А. Л. Ордин-Нащокин

Дмитрий Ромашевский
    В ХVII веке среди московских приближённых к  государю Алексею Михайловичу выделялся Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Был он государственным человеком.  «Государственный человек, - писал  В.О. Ключевский, - … это значит развитой политический ум, способность наблюдать, понимать и направлять общественные движения, с самостоятельным взглядом на вопросы времени, с разработанной программой действий».
  До Нащёкина эти качества при дворе не принимались во внимание - приближённые к государю только выполняли его волю.  Царь Алексей испытывал необходимость в таких людях и готов был сам подчиниться их разумным решениям. Одним из таких придворных был Ордин-Нащокин. Многие его идеи и планы были осуществлены только  при Петре.
 
               
   Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин был сыном небогатого  псковского помещика. Его ум привлёк на себя внимание приближённых ко двору и московского дворянства ещё при царе Михаиле, который назначил его в посольские комиссии во время мирных переговоров со Швецией о государственных границах. Это было, конечно, известно в Пскове, и явилось причиной того, что восставшая чернь попыталась убить его.
   В 1654г. во время войны России с Польшей,  Нащокин с небольшими военными силами защищал границы Московии от Литвы и Ливонии.
   Когда царь двинул войска на  Ригу в 1656 г.,  Нащокин был назначен воеводой занятых русскими городов, в том числе   Кукуйноса (Кейкунеса)  и Кокенгаузена.  На этом посту он вел дипломатическую работу, переписывался с польским правительством,  он же и возглавил русскую делегацию при подписании мира со Швецией. Россия получила выход к Балтийскому морю через Неву, и торговые отношения со Швецией были восстановлены.
  Городовой дворянин  Афанасий Ордин-Нащокин был пожалован царём в бояре и получил титул «царской большой печати и государевых великих дел оберегателя».

  У Нащокина было хорошее образование: он знал математику, латынь, немецкий  и польский языки. Этот царедворец видел отсталость России от европейских стран и желал просвещения и европейского уклада быта для своей родины; «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов».
  Современники не любили Нащокина, в их отношениях была и зависть, и доля непонимания его деятельности,  раздражала их его требовательность. Опасались его и не хотели иметь с ним дело и европейские дипломаты, о, он умел вести переговоры и добиваться своих целей! В.О. Ключевский отмечал его «неугомонную совесть и привычку колоть глаза людям за несообразительность». А может быть, за нерадивость? Его симпатии и антипатии мало кто разделял. Его высокая оценка европейских порядков и критическое отношение к своим русским вызывали раздражение у окружающих. Среди московских бояр он был чужим. Единственной его опорой и защитой был царь, и он часто жаловался ему: «… государево дело ненавидят ради меня!» Но и себе Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин цену знал: «Если б я от мира был, мир своего любил бы».

    Царь предоставлял ему полную свободу деятельности. Но предоставленные государю   записки с планами и проектами ,  оставались в туне.
Нащокину приходилось решать  сложнейшие вопросы международных отношений с Польшей, Швецией, Малороссией, народами Балтийского берега. Он понимал, что для воссоединения Юго-Западной Руси с Великороссией время ещё не пришло, поэтому старался теснее взаимодействовать с Польшей, надеясь, что этот союз подтолкнёт христиан Турции, Молдовы, волохов* выйти из под турецкого владычества и присоединиться к Руси.   Государь разделял его мнение и стремился вернуть бывшие русские земли.
   Нащокин как администратор был внимателен к подчинённым. Он старался ставить их в такие условия, где они могли бы приносить большую пользу с наименьшей затратой сил.
Во время войны, он сообщал царю, что ему приходится  помогать и войскам, и населению, страдающему от грабителей и зверств своих же солдат. Его возмущал разбой на занятых территориях. «Лучше бы я на себе раны видел, только бы невинные люди такой крови не терпели, <…> только бы не жить здесь и не видеть над людьми таких злых бед».
  Возводя Нащокина в думные бояре,  царь писал, что он алчных кормит,  жаждущих поит, нищих одевает, до ратных людей ласков, а ворам не спускает.

  Наблюдая жизнь Западной Европы, Нащокин выявляет недостатки правления в своей стране, единственно направленного на эксплуатацию крестьян. Он был первым государственным деятелем России, понявшим важность народного хозяйства для страны. Ещё в Пскове он пытался  провести в жизнь свои реформы городского самоуправления по образцу европейских стран.
  Он определил причины плохой торговли с иноземцами – распределение товаров «по свойству и знакомству», так же и со ссудами. По его приказу учреждались ярмарки с беспошлинным торгом, мелкие торговцы получали ссуду. Ключевский писал: «Нащокин  видел главные недостатки в торговле – «русские люди <…> слабы друг перед другом, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость. Недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие кредита – причина плохой торговли».
  Естественно, что у Нащокина были враги. Одним из них был князь Хованский, приемник его в Пскове. Он так представил дела, что нововведения Нащокина были государем отменены.

  В какой бы сфере деятельности ни работал Нащокин, он резко критиковал сложившиеся там до него порядки и приступал к реформам (в армии и флоте, городском хозяйстве,  организации почты, разведении садов с деревьями и цветами, выписанными  из-за  границы..) Полного согласия с царём у него не было. Будучи честным дипломатом, он настаивал на передаче Киева Польше согласно Андрусскому договору*, царь же считал это грешным делом. Это и стало причиной охлаждения к нему государя.
     В 1671 г. Нащокин был назначен вести переговоры с Польшей, чтобы изменить этот договор. Он отказался, и в феврале 1672 г. был пострижен в монахи под именем Антония.
Так  в этот трагический день 2-го декабря 1671 года при боярах царь милостиво отпустил его «от всее мирские суеты свободил явно»*.

     В.И Ключевсй писал, что Ордин-Нащокин во многом опередил своё время: «предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь. Я начал чтение замечанием о возможности появления у нас государственного человека в ХVIII в., говорил историк.  Если вы вдумаетесь в превратности,  в мысли, в чувства, во все перипетии описанной государственной деятельности далеко незаурядного ума и характера, в борьбу Ордина-Нащокина с окружающими его условиями, то поймёте, почему такие счастливые случайности были у нас редки».


* (влохи, влахи, волхва) — народ, который, по словам Начальной летописи, сыграл видную роль в истории славянства.
* Андрусовское перемирие — соглашение, заключённое в 1667 году между Россией и Речью Посполитой, и завершившее активную фазу Русско-польской войны 1654—1667.
* Из записи самого    А.Л. Ордина-Нащёкина..