Перевод поэмы Есенина Сказание о Евпатии Коловрате

Инна Ивановна Фидянина
Сам ли 17-летний Есенин написал поэму "Сказание о Евпатии Коловрате" или бабкины песни подслушал — история умалчивает. Я лишь перевела на современный язык  древне-русскую речь, не вмешиваясь своим стихотворчеством: не зарифмовав и не поломав строчки. А в итоге получился  просто текст, далеко не всем понятный, однако, но интересный и будящий воображение. Оказывается, это не просто поэма, а целая былина-сказка, рассказанная ясным Месяцем, а рядом с Месяцем на райских пашнях сидит Идолище поганое и с самим Иисусом разговоры ведёт длинныя про своё войско и войско Евпатия.


Дословный перевод поэмы Сергея Есенина "Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о чёрном идолище и спасе нашем Иисусе Христе" 1912. В<еликий> пост.


Глава 1. Расшифровка сказания


За поёмами Улыбыша
Кружат облачные вентери.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.

1) Поёмы — поймы. Пойма: луговая терраса, часть дна речной долины, затопляемая в половодье.
2) Улыбыш — река, приток Прони в нынешнем Михайловском районе. Тут речь о его пойме при впадении в Проню, а там и степи начинались.
3) Вентерь — сетчатая бочки со входящими внутрь сетчатыми усеченными конусами с одной или двух сторон и с сетчатыми «крыльями», которые направляют рыбу в эти конуса. Рыба заплывает в дырку сужения конуса, а обратного пути не находит. Визуальный образ — это вихрь с длинными крыльями.
4) Ковыльница — трава ковыль, высокая с большими метёлками. Когда ветер сильный или едешь по этим ковылям, то с них пыльца разлетается как дым.
5) Закурилася ковыльница — когда идешь по ковыли, то пыльцу с метёлок сбиваешь. Она поднимается от порывов ветра, как дым.
6) Танаг — мелкий. Танага — отходы при ткачестве. Есенин сравнивает танагу со степною пылью.

Как за поймами Улыбыша
кружат облачные вихри,
закурился ковыль
пылью подкопытною.

________________________

Ой, не зымь лузга-заманница,
Запоршила переточины —
Подымались злы татарове
На зарайскую сторонушку.

1) Зымь — замять, пороша. Не зымь запорошила — не пороша запорошила.
2) Лузга — мякина, шелуха. Когда зерно молотят, тогда горы этой шелухи летают повсюду.
3) Заманный — заманчивый, обманчивый, приятный, привлекательный. Тут возможно, что лузга-заманница переводится иносказательно как пелена, стоящая перед глазами.
4) Запоршила — запорошила, засыпала снегом.
5) Переточина — размытая дождем канавка поперёк дороги или эрозия в поле.
6) Зарайская сторонушка — город Зарайск.

Ой, не пороша, а шелуха-обманщица
засыпала канавы,
подымались злые татары
на зарайскую сторонушку.

________________________

Задрожали губы Трубежа,
Встрепенулись очи-голуби,
и укромы крутоборые
посолонью зачаведели.

1) Трубеж — это маленькая речушка в нынешней Рязани. Там была резиденция митрополита. Образ о том, что колокола зазвонили-задрожали.
2) Очи — глаза.
3) Укромы — тайники, укрытия.
4) Крутоборый — бор (лес) на крутом берегу. Укромы крутоборые — это заросшие, лесистые, крутые берега реки Трубеж. Речка эта короткая и в разлив сильно заливается, поэтому там всегда были непроходимые леса. И даже село на крутом берегу Трубежа называлось Борки.
5) Посолонь — по ходу солнца, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки кверху к левой.
7) Зачаведели — зачадили: чад, едкий дым от огня.
8) Посолонью зачаведели — загорелись заросшие бором берега.

Задрожали губы Трубежа,
встрепенулись глаза-голуби:
берега крутые, лесистые
загорелись от востока до запада.

________________________

Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти,
Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку тёмную.

1) Чуять — чувствовать, ощущать, познавать чувствами, обонянием. Угадывать, постигать, внутренне ощущать что-либо.
2) Допоть — допеть, допетать: убить, извести кого-либо.
3) Варяжьей — варяжа: иноземка.
4) Засынка — жена, возлюбленная.

Не ждала Рязань, не чувствовала
разбойничьего нападения,
а чужеземной фатой укрытая,
коротала ночку тёмную.

________________________

Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть осклабилась —
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.

1) Ух — ухо.
2) Защурился — прищурился.
3) Осклабилась — оскалилась.
4) Чурилково — рязанская деревня, Рыбновского района, которая рядом с селом Константиново, родиной Есенина.
5) Орда — войско у тюркских и монгольских народов.
5) Показал орде на зарево — видимо, показал своей орде на горящий Переславль-Рязанский (исстари провинция в составе Московской губернии), и нацелился Москву.

Не сова прислушалась,
и не волчья пасть оскалилась —
то Батый с холма Чурилкова
показал орде на зарево.

