Дневная красавица Бунюэля. В поисках шедевра

Бадди Фазуллин
К сожалению, не знаком с романом-первоисточником. Поэтому оставляю за скобками комментарии о «шедевральности» экранизации и «гениальности» Бунюэля-интерпретатора. Возможно, все дело в новаторском монтаже реальности с «флешбэками» не то снов, не то извращенных фантазий героини, не то психологических терзаний, самоедства и самоуничижения за свои поступки, а, возможно – за одни только мысли.

И действительно, туго переплетенные явь с ирреальным, сюрреалистичным миром героини смотрится если и не свежо, то хотя бы с интересом, некой непритязательной, но приятной шарадой, забавой для ленного ума, не готового к сложным логическим раздумьям субботним вечером…

Звук бубенца в упряжке в финальном кадре также дает хоть какую-то интригу, забавным образом замыкая круг повествования претензией на некие даже околобиблейские аллюзии: «Что было, то и будет… И все вернется на бубенцы своя…»

Бубенцом же и заканчиваются поиски шедевра в Красавице. На протяжении всего фильма складывалось ощущение лишь намека на работу постановщика и на игру актеров. Слишком все плоско, картонно, бутафорично… и смотрится, словно это не законченное произведение искусства, а лишь наметки, поиски, пробы…

Ни роли, ни диалоги не прописаны, а все происходящее в кадре и самой задумке из рук вон недоделанно, недорепетированно, недоигранно… суматошно, наспех и кое-как. Даже хваленая «усмешка мастера над нравами тупых и напыщенных буржуа» категорически не прослеживается, и не тянет даже на идеологическую агитку в духе застойных «По заказу гостелерадио» с их фальшивым морализаторством в освещении положительного образа строителя коммунизма на фоне производственных будней.

Актеры ведут себя в кадре номинально, а порой сиротливо и путанно, словно старшеклассники на сцене школьного театра. В результате, имеем либо отсутствие игры вовсе, либо нарочито дилетантское до фальши переигрывание, как в случае с молодым и горячим «цыганским бароном» Марселем.

Но главное разочарование – Катрин Денев, настолько она невыразительна и пуста, с ровно таким же пустым и отсутствующим рыбьим взглядом. Можно было бы простить ей и режиссеру это «нарочитое высмеивание пустоты внутреннего мира типичного пресыщенного буржуа», кабы в сценах ее второй дневной жизни она преображалась в страстную и неутомимую секс-фурию. Но увы, и в этих сценах она все такая же невнятная, вялая, статичная, с зубодробительно асексуальными поцелуями, позами и совершенно отсутствующим взглядом…

Трудно сказать об игре Мишеля Пикколи, похожего во всех своих ролях, но, по крайней мере, он смотрится в кадре органично, вполне согласовываясь с замыслом «высмеивания светского общества».

И лишь Женевьев Паж, пожалуй, единственная, кому удалось раскрыть образ мадам Анаис: от обольстительно мягкой, вкрадчивой и участливой до жесткой и расчетливой. Да и по части красоты и аристократической грации она бьет Денев на голову, несмотря на существенную разницу в возрасте (24 года vs 40 лет)! Женевьев, действительно, очень красивая женщина в расцвете лет, и практически в любом кадре она словно сошла со страниц журнала мод той поры. И она во сто крат более притягательна и сексуальна в джемпере, нежели обнаженное дебелое тело молодой Катрин. Но также весьма радует, что она берет не только своей шикарной фигурой и невообразимой кошачьей пластикой - она способна передать эмоции. Видимо поэтому ей в картине досталось, едва ли не больше крупных планов, чем главной героине.

Выводы по просмотру странные. С одной стороны, планы восполнить пробелы знаний по французской новой волне теперь под большим вопросом. С другой стороны, захотелось прочесть первоисточник, чтобы сделать последнюю попытку отыскать шедевральный замысел Дневной красавицы Бунюэля.

Baddy Riggo, 22.12.2017

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/