Из книги Бытие петербурженки Город у моря

Ирина Васильева 7
ГЛАВА 6. КРУИЗ ИЗ СОЧИ В ОДЕССУ  или за восстановление семейных отношений.

Как известно, а, может быть, не всем, школьные каникулы в России длятся почти полных три месяца. При этом при отсутствии в доме бабушек-дедушек и сопутствующих им дач,  организовывать  летний отдых для детей школьного возраста  было очень проблематично взрослым работающим родителям. Мамочка моя, оставшись в единственном числе нашим  воспитателем, очень старалась отправить нас отдыхать с максимальной пользой для нашего здоровья. Да и её собственное здоровье также нуждалось в укреплении. Поэтому она купила билеты на поезд и повезла нас с братом на берег Чёрного моря в славный город Сочи. Вернее на сочинское побережье, где было несколько посёлков на берегу моря. Посёлок, облюбованный нашей мамой, назывался Лоо и находился он примерно в двадцати километрах от большого города.  Там нам удалось снять небольшую верандочку. Мы все трое обожали купаться в море: мама плавала смешно , по-собачьи, я полюбила нырять и стоять на руках в воде головой вниз, рассматривая при этом красивые камушки. Димка держался поближе к берегу, так как после злополучного побега из бассейна плавать так и не научился. Но он с удовольствием копался в песке, строил крепости и наслаждался солёными брызгами волн, обдающих его сзади.
Идя на пляж утром, мы покупали на рыночке около железнодорожной станции немного фруктов, в туалете их добросовесно мыли, и устремлялись на заветное место на берегу моря. Иногда моя мама, заплывая далеко в море, встречала прямо в воде своих студентов и студенток, по счастливому стечению обстоятельств оказавшихся также на сочинском побережье.
Но самым удручающим временем для нас с братом был обед в середине дня, потому что жара к этому времени суток начиналась ужасная, до 35 градусов в тени доходило точно.  И мама вела нас с Димой в столовую, там мы выстаивали почти часовую очередь и потом ещё и пытались все эти первые, вторые и третьи съесть. Питание - дело очень важное для здоровья, и от второго никак нельзы было отказываться. В смысле мама отказов не принимала. Так уж было заведено в нашей семье: деньги уплачены- извольте всё скушать. А зачем было их платить за никому, кроме самой мамы ненужное ?) - ремарка автора .
Вечером мы ходили на гору и кормили арбузными корками свинью, которая содержалась в сарае, и очень смачно хрюкала и сопела, с хрустом разгрызая принесённое угощение.
Прогулки вечером на гору сопровождались мамиными рассказами либретто известных русских опер.Так для меня открывались интересные истории любви "Аида","Царская невеста" и другие.
Однажды, совершенно неожиданно для нас самих, мама решила купить билеты на теплоход, отходящий от морского причала Сочи и направляющийся в город-герой Одессу. К этому времени отношения с бабушкой и дедушкой были нашей мамой разорваны, как и общение с отцом было категорически запрещено, что являлось безусловно страшной трагедией для бабули, души не чаявшей в своих внуках. И вот вдруг мама решает после хорошего отдыха и купания в море отвезти нас на свидание в жаркую Одессу.
Поездка на этом теплоходе доставляла мне лично массу неудобств, качка была страшная, и я её с трудом переносила.
По пути у нас было несколько остановок, теплоход заходил, помнится, в  Новороссийск, затем Феодосию, Ялту, Евпаторию и только затем в Одессу. В каждом порту мы долго стояли, в Ялте даже ночевали на частном секторе. Особенно мне запомнилась Феодосия, и, что интересно, я потом через много лет несколько раз бывала там и с дочкой и с другом. Мне понравился очень небольшой домик-музей Айвазовского на берегу моря, и набережная и старый город.
А уж потом, когда мы с моей подругой Мариной поехали на фестиваль поэзии в Керчь именно проезжая этот город, я написала одну из моих любимых песен "Дорогая Одесса".
Но пока мы плывём навстречу с нашим детством, так неожиданно разрушенным по какой-то роковой случайности нестыковкой чувств и желаний моих родителей, и моя мама, влекомая чувством вины перед бабушкой, искренне хочет нас вновь воссоединить. Через годы начинаешь понимать, как две женщины, зависимые от одного мужчины, моего отца, - идут на сближение. Бабушка, считавшая, что её сыну нужна шикарная жена, и начисто забывшая, что благодаря моей мамочке - "комиссару в юбке ", отец стал ленинградцем, получив прописку в великом городе и как она честно писала для него и за него все контрольные по музыкальной литературе, потому что отец больше всего на свете не любил читать ( насчёт писать, я не уверена, кажется тоже, ведь он, начиная с 55-летнего возраста не написал мне ни одной открыточки). Но на ногах у мамы вместо изящных туфелек были мальчиковые ботинки, и как выражалась бабушка, этот шок являлся для неё непреодолимым препятствием для душевного единения с мамой.
Но ближе к теме. Вот мы плывём на теплоходе и мне кажется, что время повернуло стрелки вспять. Но что интересно, сам приезд в Одессу начисто стёрся из памяти. Видимо, встреча была очень трудной для всех, ведь прощалась мужская измена, а может быть, именно желание дорогой свекрови разрушить именно то, на чём она стояла. Парадокс! Революция никогда не закончится в нашей стране, ибо корень её - бескорыстие.
Дорогая Одесса оторванно спит,
Город давнего детства, позабытый иврит.
Потускнел и обтёрся и страхи вобрал...
22 декабря 2017, накануне Рождества