________________________

Как взглянули звёзды-ласточки,
Загадали думу-полымя:
Штой-то Русь захолынулася,
Аль не слышит лязга бранного?

1) Полымя — яркий, жаркий огонь, пламя.
2) Штой-то — чего-то, зачем-то, почему-то, почему же.
3) Захолынулася — захолонулась: забылась, впала в забытьё.
4) Бранный — боевой, военный, ратный.
5) Аль — или, иль.

Как взглянули звёзды-ласточки,
загадали думу-пламя:
почему же Русь забылась
иль не слышит лязга ратного?

________________________

Щебетнули звёзды месяцу:
«Ай ты, Божие ягнятище!
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами.
Подыми-ка глазы-уголья
На святую Русь крещёную,
Да позарься в кутомарии,
Что там горами ерошится?»

1) Щебетнули — защебетали.
2) Божие ягнятище — божий агнец, именование Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна. Но тут скорее всего образ огромного небесного ягнёнка, пасущегося в небесах, верного дружка Христа.
3) Глазы — глаза.
4) Позариться — прельститься чем, горячо желать, страстно хотеть, позавидовать, посягнуть на чужое.
5) В кутомарии — Кутомарская тюрьма свою известность получила в августе — октябре 1912 года, когда среди политических заключенных кутомарской и алгачинской каторжных тюрем произошли массовые голодовки и самоубийства. Откликом на эти события были забастовки-протесты рабочих и сходки студенчества в Петербурге, Москве и Варшаве.
6) Ерошиться — топорщиться, взъерошиваться, дыбиться, щетиниться, торчать, лохматиться.

И шепнули звёзды месяцу:
«Ай ты, агнец божий,
ты не мни траву небесную,
перестань бодаться с тучами,
подыми-ка угольки-глаза
на святую Русь крещёную,
да посмотри на неё, мученицу,
кто там из-за гор топорщится?»

________________________

Как взглянул тут месяц с привязи,
А ин жвачка зубы вытерпла,
Поперхнулся с перепужины
И на землю кровью кашлянул.

1) Привязь — веревка, ремень, которым привязывают к чему-нибудь.
2) Ин — а, ан, но, между тем, то бишь, вот, нет.
3) Вытерпнуть — претерпнуть, терпнуть, отерпнуть, затерпнуть: замлеть, обмереть, задубеть, задеревенеть, онеметь, стать бесчувственным или недвижным.
4) С перепужины — с перепугу.

Как взглянул тут месяц пленный
вниз, жуя жвачку терпкую,
да поперхнулся с перепугу
и на землю кровью харкнул.

________________________

Ой, текут кровя сугорами,
Стонут пасишные пажити,
Разыгрались злы татарове,
Кровь полониками черпают.

1) Кровя — кровь.
2) Сугор — бугор, холм, пригорок.
3) Пасишные — луга для выпаса скота. От слов паситься, пастись: скот пасётся.
4) Пажити — луга, поля, пастбища.
5) Злы — злые.
6) Татарове — татаро-монгольское иго.
7) Полоник — половник, уполовник, разливательная ложка, поварешка, половничек, уполовная ложка.

Ой, течёт кровь по холмам и горам,
стонут пастбища богатые:
разыгрались злые татары,
поварешками кровь черпают.

________________________

Впереди ль сам хан на выпячи
На коне сидит улыбисто
И жуёт, слюнявя бороду,
Кус подохлой кобылятины.

1) На выпячи — на возвышении, впереди всех.
2) Улыбисто — улыбаясь.
3) Кус — кусок.
4) Подохлая кобылятина — конина.

Впереди ли хан сам скачет:
на коне сидит с ухмылкой
и жуёт, слюнявя бороду,
на ходу кусок конины.

________________________

Говорит он псиным голосом:
«Ой ли, титники братанове,
Не пора ль нам с пира-пображни
Настремнить коней в Московию?»

1) Псиным — собачьим.
2) Титник — молочный брат.
3) Братанове — братья.
4) Пображня — бражня, бражничать: пить бражку, пировать, пьянствовать, кутить, гулять.
5) Настремнить — стромить: чтобы погнать коня, ногами поддают в конские бока (от слова стремя: часть верховой конской сбруи).

Говорит собачьим голосом:
«Ой вы, братцы молочные,
не пора ль нам с пира хмельного
устремить коней в Московию?»

________________________

От Ольги до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.

1) Ольга — это, видимо, Ока.
2) Швивая Заводь — Швивая горка: район в Спас-Клепиках.
3) Вызнати — знать, богатые, состоятельные люди, а белая знать — самая влиятельная аристократия.
4) Холоп — крепостной крестьянин, крепостной слуга.
5) Сермяжник — человек, носящий сермягу, крестьянин. Сермяга — грубое, некрашеное сукно, а также кафтан из такого сукна.

От Оки до Швивой Заводи
знают песни про Евпатия,
их поют: от белой знати
до последнего крестьянина.

________________________

Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.

1) Слову — слова.
2) Уважено — уважение.
3) Не сочесть — не счесть.
4) Удаль — удальство: лихость, молодечество, ухарство, храбрость, бесшабашность, смелость, бравада, отчаянность, прыть.
5) Ославить — прославить.

