Письмо к министру Васильевой Ольге Юрьевна

Анушаван Микертумянц 2
Уважаемая Ольга Юрьевна, уважаемые коллеги!
Аннотация.

Для того, чтобы лучше понять мое письмо, найдите, пожалуйста, время, хотя бы по диагонали прочитать мои тексты на «Проза.ру» такие как: «Школьные годы – технологичные», «3» пишем «2» в уме», «Письмо Ямбургу», «Человек», «Письмо Семенову А.Л.», и особенно первые 10-12 страниц текста «Истина приходит с неба» по ссылке http://www.proza.ru/2011/06/22/546. (Или набрав мою фамилию и имя: Микертумянц Анушаван 2).
В этих письмах все сказано. Я же хочу подвести итог. Речь пойдет о том, что необходимо подготовить принципиально новое содержание школьного образования.
Поясню свою мысль. Понятно, что будущим высококвалифицированным специалистам, в которых остро нуждается государство, нужна сильная профильность. Это понятно. Я же хочу подчеркнуть, что в новом содержании школьного образования, центральным, важнейшим и обязательным для всех категорий школьников, должен стать гуманитарный цикл.

«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце нужно больше всего обращать внимание»
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Человек не фатально одномерен как животное. Только у человека есть духовное измерение. И считать качественным образование можно только то, которое дает человеку возможность вырастить над собой, стать сильнее себя самого. А не то, которое сейчас модно называется высокотехнологичным. Собственно, ничего против интерактивных досок и прочего, не имею. Вопрос в том, куда это высокотехнологичное обучение будет направлено? К уму, сердцу или к уму, соединенному с сердцем? (не на словах, а на деле). К одухотворенному уму?
3 апреля 2017 года на коллегии министерства, Вами Ольга Юрьевна, было сказано, что к концу года будут определены концепции преподавания учебных дисциплин и их единая направленность. Кроме того, было сказано, что одним из важнейших моментов школьного образования станет воспитательная работа.
Прошло почти 9 месяцев. В эти декабрьские дни 11-ти-классники написали выпускное, итоговое сочинение в форме: «Зачет, незачет». Когда спрашиваешь их об этом сочинении они говорят: «Ерунда, напишем». И пишут. 98,5% получают зачет сразу, а остальные в феврале следующего года.
Вы сами, уважаемые коллеги, верите в то, что по главному школьному предмету на аттестат человеческой зрелости и состоятельности, практически 100% выпускников честно получают зачет?
Думаю, что в это никто не верит. 11-ти-классники знают, что это сочинение – обманка. Что это внутреннее дело школы, что все уже есть в интернете, что можно списать, что никто из внешних проверяющих нос свой на экзамен не сунет, что учителя себе «незачет» не поставят. И не ставят.
Кого вы, дорогие коллеги, обманываете? Себя, нас, Бога Саваофа?

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? ...
… Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становиться ветром, разорванный в куски воздух: летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Гоголь «Мертвые души»

Нам, народу, России и Богу такая обманка не нужна. У России видимо, особенная судьба и будущая миссия. Не случайно Гоголь сравнил Россию с мифической «Птицей-тройкой». Нет, не случайно. Не случайно Россия поломала хребет фашизму. Ничего случайного в истории человеческой цивилизации не было и не будет. Здесь в России, видимо, в ближайшие десятилетия, будет решаться судьба человеческой цивилизации. Судьба человека.
… Мир сейчас подходит к той черте, за которой либо гибельное и глобальное потребление (в том числе и искусства) во имя брюха своего, либо жизнь.
… 20/XI-17 г. в День своего рождения, в храме Христа Спасителя, патриарх Кирилл сказал: «Это видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем «Откровении» апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сегодня грех демонстрируется самим притягательным способом – через кинематограф, через театр … Искусство, которое прозвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становиться гирей, которая не дает человеку «взлететь».
Говорит священник одного из храмов Северо-Западного округа Москвы: «Апокалипсис наступает каждый день. Зайдите в метро, посмотрите: все люди сидят, человек 40 в вагоне и все рассматривают свои гаджеты. Лишь единицы читают электронные книги, цельные литературные произведения – остальные только листают, ищут виртуальные удовольствия. Это что, разве не рабство перед дьяволом, не порабощение человеческой воли?»
 
