За Камнем. Глава 9. Первое знакомство с заводом

Владимир Сорокин 3
                Первое знакомство с заводом.

     Дорога длилась больше месяца.  За это время между Степаном и поверенным его отца установились приятельские, можно даже сказать дружеские отношения.  Оба были довольно молоды, и разница в возрасте оказалась не так уж велика.  Поэтому они договорились, что неофициально, особенно наедине, будут обращаться друг к другу просто по имени, без отчества.  До места добрались лишь в начале первого весеннего месяца.
     Двухэтажный особняк, в котором поселился Степан, выглядел довольно большим, но казался каким-то безжизненным.  Хотя в нём постоянно обитали; кухарка, служанка и пожилой слуга, что-то вроде домоправителя.  Все они возраста довольно преклонного, очевидно, начинали работу здесь еще при тесте Ивана Гордеевича. 
     Сразу по приезду, по их растерянным и настороженным лицам, Степан понял, что те опасаются, как бы новый хозяин не решил поменять своих слуг на других более расторопных и не выставил пожилых работников на улицу.  Поэтому он сразу дал понять, что прислугу увольнять не собирается.
     С бумажной волокитой и на самом деле времени ушло много.  Но к половодью молодой человек уже официально стал владельцем; двух медеплавильных заводов, трёх работающих рудников и огромных угодий земли, так же Степану перешли и купеческие дела Ивана.  Как только весенние воды в реках спали, Степан отправился за сотню вёрст в рабочий посёлок к первому, принадлежавшему теперь ему заводу.
     Контора и хозяйский дом там выглядели довольно хорошо.  А вот склады, то есть сараи да навесы, где хранились запасы руды и древесного угля, изрядно прогнили и, по всей видимости, только поджидали хорошего ветра чтобы рухнуть.  Даже не опытному взгляду нового хозяина стало понятно, что плавильные печи так же, давно работают без ремонта.  Очевидно все дожидаются чрезвычайной ситуации, пока там авария не случится. 
     Основу технического руководства завода составляли иностранцы, из начальства лишь управляющий был русским.  После осмотра производства, Степан, с сопровождавшей его свитой из заводской верхушки, подошел к группе рабочих, только что закончивших плавку и спросил у них:
     - Ну и каков выход металла?
     Трудяги смутились, обычно, у них хозяева не спрашивали мнение о работе, лишь один из них, парень лет двадцати пяти, недовольно буркнул:
     - Могло бы и больше выходить.
     - Так что же мешает этому? – удивился заводчик.
     Но тут вмешался управляющий производством:
     - Не слушайте его, он всегда чем-нибудь недоволен.  Недавно, этот работник был поставлен за старшего у печи, так он сразу же все инструкции и указания нарушил.
     - И что получилось?  Металла меньше вышло или печь пострадала? – поинтересовался Степан.
     - Да нет, - поморщился управляющий, - даже чуть больше получился выход, но нельзя игнорировать распоряжения начальства, а вдруг бы что-нибудь случилось, вот сейчас и работает простым рабочим.
     - На самом деле, - изобразил возмущение молодой хозяин, - обращаясь к виновнику, и только Николай Петрович заметил смешинку в его глазах. - Почему это ты бездельник умудрился лучше иностранцев сработать.
     - Он и оплатой всегда недоволен, частенько народ мутит. – Продолжал клеймить рабочего управляющий.
     - Надо же, как можно, быть не довольным своим заработком? - покачал головой Степан. – Вот ведь ты своим доходом доволен, он тебя надеюсь устраивает? – Продолжил речь хозяин, обращаясь к приказчику.
     - Да, я доволен, - растерявшись от прямого вопроса, не сразу произнес тот.
     - Вот незадача, - сделал скорбное лицо заводчик. – А я то хотел тебе оклад добавить.  Ну нет, так нет, оставим, пока, прежний.
     Управляющий даже поперхнулся от таких неожиданных слов, но через мгновение с заискиванием произнёс:
     - Если барин соизволит поощрить меня денежным добавлением, я с благодарностью приму его решение.
     - Да нет, уже проехали, оставим как было, зачем мне обижать тебя и повышать довольствие, если тебе его хватает.
     Степан отправился дальше, а с ним и вся свита.