Когда я итожу...

Лина Галиан
          Когда я итожу то, что прожил…Наверное, только люди старшего поколения помнят эти строки Маяковского. Они не о нашей жизни, теперешней.  И не о прошлой. Это стихи о революции, но мне почему-то эта строка в последнее время не даёт покоя.
           Когда я итожу…Оглядываюсь назад. Как жили мы в советское время? Моё поколение с горечью вздохнёт. Хорошо жили. Спокойно и с уверенностью в завтрашнем дне. И не боялись, что завтра что-то страшное произойдёт и тогда…
         Нет, упаси Бог, я не призываю вернуться в прошлое. Ну, если только в  собственных воспоминаниях, которые греют душу. Время сейчас иное. Молодым везде у нас дорога…только эти строки тоже из нашей прежней жизни.
           Там дальше, помните- старикам везде у нас почёт…Только не думали и не гадали старики, что никакого почёта им в старости не будет. Выросло новое поколение, которое не воспитывали в уважении к старшим.
           И не надо в меня сейчас бросать тапком, как в нашкодившую кошку. Типа, это совсем не так. Ошибаетесь, господа хорошие. Именно, так. Прокатитесь в автобусе и посмотрите, кто занимает сидячие места!
            Причём, занимает, отпихивая пожилых, чтобы успеть плюхнуть своё уставшее от безделья молодое  тело на мягкое сиденье, залепить наушниками уши и тут же закатить глаза. Спим мы! Да, спим и не видим, что рядом, держась за поручень, болтаются бабушка или дед.
              А не фиг по автобусам кататься! Это я имею в виду бабушек и дедушек. Так и хочется спросить у великовозрастного дитяти, есть ли у него бабушка и дедушка. Или они у него не ездят в автобусе?
              Совсем недавно приметила такую картину: на переднем сиденье бабушка с внуком сидят. Очень  милая картинка. Прямо идиллия. Только внуку лет  шестнадцать, не меньше. И сидит этот лось, вытянув ноги, потому что они длинные.
               И пинает он этими длинными ногами  всё время стоящую рядом пожилую женщину. Потому что она мешает ему ноги вытянуть. Его бабушка мило улыбается внуку. И в  голове у бедолаги не щёлкнуло, чтобы пацанчик место той женщине уступил.
               Интересно, а когда бабушка без внука сядет в автобус и не успеет занять место, будет точно также стоять и морщиться от боли, потому что едет она из больницы, уступит ей место кто-нибудь?
              Вряд ли. Индейскую хижину Вы, бабуля, заслужили. Которая Фиг вам называется. Не воспитали своего внука в уважении к старшим, не ждите уважения от чужих. Много вопросов нам жизнь задавала.
              И в школе нас  многому  учили. Кто виноват, что делать…Теперь этому в школе не учат. И интересы у детей другие. Бабушка внучку из школы ведёт, а та визгом исходит, когда интернет дома наладят.
               Провод оборвался, интернета нет, и жизнь на этом закончилась. Можно сказать, что жизнь и вовсе не удалась. Бабушка терпеливо поясняет, что не за что интернет подключать. Конец года, а по литературе  у барышни тройка будет.
               И по математике внучка контрольную написала не очень. Девочка отмахивается. Какая математика! Она целый месяц интернета не видит! А это отрицательно сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Им так учительница говорила.
               О как! Психологическое состояние у нас пошатнулось! Слова-то какие мы знаем! А если бы по литературе не тройка была, то, возможно, бы барышня что-то полезное познала из того, что учительница на уроке интересного рассказывала. Или неинтересного?
               Когда я итожу…Страшно  становится, когда я итожить начинаю. Что с нами дальше будет? Иль не дано предугадать, как наше слово отзовётся? Так,  или неточно я вспомнила? Впрочем, это совсем неважно.
               УзнаЮ, что умерла недавно пожилая женщина. Я хорошо её знала, и новость меня потрясла. Не то, что она умерла,  меня расстроило. Хотя, и это тоже.  Все мы когда-то будем там…где упокоимся на веки вечные. Потрясло, как её похоронили.
               Дочь, вместе с зятем,  погрузили гроб на машину, увезли на кладбище и зарыли. Был человек, и нет человека. Никто не попрощался с этой женщиной, которая несколько десятилетий жила бок о бок с соседями. Потому что те не знали о смерти соседки.
               Страшно становится …эта старушка ничем не заслужила такого отношения к себе. На Руси с самых тёмных времён было заведено так, что проститься и сказать последнее «прости» усопшему мог любой, знавший покойного. И не знавший, кстати, тоже.
              Люди! Что с нами стало? Вспоминаются слова моей знакомой. Она сказала, что раньше человек, встретив в лесу другого человека, был рад этому. Теперь страшно по улице вечером пройти, не дай Бог встретится…
               Я сейчас не в целях перевоспитания подрастающего поколения всё это пишу. Наверное, самой выговориться нужно. И поймут меня немногие. Нет, не так. Меня поймут те, кому сейчас далеко за пятьдесят. И за шестьдесят-тоже.
                Мы уже должны быть рады, что дожили до своего возраста и продолжаем жить. И недовольным, тем, кому мы мешаем в автобусе или на пешеходном переходе, потому что быстроногой лани из нас уже не получается, хочется сказать- не дождётесь.
                Только это неправда. Дождутся. Так-то мы не торопимся на тот свет и пользы ещё много можем принести не только своим родным, но и посторонним. Совет дать, если спросите, руку помощи протянуть.
               Мы, прожившие долгую жизнь, или не очень долгую, всегда готовы помочь. Готовы поделиться последним. Оглянитесь, нас много вокруг!  И вспомните пословицу о колодце, в который не нужно плевать.
                Когда я итожу…Да, чего я прицепилась к этой строчке! Кому нужны мои итоги! И то, что я сейчас написала, вряд ли кто-то из молодых поймёт. Может и пару не совсем ласковых слов в мой адрес скажет.
               Я не обижусь на это. Потому что, когда я итожу, то знаю, о чём говорю. И за свои прожитые годы мне не стыдно.