Хоть и много песен сложено,
но ни словом не уважили,
а ведь не счесть похвал той удали,
не прославить смелой доблести.

________________________

Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.

1) Гленищем — голенищем.
2) Ножик сеченый — высеченный, обтесанный. Осмелюсь предположить, что это нож с высеченными на нём узорами.
3) Колено белое. На Руси любили характеризовать телеса и предметы каким либо цветом: щёки красные, руки белые, земля черная, солнце светлое и так далее.

Вились кудри у Евпатия,
в три ряда на плечи падали,
за голенищем нож узорчатый
подпирал колено белое.

________________________

Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые угорины
Двумя пальцами вытягивал.

1) Держал — имел, содержал.
1) Крыница — плавильня, леток для плавки руды, или колодец, а также глиняный горшок.
2) Бражничать — пировать, пьянствовать, кутить, гулять, пить бражку.
3) Пешня — железный прут с плоским набалдашником, лом для колки льда на реке.
4) Угорина — обожжённая заготовка для пешни (лома), которую Евпатий двумя пальцами вытягивал из кузнечного горна.

Как содержал он кузницу,
лошадей ковал да пировал,
и прутья раскаленные железные
двумя пальцами из горна вытягивал.

________________________

Много лонешнего смолота
В закромах его затулено.
Только нет угожей засыньки,
Чернокосой побеседнушки.

1) Лонешнего — прошлогоднего.
2) Смолот — смолачивание, перемолачивание, измолачивание: молотьбой отделять зерно от колоса. Тут имеются в виду запасы зерна.
3) Затулено — спрятано, припрятано, запасено.
4) Угожей — потребной, пригодной, угодливой.
5) Засынка — жена, возлюбленная.
6) Чернокосой — черноволосой (черная коса).
6) Побеседнушки — собеседницы.

Много прошлогоднего зерна
в закромах его припрятано,
только нет жены угодливой,
черноволосой собеседницы.

________________________

Не одна краса-зазнобушка
Впотайную по нём плакала,
Не один рукав молодушек
От послезья продырявился.

1) Зазноба — любимая женщина.
2) Впотайную — сделать что-либо втайне.
3) Послезье — слёзы, плач, рыдания.
4) Молодушки — молодые девки.

Не одна краса-любимая
втайне по нём плакала,
не один рукав молодушек
от рыданий продырявился.

________________________

Да не любы, вишь, удалому
Эти всхлипы серых журушек,
А мила ему зазнобушка,
Што ль рязанская сторонушка.

1) Не любы — не любимы, не желанны.
2) Удалой — лихой, молодой, бесшабашный.
3) Вишь — видишь, видимо, видно.
4) Серых журушек — сравнение девушек с серыми журавлями, журавушками.
5) Зазноба — любимая.

Да не хочется удалому, видимо,
эти всхлипов серых журавушек,
а мила ему любимая
та Рязанская сторонушка.

________________________

Как гулял ли, хороводничал
Удалой-те добрый молодец
И Ольгу ли волноватую
В молоко парное вспенивал.

1) Хороводничать — хороводы водить.
2) Удалой — лихой, молодой, бесшабашный.
3) Молодец — молодой мужчина, парень.
4) Ольга — это, видимо, река Ока.
5) Волноватая — с волнением, с волной, волнуясь.

Как гулял ли, хороводы водил
удалой да добрый молодец
и Оку волнующуюся
в молоко парное вспенивал.

________________________

Собирались злы татарове,
На Москву коней шарахали.
Собегалися боярове
На кулажное устанище.

1) Злы — злые.
2) Татарове — татаро-монгольское иго.
3) Шарахали — ударили, направили, погнали.
4) Собегалися — сбегались.
5) Боярове — бояре, боярины.
6) Кулажное устанище — площадь в городе, центральная базарная, которая использовалась для кулачных боёв, для торга и для собраний вече.

Собирались злые татары,
на Москву коней погнали.
Сбегались бояре
на площадь городскую.

________________________

Наряжали побегушника,
Уручали серой грамотой:
«Ты беги, буди, детинушка,
На усуду свет Евпатия».

1) Наряжали — снаряжали, вооружали, экипировали.
2) Побегушка — гонец по поручениям, беглец, девушка вышедшая замуж без родительского согласия.
3) Уручали — поручали.
4) Детинушка — детка, дитя, а также ласкательное обращение к великовозрастным парням и даже к мужикам-богатырям.
5) Буди — видимо, гонцу приказывают разбудить, расшевелить Евпатия.
6) На усуду — на суд, на суждение, на решение.
7) Свет  Евпатия — раньше обращались к уважаемым людям почтительно, намекая на их светлый лик, например, Забава свет-Путятична, а позже: ваша светлость.

Снаряжали гонца,
поручали серую грамоту:
«Ты беги, буди его, детинушка,
вернись с решением Евпатия».

________________________

Ой, не колоб в поле котится
На позыв колдуньи с Шехмина —
Проскакал ездок на Пилево
Да назад опять ворочает.