«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
Книга Иова, гл. 2.

Мы же своевольны и самочинны. Не понимаем, что не бывает злого от Бога. Злое бывает только в нашей оценке и только от нас.

«И современный человек
Изображен довольно верно.
С его безнравственной душой,
Себялюбивый и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящем в действии пустом».
Пушкин «Евгений Онегин».

Мы же невежественны и больны. Как невежественным и больным Бог определил нам границы-заповеди, говорящие о том, как нам идти в нашей земной жизни, в нашей земной судьбе. Эти границы не приказаны нам, а рекомендованы.
Мы же либо не знаем и не осознаем этих границ, либо не признаем. Мы не хотим жить в послушании, а хотим жить так, как хотим.
Это похоже на хождение по минному полю.

«И поднялась великая буря; волны били в лодку, так, что она уже наполнялась водой.

А Он спал на корме, на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и наступила великая тишина.
И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас не веры?»
Евангелие от Марка

Мы хотим жить так, как хотел жить Иван Ильич Толстого, т.е. легко и приятно. И если Бог сажает нас в утлую лодку и направляет нашу земную лодку-судьбу в неспокойное или даже бушующее море, мы протестуем. Мы не хотим. Мы желаем пересаживаться из лодки в лодку. Мы хотим, как Иван Ильич путешествовать по жизни в комфортабельном океанском лайнере, в каютах 1-го класса.
И это желание мучит нас.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой думам вашим»
Евангелие от Матфея, гл. 11

Сколько трагедий. Боли можно было бы избежать, если бы мы были послушными и знающими!
Итак, нужно новое содержание школьного образования, в котором центральным звеном будет гуманитарный цикл, категорично необходимый всем школьникам вне зависимости от выбранной профильности. И на это центральное звено жалеть часы учебного плана не нужно. Наоборот, дать с избытком, убрав их из ученых планов непрофильных, так называемых, базовых дисциплин. Например, зачем школьникам на математике базового уровня сидеть (читай, протирать штаны) на 5-6 уроков в неделю? Надо переработать содержание базового, непрофильного образования, очистив его от противоречивого желания «выглядеть подостойнее».
Это центральное, гуманитарное звено, с достаточным числом уроков в учебном плане, должно быть разработано как органичное единение культуры Единобожия и Искусства с его гениями и талантами: Бетховеном, Л. Толстым, Достоевским, Шекспиром, …
Именно, как единение. А не так как было в царской России: уроки Закона Божьего отдельно, уроки искусства, культуры и их гении – отдельно. Нет, вместе! Ведь все это и существует вместе.
В общей упряжи Единобожие и Искусство. Цель движения – человек.

«Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иуд к Отцу.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца».
Евангелие от Иоанна, гл. 15 и 16.

Наверное, программа центрального звена содержания школьного образования должна быть построена на противоречии двух людей, живущих в каждом из нас. Один – невысокий, слепой, невежественный, трус и раб, другой – человек, неизмеримой высоты и мощи, брат и миротворец – образ Божий.
… С Божьей помощью, история человеческой цивилизации, история Искусства с его талантами и гениями дает достаточно материала, чтобы создать программу, центрального звена на разных уровнях: на базовом и профильном.
У человека есть два дома: один – земной, другой – небесный. Земной дом – это наша земная жизнь, наша судьба – дорога – школа. Это наше испытание. В этой земной школе мы призваны научиться любить, или, по меньшей мере, научиться терпению и послушанию.
Я проработал в школе учителем математики 30 лет. В штате или на совмещении прошел через все звенья системы народного образования. Работал в дневной школе, в вечерней, в частной, в интернате, в ПТУ, на подготовительных курсах и отделениях ВУЗов.
Столкнувшись с проблематикой школы, с обманом и нездоровьем детей, я понял: эту школу надо изменить.
Об этом я написал 3 марта 2008 года А.Л. Семенову, человеку известному тогда в московском образовании.
Речь шла о другой идеологии образования. Подробнее об этом можно прочитать на сайте «Проза.ру». Я писал о том, что прежде чем создавать учебники и, вообще, содержание образования, нужно крепко задуматься о том, что такое есть человек, о мировоззренческой концепции человека.

