Замечательный портретист Якоб Фердинанд Фут

Алина Алексеева-Маркезин
   Якоб Фердинанд Фут (Jacob Ferdinand Voet, 1639 –1689/1700) - фламандский художник-портретист.

   В истории искусства Вут был незаслуженно забыт, пока в 1930 году Чарльз Стерлинг не принялся исследовать несколько портретов, ранее приписываемых художнику Laurent Fauchier. Затем искусствовед Pierre Bautier начал изучать жизнь и работы Якоба Фердинанда Вута.

       О раннем периоде жизни мастера из Антверпена мало что известно; вероятно, он прибыл в Рим в 1663 году через Францию и быстро сумел стать  желанным портретистом для папского окружения и римской аристократии.

     Он также пользовался покровительством шведской королевы Кристины, которая в то время проживала в Риме, написал ее портрет и портрет ее друга кардинала Azzolino.

      Некоторые англичане, которые приезжали в Рим в качестве туристов, также поручали Вуту рисовать их портреты.

          Для картинных галерей римских дворцов Вут писал портреты красавиц и кардиналов. Однако его успех в Риме закончился принудительной высылкой из страны в 1678 году, потому что стали поговаривать, будто его кисть - инструмент распутства: мол, его  портреты неприлично чувственны. На самом деле наверняка не обошлось без скандала, ведь, наверное, не без причины художник так часто писал портреты Гортензии Манчини, герцогини де Мазарини, на одном из которых герцогиня изображена с открытой грудью.

      Изгнанный Вут отправился во Францию, а потом вернулся в Антверпен в 1684 году. Однако через два года (1686) вновь уехал в Париж, где сумел стать придворным художником. Там он и скончался.

       Вут умело  сочетал фламандские стилистическими особенности с портретной живописью французского и итальянского барокко.

          Поясной портрет, в котором все внимание концентрируется на субъекте изображения, обычно писался на нейтральном или темном фоне.

Но самое главное - это взгляд модели, запоминающиеся глаза, которые, кажется, следят за зрителем с полотна...