1) Колоб — колобок.
2) Позыв — зов, позвать, призвать.
3) Котится — катится.
4) Шехмино — село на левобережье Оки в глухих болотах.
5) Пилево — село, а ныне Спас-Клепиков.
6) Ворочает — тут возвращается. А ещё ворочать что-либо: переворачивать, расшевеливать, месить.

Ой, не колобок в поле катится
на зов колдуньи с Шехмина,
а поскакал ездок на Пилево
да назад уж возвращается.

________________________

Крутозыбы волны белые,
Далеко их видно по лугу.
Так и мечутся, яруются
Укусить седое облако.

1) Крутозыбы — крутые, зыбкие волны.
2) Яруются — от слова яровать: быть яростным, злиться, беситься.

Крутые, зыбкие волны белые,
далеко их видно по лугу,
так и мечутся, пытаются
укусить седое облако.

________________________

Подскакал ездок ко берегу,
Тянет поводы на быстрицу,
Да не лезет конь в сумятицу,
В две луны подковы вытянув.

1) Быстрица — быстро, скорее, поторапливать, ускорять.
2) Поводы — поводья.
3) Сумятица — склока, суматоха, неразбериха, тревога, суета, свалка в драке, беспорядок, неразбериха, суматоха, паника, давка, смятение чувств.
4) В две луны — подковы сравнивают с формой месяца.

Поскакал ездок к берегу,
тянет поводья, поторапливает,
но конь скачет, не тревожится,
в два круглых месяца подковы вытянув.

________________________

Как слезал бегун, задумывал:
«Ай, с чего же речка пенится?
Нет ни чичерного сиверка,
Ни того ль лесного шолоха».

1) Бегун — гонец.
2) Сиверко — холодный, резкий ветер зимою, не обязательно северный.
3) Чичер — чичера: резкий, холодный осенний ветер с дождем, иногда и со снегом. А ещё чичереветь — это хилеть, хиреть, чахнуть в молодости, останавливаться в росте.
4) Шолох — шорох, шелест.

Как слезал гонец, задумывался:
«Ай, с чего же речка пенится?
Нет ни ветерка промозглого,
и даже нет лесного шороха».

________________________

Да вставал тут добрый молодец,
Свет Евпатий Коловратович,
Выходил с воды на посолонь,
Вытирался лопушиною.

1) Посолонь — по ходу солнца, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки кверху к левой.
2) Лопушиною — лопухом.

Да вставал тут добрый молодец,
свет Евпатий Коловратович,
выходил с воды на запад,
вытирался лопухом.

________________________

Утихала зыбь хлябучая,
Развивались клубы пенные,
И надводные коряжины
По-лягвачьему пузырились.

1) Зыбь хлябучая — топь, болото. Но тут скорее всего озерцо или река, где Евпатий выкупался перед дорогой.
2) Коряжины — коряги.
3) По-лягвачьему — по-лягушачьи.

Утихала воды буйные,
развивались клубы пенные,
и надводные коряги
по-лягушачьи пузырились.

________________________

А и крикнет побегушниче:
«Ой ты, лазушновый баторе!
Ты беги, померяй силушку
За Рязанью над татарами».

1) Побегушниче — гонец по поручениям.
2) Лазушновый — общительный, располагающий к себе.
3) Баторе — богатырь.

А и крикнул он гонцу:
«Ой ты, милый богатырь,
ты беги, померяй силушку
с татарами, под Рязанью».

________________________

На узёмном погорелище
За Коломной бабы хныкают.
В хомутах и наколодниках
Повели мужей татаровья.

1) На узёмном — на тёмном, чёрном.
2) Погорелище — место, где недавно был пожар.
3) Коломна — город в Московской области близ Рязани.
4) Хомут — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. Или кольцо для соединения чего-либо, скоба.
5) Наколодники — оковы, колодки, кандалы.
6) Татаровья — татаро-монголы, ордынцы.

На чёрном погорелище
за Коломной бабы хныкают:
в хомутах и кандалах
повели мужей татары.

________________________

Хлыщут потные погонщики,
Подгоняют полонянников,
По пыжну путю-дороженьке
Ставят вехами головушки.

1) Полонянников — пленных, пленённых.
2) По пыжну путю — по мелколесью, по лесной дороге.

Хлыщут потные погонщики,
подгоняют пленных,
по лесной дорожке,
ставят вместо вех их головы.

________________________

У загнетки неба синего
Облака горят, поленища,
На сухменьи ель-ухватище
Пламя-полымя ворочает.

1) Загнетка — ямка на шестке русской печи, куда сгребается жар.
2) Сухменьи — ель, растущая на сухой почве.
3) Поленища — поленья.
4) Ухватище — ухват: длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны.
5) Ворочает — переворачивает, ворошит.

А в кострище неба синего
облака горят поленьями,
а сухая ель ухватом
пламя-полымя ворошит.

________________________

Не кухта в бору замешкалась
И не лышник чешет бороду,
Ходит Спасе, Спас-угодниче
Со опущенной головушкой.

