна на первых-то порах крепко поучала отца Семена, исходя из Фоминых указаний. И еще ссылаясь на значительное количество лет, прожитых ею как на руководящих постах, так и вообще в жизни.

Но не только церковные партнеры поучали отца Семена. Отдельные очень даже душевные прихожане тоже принимали в этом весьма активное участие. Кое о чем мы раньше уже говорили. То по лесенке батюшка лазил, к примеру, за иконой на свечном киоске по приказу тетеньки-прихожанки. А то, когда болел, с признательностью отнесся к рекомендации одной бабушки съездить ему, отцу Семену, куда-нибудь к старцу на отчитку. А еще на первых двух службах в Соловейкинском храме тетенька-уставщица вполне снисходительно поучала  нового настоятеля церковному уставу, не зная про его многолетний опыт служения штатным алтарником в городских церквах… Однако, не только женщины, коих большинство на всех приходах, но и мужского полу прихожане как-то располагались душой отца Семена поучить. Пожилой дяденька-прихожанин, впервые прочитав несколько глав из Ветхого Завета, в беседе обучал батюшку правильному, с его, дяденькиной точки зрения, толкованию библейского текста. Наиболее же интересное поучение получил отец Семен от одного местного блаженненького мужичка. Этот блаженненький, обычно долго молящийся в храме в одну точку, а по выходе из храма имевший обычай выкуривания одну за другой нескольких излиха вонючих цигарок, с видом знатока вручил батюшке листок с художественно накарябанным предписанием, кому конкретно он, отец Семен, должен молиться.

Наконец, не только прихожане поучали батюшку. Как-то вот зимою колол он дрова у себя во дворе. Колуном трехкилограммовым, и, стало быть,тяжелым. Колол себе, да колол - опыт в том имел многолетний. Особо потому отче и не раздумывал. Даже о том, что и здесь ему поучение могут сказать, как, значит, правильно колоть. А идет мимо мужичочек весьма хлипкого вида. Который, будто бы и колуном махнуть пару раз, сомнительно, что может. Остановился, посмотрел, да и говорит батюшке: у тебя-де и ручка колуна короткая, и колешь-де ты не так, не по закону физики. Вздохнул отец Семен: "Спаси тебя, Господи, никто ведь меня этому делу-то не учил". Да с радости и жахнул хорошенько по здоровенной чурке, которая супротив физического закону сразу и развалилась надвое…

Ну, и еще один случай, последний. Отец Семен на приходе довольно уверенно консультировал обращавшихся к нему прихожан по семейным вопросам. А тут… Знакомая батюшке бабуля-староверка, занимающая место председателя местной общины, при встрече на улице остановила отца Семена. А поговорить о делах разных. Да под конец разговора и спрашивает: "Отец Семен, а ты вот мирно ли с матушкой живешь, не колотишь ее? Надо мирно мужу с женой жить. А жена, скажи, чтобы слушалась мужа. Муж должен быть всему голова". Батюшка Семен, в согласии проживший в браке около 30 лет, благодаря чему и консультировавший семейные пары, был неожиданному поучению по привычке рад, и даже стал оправдываться: "Что ты, что ты, Варвара Евлампиевна, да разве я буду плохо поступать?"…
Вот и всё у нас на этом, без всяких выводов. Отметим только, что духовник отца Семена, ныне уже почивший игумен Киприан, поучал батюшку довольно неохотно, обычно после нескольких просьб последнего. Потому как сам любил смирение и охотно в нем жил, так же выслушивая поучения в свой адрес, только уже от своих ближних и дальних.

Декабрь 2017