Колумбы авиации братья Райт

Виталий Чумаков
«За такие мысли вам прямая дорога в ад!». 12 секунд в небе
В начале 20 века занялась заря эры авиации.

(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/803036)


Владельцы велосипедной мастерской в американском городке Дейтоне братья Орвилл и Уилбер Райт не стали тратить усилия на изобретение очередного велосипеда, а соорудили аэроплан, оснащенный двигателем в двенадцать лошадиных сил.


17 декабря 1903 года под Китти-Хоком на пляже шириной в милю они бросили монетку. Лететь первым выпало Орвиллу. В 10.35 он сел в биплан «Флайер-1» с двигателем внутреннего сгорания их братской конструкции и взлетел на высоту три с половиной метра. Полет продолжался 12 секунд. Всего в тот день их было четыре. Самый продолжительный — 59 секунд, свыше 250 метров дальности — совершил старший брат Уилбер.


Когда счастливые пионеры воздухоплавания и немногочисленные зрители поздравляли друг друга с победой, с океана налетел ураганный ветер, подхватил легкий самолетик и разбил его вдребезги. Братья собрали обломки и принялись за обсуждение новой, улучшенной модели.

Так буднично, без толп народа и фанфар в песчаных дюнах Северной Каролины началась эра авиации, в которую тогда не поверил никто: газеты обсмеяли первопроходцев. А их родной отец, епископ по должности, незадолго до полета сыновей осадил собеседника восклицанием: «За такие мысли вам прямая дорога в ад!». А тот всего-то выразил надежду, что человек сможет летать по воздуху, как птица.

https://cont.ws/@nuli/803023

С 1899 по 1902 год братья совершенствовали свои модели планеров. В 1902 году, после долгих экспериментов, они сумели сделать то, чего до них не удавалось никому — создать летательный аппарат тяжелее воздуха, который был полностью управляем. Созданные братьями Райт системы управления позволяли контролировать аппарат по трём осям: перекосом крыла — крен (продольная ось), носовым рулём высоты — тангаж (поперечная ось) и хвостовым рулём направления — рыскание (вертикальная ось). Фактически братья первыми разработали схему, которая и по сей день лежит в основе управления самолётами.

Добившись успеха с планерами, в 1903 году братья построили «Флайер-1», оснащённый бензиновым двигателем, который был построен механиком их собственного магазина велосипедов. Корпус, как и у всех предыдущих моделей братьев Райт, был сделан из ели.

«Флайер-1» имел размах крыла 12 м, весил 283 кг и был оснащён двигателем мощностью 9 КВт и весом 77 кг. Общая стоимость самолёта не превышала 1000 долларов, что в разы дешевле, чем аналогичные проекты других изобретателей.

 http://www.aif.ru/society/hist...

Попытка первого полёта 14 декабря 1903 года Уилбером оказалась неудачной -  самолёт упал сразу после взлёта. Ни летчик, ни машина не пострадали. 17 декабря 1903 года «Флайер-1» вновь был готов к полёту. На сей раз за штурвал сел Орвилл Райт. Самолёт, пилотируемый им, поднялся в воздух, пролетел 36,5 метра за 12 секунд и успешно приземлился. В тот день братья летали ещё дважды: Орвилл пролетел 60 метров, а Уилбер — 52. Полёты проходили на высоте примерно три метра.

Братья намеревались закрепить за собой патент на изобретение, а затем выгодно продать свой самолёт. Патент им удалось получить лишь в 1906 году, после того как они наняли видного американского юриста. Сложность заключалась в том, что одновременно с братьями Райт аналогичные проекты пытались патентовать и другие пионеры неба, и порой трудно было отдать кому-либо приоритет, особенно, когда речь касалась отдельных деталей конструкции.

Усовершенствование конструкции своего самолёта братья продолжали до 1908 года, в котором к ним пришло международное признание. Чтобы заключить контракты с Минобороны США и частной компанией во Франции, Уилбер провёл показательные полёты во Франции, а Орвилл — в США. Успех был полным — зрители были ошеломлены тем, как повиновался воле пилота самолёт конструкции братьев. Если до этого момента информация о достижениях братьев Райт вызывала скепсис и сомнения, то теперь все ими восхищались.

Как же сложилась судьба братьев после признания всеми их успеха?

1908–1909 годы стали пиком славы Уилбера и Орвилла Райт. Они основали свою авиастроительную компанию, но она не имела большого финансового успеха, и в 1915 году Орвилл Райт продал её.

Уилбера к тому времени уже три года как не было в живых — в 1912 году он, тративший очень много времени на судебные заседания в защиту собственных авторских прав, которые проходили в разных городах, заболел тифом и скончался. А Орвиллу, который был на 4 года младше Уилбера,  повезло больше, он стал свидетелем бурного развития авиации за 40 лет, пережил Вторую мировую войну и умер в 1948 году, в возрасте  76 лет. До самой его смерти продолжались попытки оспорить приоритет братьев как пионеров покорения неба. В американском Смитсоновском музее из-за этих споров «Флайер-1» появился лишь спустя год после смерти своего создателя.