1) Кухта — туман, изморось.
2) Лышник — человек, сдирающий с дерева лыко, а также пьяница.
3) Спасе — спаситель Иисус Христос.
4) Угодниче — угодник.

Не туман в бору замешкался,
и не пьяный чешет бороду,
а ходит спаситель, спас-угодничек
да с опущенной головушкой.

________________________

Отворялась Божья гридница
Косятым окном по нудышу,
Выходила Троеручица
На крылечко с горней стражею.

1) Гридница — комната, горница.
2) Косятым окном — косящатое окно: окно с косыками, окосячкой, обсадой, обшивкой досками. Косчатое окно: из ячей-косяков или переплетённых вкось металлических прутьев. Откосы — это часть оконного проёма сбоку и сверху окна.
3) По нудышу — от нужды, вынужденно, поневоле.
4) Троеручница — неувядаемый цвет и одно из наименований иконы Божьей Матери.
5) С горней — с вечной, высокой, заоблачной, неземной, небесной, поднебесной.

Отворялась Божья комната
окном косчатым. Поневоле.
выходила Матерь Божия
на крыльцо с небесной стражею.

________________________

И шумнула мать пелеганцу:
«Ой ты, сыне мой возлюбленный,
Помути ты силу вражию,
Соблюди Урусь кондовую».

1) Шумнула — позвала, кликнула, покричала, гаркнула.
2) Пелеганец — воспитанник, сын, пасынок, внук. Пелегать: лелеять, воспитывать.
3) Помути — сделай мутным, смути, помути рассудок, сведи с ума. Но тут, скорее всего: потопчи.
4) Урусь — Русь.
5) Соблюди — исполни в точности, не нарушив; а тут верни невинность, верни всё как было, встарь.
6) Кондовый — старинный, прочный, основательный, былой.

Прокричала мать пасынку:
«Ой ты, сыне мой возлюбленный,
потопчи ты силу вражью,
да верни нам Русь былую».

________________________

Не убластилося Батыю,
Не во сне ему почуялось,
Наяву ему предвиделось —
Дикомыти рвут татаровье.

1) Убластилось — привиделось, померещилось, почудилось, показалось.
2) Почуялось — почуял, а если во сне, то померещилось.
3) Предвиделось — предвидел, увидел.
4) Дикомыти — взрослые ловчие птицы, боевые птицы.

Не привиделось Батыю,
не во сне померещилось,
а наяву увидел он как
птицы хищные рвут татар.

________________________

Повернул коня поганище
На застепное пристанище,
За пожнёвые утырины,
На укрепы ли козельские.

1) Поганище — поганый: гадкий, дурной, противный, нечистый, грязный, протухший.
2)Пожнёвые утырины — разбросанные по заливным лугам наделы земли, стоящие до следующей весны после осенней жатвы до следующего посева.
3) Укрепы — укрепления, оборонительные сооружения: рвы, валы, стены.
4) Козельск — город, оказавший жестокое сопротивление монголам и сожжённый ими дотла.

Повернул коня поганый хан
на степное пристанище,
за земли перепаханные,
на укрепления Козельские.

________________________

Ой, бахвалятся провытники
Без уёму, без попречины.
За кого же тебя пропили,
Половецкая любовница?

1) Бахвалятся — хвалятся, хвастаются.
2) Провытники — больные, ненормальные, безумные.
3) Без уёму — не унимаясь,
4) Без поперечины — без преград, без попрёков, беспрепятственно, без сопротивления.
5) За кого же тебя пропили — за кого же тебя отдали замуж или продали?

Ой и хвалятся безумные
не унимаясь, и себя не попрекая..
Да кому же тебя продали,
половецкая любовница?

________________________

У Палаги-шинкачерихи
На меду вино развожено.
Корачевые кумашницы
Рушниками занавешаны.

1) Палага — женское имя Пелагея.
2) Шинкачериха — самогонщица: женщина, занимающаяся изготовлением и продажей самогона.
3) Развожено — разведено, разбавлено, добавлено в жидкость, настояно.
4) Корачевые — корач: упасть на колени, тут имеется виду сарафаны до колен.
5) Кумашницы — кумачницы: красные сарафаны. От слова кумачевые: красные.
6) Рушник — полотенце с вышитым или тканым узором.

У Пелагеи-самогонщицы
на меду вино настояно,
а красные сарафаны
полотенцами завешаны.

________________________

Не облыжники пеняются,
Не кусомни-поминушники —
Соходилися товарищи
Свет хороброго Евпатия.

1) Облыжник — враль, сплетник, клеветник, мелкий человек, лгунишка.
2) Пеняются — спорят, бранятся.
3) Кусомни — едоки. От слова кусать: есть, кушать.
4) Поминушники — поминальщики: участники поминок.
5) Соходилися — сходились.
6) Хороброго — храброго.

Не клеветники бранятся
и не едоки-поминальщики,
а сходились все товарищи
храброго свет-Евпатия.

________________________

Говорит-гудит детинушка:
«Ой ли, други закадышные,
Не пора ль нам тыквы-головы
Попытать над ятаганами?
Не назря мы, чай, за пожнями
Солнце стрелами утыкали,
Не с безделья в стены райские
Два окошка пробуравили».

1) Други закадышные — друзья закадычные, близкие, душевные.
2) Попытать — тут имеется в виду: испытать, попробовать, проверить.
3) Ятаган — рубяще-колющее холодное оружие, нечто среднее между саблей и кинжалом.
4) Назря — зазря, зря.
5) Чай — поди, ведь, вроде, всё-таки, вероятно, наверное, полагаю.
6) Пожня — сенокос, покос, луг, жнивье, стерня, сжатое хлебное поле.
7) Пробуравить — продырявить, просверлить отверстие в чем-нибудь, провертеть что-либо насквозь.

Говорит-гудит детинушка:
«Ой друзья вы закадычные,
не пора ль нам тыквы-головы
испытать под ятаганами?
Ведь не зря мы за полями
солнце стрелами утыкали,
не с безделья ж в стены райские
два окошка просверлили».

________________________

Не загулины кувекали,
Не тетерники скликалися,
А удалые головушки
С просулёнами прощалися.

1) Загулины — гулянки.
2) Кувекать — кувикать: визжать, кричать, впадать в истерику, голосить.
3) Тетерники — ястребы.
4) Скликалися — сзывались, собирались.
5) Просулёны — обещаны, обещанные в жёны.

Не на гулянках голосили,
и не ястребы сзывались,
а удалые головы
с невестами прощались.

________________________

Плачут засыньки по дружникам,
По Евпатию ль все Ольговичи.
Улетают молодикочи
Во погоню на потравников.

1) Засыньки — жены, возлюбленные.
2) Дружник — возлюбленный, любовник, милый дружок.
3) Ольговичи — жители у берегов реки: ольговчане (Ольга, Олька — это, видимо, река Ока).
4) Молодикочи — молодцы, холостые хлопцы, парни.
5) Потравник — губитель, виновник в порче, отраве, потраве.

Плачут девки по дружочкам,
а по Евпатию все ольговичи:
улетают наши молодцы
в погоню за погубителями.

________________________

Ой, не суки в тыне щенятся
Под козельскими корягами,
Налетала рать Евпатия,
Сокрушала сыть поганую.

1) Козельск — городок, рядом с Калугой.
2) Сыть — еда, пища. Тут имеется в виду уже заведомо мёртвая орда: корм для воронов и волков.

Ой, не собаки в тыне щенятся
под козельскими корягами,
а налетала рать Евпатия,
сокрушала орду поганую.

________________________

Защемило сердце Батыя,
Хлябушиной закобонилось.
Не рязанцы ль встали мёртвые
На угубу кроволитную?

1) Хлябушина, хлябь — пропасть, грязь невылазная, пучина, глубина, месиво, слякоть, бездна, грязь, глубь. Тут имеется ввиду бездна или смерть.
2) Закобонило — закобенить: сильно согнуть, заломить, круто схватить, круто прихватило. Засмеять.
3) Угуба — война; угубить — убить, погубить.
4) Кроволитную — кровопролитную.

Защемило сердце Батыя,
прихватило — смерть почуяло:
не рязанцы ль встали мёртвые
на войну кровопролитную?

________________________

А на райских пашнях побрани —
Спорит идолище с Господом:
«Ты отдай победу выкрому,
Правоверу мусульманину».

1) Побрань — ссора.
2) Идолище поганое — огромный и прожорливый противник руских богатырей, нехристь, татарин.
3) Выкорму — выкормышу: тому, кого выкормили и вырастили, домашний скот или воспитанник из низшего сословия.
4) Правоверу мусульманину — правоверному, до такой степени уверовавшего в Аллаха, что вера становится смыслом его жизни.

А на райских пашнях ссора —
спорит Идолище с Господом:
«Ты отдай победу моему выкормышу
правоверному мусульманину».

________________________

Говорит Господь узывчиво:
«Ай ты, идолище черное,
У какой ты злюки-матери
Титьку-вишенье высасывал?»

1) Узывчиво — отзывчиво, чутко, сочувственно, участливо, внимательно.
2) Вишенье — вишнёвое дерево.

Говорит Господь участливо:
«Ай ты, Идолище черное,
у какой ты злюки-матери
титьку-вишенку высасывал?»

________________________

Бьются соколы-дружинники,
А не знают волю сполову.
Как сидеть их белым душенькам
В терему ли, в саде райскоем.

1) Сполову — споловить: поймать кого либо.
2) Райскоем — райском.

Бьются соколы-дружинники
и не знают волю-удочку:
сидеть их белым душенькам
в терему иль в саде райском?

________________________

Стонет идолище чёрное,
Брови-поросль оторачает.
Как кипеть ли злым татаровьям —
Во смоле, котлах кипучиих.

1) Идолище — идол: кумир, фантом, предмет слепого поклонения. Тут представитель злых сил потустороннего мира.
2) Оторачает — оторачивать: делать гладкой деревянную поверхность.

Стонет Идолище чёрное,
брови-поросли приглаживает:
как кипеть ли злым татарам
во смоле, котлах кипучих.

________________________

Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.

1) Бела — белого.
2) Батырь — богатырь, силач, воин (от древнетюркского багатур: звание, которое давалось у тюркских народов за военные заслуги).
3) Капучая — капает, стекает со рта.

Скачет хан на белого воина,
с губ бежит слюна и капает.
И не меч Евпатий вытянул,
а свеча в руках затеплилась.

________________________

Не берёзки-белолипушки
Из-под гоноби подрублены,
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.

1) Белолипушки — белые липы.
2) Гонобить — строить.
3) Соколья — соколы.
4) Дружники — дружинники.

Ни березы и ни липы белые
топорами дружно срублены,
а полегли соколы-дружинники
под татарскими насечками.

________________________

Не карачевое гульбище,
Не изюм-кутья поминная —
Разыгрались злы татаровья,
Кровь полониками черпают.

1) Карачевое — корач: упасть на колени, тут имеется ввиду напиться и ползать на карачках.
2) Гульбище — гулянка, кутёж, веселье, пьянка.
3) Кутья — ритуальная каша с изюмом, орешками и мёдом, которую подают на поминках и на рождество.
4) Поминная — поминальная.
5) Полоник — половник, поварёшка.

И ни гулянка до упаду,
и ни кутья с изюмом поминальная,
а разыгрались злые татары,
кровь половниками черпают.

________________________

Возговорит лютый ханище:
«Ой ли, черти-куралесники,
Отешите череп батыря
Что ль на чашу на сивушную».

1) Отешите — оттесать: снять топором часть чего-либо, чаще с доски.
2) Возговорит — говорит, заговорил.
3) Сивуха — плохо очищенный алкоголь, самогон.

Говорит тут лютый хан:
«Ой ли, черти-куролесники,
расколите череп богатыря
на чашу мне для самогоночки».

________________________

Уж он пьёт-не пьёт, курвяжится,
Оглянётся да понюхает:
«А всего ты, сила русская,
На тыновье загодилася».

1) Курвяжться — развратничать.
2) Тыновье — тын: сплошной забор из вбитых в землю жердей, бревен, служивший оборонительной оградой старинных русских укреплений.
3) Загодилася — сгодилась.
4) На тын сгодилась — хан из костей русских сделал тын.

Уж он пьёт и не пьёт, развратничает,
оглянется да понюхает:
«А всего ты, сила русская,
лишь на забор и сгодилась!»

________________________

От Ольги до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.

1) Ольга — это, видимо, река Ока.
2) Швивая Заводь — Швивая горка: район в Спас-Клепиках.
3) От белой вызнати — от белой знати: влиятельных, богатых людей.
4) Холоп — крепостной крестьянин, крепостной слуга.
5) Сермяжник — человек, носящий сермягу, крестьянин. Сермяга — грубое, некрашеное сукно, а также кафтан из такого сукна.

От Оки до Швивой заводи
знают песни про Евпатия,
их поют: от белой знати
до последнего крестьянина.



Глава 2. Расшифрованное сказание целиком


Как за поймами Улыбыша
кружат облачные вихри,
закурился ковыль
пылью подкопытною.

Ой, не пороша, а шелуха-обманщица
засыпала канавы,
подымались злые татары
на Зарайскую сторонушку.

Задрожали губы Трубежа,
встрепенулись глаза-голуби:
берега крутые, лесистые
загорелись от востока до запада.

Не ждала Рязань, не чувствовала
разбойничьего нападения,
а чужеземной фатой укрытая,
коротала ночку тёмную.

Не сова прислушалась,
и не волчья пасть оскалилась —
то Батый с холма Чурилкова
показал орде на зарево.

Как взглянули звёзды-ласточки,
загадали думу-пламя:
почему же Русь забылась
иль не слышит лязга ратного?

И шепнули звёзды месяцу:
«Ай ты, агнец божий,
ты не мни траву небесную,
перестань бодаться с тучами,
подыми-ка угольки-глаза
на святую Русь крещёную,
да посмотри на неё, мученицу,
кто там из-за гор топорщится?»

Как взглянул тут месяц пленный
вниз, жуя жвачку терпкую,
да поперхнулся с перепугу
и на землю кровью харкнул.

Ой, течёт кровь по холмам, по горам,
стонут пастбища богатые:
разыгрались злые татары,
поварешками кровь черпают.

Впереди ли хан сам скачет:
на коне сидит с ухмылкой
и жуёт, слюнявя бороду,
на ходу кусок конины.

Говорит собачьим голосом:
«Ой вы, братцы молочные,
не пора ль нам с пира хмельного
устремить коней в Московию?»

От Оки до Швивой заводи
знают песни про Евпатия,
их поют: от белой знати
до последнего крестьянина.

Хоть и много песен сложено,
но ни словом не уважили,
а ведь не счесть похвал той удали,
не прославить смелой доблести.

Вились кудри у Евпатия,
в три ряда на плечи падали,
за голенищем нож узорчатый
подпирал колено белое.

Как содержал он кузницу,
лошадей ковал да пировал,
и прутья раскаленные железные
двумя пальцами из горна вытягивал.

Много прошлогоднего зерна
в закромах его припрятано,
только нет жены угодливой,
черноволосой собеседницы.

Не одна краса-любимая
втайне по нём плакала,
не один рукав молодушек
от рыданий продырявился.

Да не хочется удалому, видимо,
эти всхлипов серых журавушек,
а мила ему любимая
та Рязанская сторонушка.

Как гулял ли, хороводы водил
удалой да добрый молодец
и Оку волнующуюся
в молоко парное вспенивал.

Собирались злые татары,
на Москву коней погнали.
Сбегались бояре
на площадь городскую.

Снаряжали гонца,
поручали серую грамоту:
«Ты беги, буди его, детинушка,
вернись с решением Евпатия».

Ой, не колобок в поле катится
на зов колдуньи с Шехмина,
а поскакал ездок на Пилево
да назад уж возвращается.

Крутые, зыбкие волны белые,
далеко их видно по лугу,
так и мечутся, пытаются
укусить седое облако.

Поскакал ездок к берегу,
тянет поводья, поторапливает,
но конь скачет, не тревожится,
в два круглых месяца подковы вытянув.

Как слезал гонец, задумывался:
«Ай, с чего же речка пенится?
Нет ни ветерка промозглого,
и даже нет лесного шороха».

Да вставал тут добрый молодец,
свет Евпатий Коловратович,
выходил с воды на запад,
вытирался лопухом.

Утихала воды буйные,
развивались клубы пенные,
и надводные коряги
по-лягушачьи пузырились.

А и крикнул он гонцу:
«Ой ты, милый богатырь,
ты беги, померяй силушку
с татарами, под Рязанью».

На черном погорелище
за Коломной бабы хныкают:
в хомутах и кандалах
повели мужей татары.

Хлыщут потные погонщики,
подгоняют пленных,
по лесной дороженьке,
ставят вместо вех их головы.

А в кострище неба синего
облака горят поленьями,
а сухая ель ухватом
пламя-полымя ворочает.

Не туман в бору замешкался,
и не пьяный чешет бороду,
а ходит спаситель, спас-угодничек
да с опущенной головушкой.

Отворялась Божья комната
окном косчатым. Поневоле.
выходила Матерь Божия
на крыльцо с небесной стражею.

Прокричала мать пасынку:
«Ой ты, сыне мой возлюбленный,
потопчи ты силу вражью,
да верни нам Русь былую».

Не привиделось Батыю,
не во сне померещилось,
а наяву увидел он как
птицы хищные рвут татар.

Повернул коня поганый хан
на степное пристанище,
за земли перепаханные,
на укрепления Козельские.

Ой и хвалятся безумные
не унимаясь, и себя не попрекая..
Да кому же тебя продали,
половецкая любовница?

У Пелагеи-самогонщицы
на меду вино настояно,
а красные сарафаны
полотенцами завешаны.

Не клеветники бранятся
и не едоки-поминальщики,
а сходились все товарищи
храброго свет-Евпатия.

Говорит-гудит детинушка:
«Ой друзья вы закадычные,
не пора ль нам тыквы-головы
испытать под ятаганами?

Ведь не зря мы за полями
солнце стрелами утыкали,
не с безделья ж в стены райские
два окошка просверлили».

Не на гулянках голосили,
и не ястребы сзывались,
а удалые головы
с невестами прощались.

Плачут девки по дружочкам,
а по Евпатию все ольговичи:
улетают наши молодцы
в погоню за погубителями.

Ой, не собаки в тыне щенятся
под козельскими корягами,
а налетала рать Евпатия,
сокрушала орду поганую.

Защемило сердце Батыя,
прихватило — смерть почуяло:
не рязанцы ль встали мёртвые
на войну кровопролитную?

А на райских пашнях ссора —
спорит Идолище с Господом:
«Ты отдай победу моему выкормышу
правоверному мусульманину».

Говорит Господь участливо:
«Ай ты, Идолище черное,
у какой ты злюки-матери
титьку-вишенку высасывал?»

Бьются соколы-дружинники
и не знают волю-удочку:
сидеть их белым душенькам
в терему иль в саде райском?

Стонет Идолище чёрное,
брови-поросли приглаживает:
как кипеть ли злым татарам
во смоле, котлах кипучих.

Скачет хан на белого воина,
с губ бежит слюна и капает.
И не меч Евпатий вытянул,
а свеча в руках затеплилась.

Ни березы и ни липы белые
топорами дружно срублены,
а полегли соколы-дружинники
под татарскими насечками.

И ни гулянка до упаду,
и ни кутья с изюмом поминальная,
а разыгрались злые татары,
кровь половниками черпают.

Говорит тут лютый хан:
«Ой ли, черти-куролесники,
расколите череп богатыря
на чашу мне для самогоночки».

Уж он пьёт и не пьёт, развратничает,
оглянется да понюхает:
«А всего ты, сила русская,
лишь на забор и сгодилась!»

От Оки до Швивой заводи
знают песни про Евпатия,
их поют: от белой знати
до последнего крестьянина.