«Человек есть тайна.
Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком».
Ф. Достоевский

… В конце концов, в итоге, появился, принятый «Единой Россией» новый Закон об образовании 2011 года.
В моем письме от 3 марта 2008 года А.Л. Семенову было написано о том, что новая идеология образования обязана помочь молодому человеку по-иному посмотреть на себя, на свою жизнь, на свое предназначение, должна рассказать молодому человеку о его связи и неотделимости от мирозданья.
 
«Только спесь людская ваша с самомненьем смелым себя считает вместо части целым».
Гёте «Фауст»

Но А.Л. Семенов и другие авторы Закона 2011 года не обратили, как бы, внимания на эту основную (и видимо им непонятную и слишком сложную) функцию предлагаемой идеологии образования.
В Законе была фактически отражена лишь не главная, механическая часть новой идеологии.
Об этом, позднее, я написал тексты «Человек», «Школьные годы … технологичные», «Письмо А.Л. Семенову от 11 мая 2011 года» и другие. Все они – на «Проза.ру».
Я написал текст «Родословие (генезис) Адама» как продолжение указанных текстов. Цель прежняя: в школе нужно создать новую идеологию образования, работающую над внутренним миром школьника с 1-го по выпускной класс.
Конечно, таких школ, с такой идеологией (светских школ, разумеется) сразу много не создать. Слишком сложно. Но сделать попытку в качестве эксперимента открыть через 2-3 года пару таких школ в Москве и, например, в Петербурге можно было бы.
Всю сложность такой попытки можно было бы обсудить рабочей группой экспертов при министре.
Но для этого надо такую группу создать и дать ей время. А после этого решать.
Почему мы ставим знак равенства между высокотехнологическими и качественным образованием?
И что считать качественным образованием?

… Научить собаку, что надо питаться сеном, а не мясом невозможно. У нее такая природа. Научить человека небесному, дать ему знание небесного можно, т.к. он – образ Божий.

Для этого существует Библия, Коран, вообще культура Единобожия. Существует Искусство, т.е. Литература, Музыка, Художничество и их таланты и гении.
Все это Дар от Бога. Его Слово к нам.
Имеем ли мы право отвернуться от этого Слова как фактически сделали авторы и эксперты нового Закона 2011 года?

*****************************************
Родословная (генезис) Адама
Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков.
Тит. 2,11

Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к Благовестию Божию, Которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давида по плоти.
И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресенье из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем, чрез которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы.

Послание к римлянам святого Апостола Павла. Гл. 1.

В своём Евангелии Матфей начинает родословную Иисуса Христа от Авраама: родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;...; Иессей родил Давида-царя; Давид-царь родил Соломона;...; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».
Евангелие от Матфея, Гл. 1.
Лука начинает родословную Иисуса Христа от Бога: «Бог, Адам, Сиф, ..., Ной, ..., Авраам, ... Давид, ... Иосиф, Иисус».
«А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.
И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними».
Книга Пророка Иезекииля, гл. 37.

У Матфея Иисус Христос 29й от Давида (не 28й), а у Луки - 43й от Давида, но
29 = Благодать, а 43=Слово Божье = Мессия.
29 + 43 = 72 = Отец Небесный.
(См. таблицу числовых значений букв русского алфавита в книге «Нумерология. Шаг за шагом». Авторы К. Лагерквист и Л. Ленард, или в тексте на «Проза.ру» «Христос, Креститель, Пушкин».
Что это значит? Оба Евангелиста, Матфей и Лука, по вдохновению называют Христа в своих родословных двумя именами?
Одно имя Христа: Благодать (божественная), а другое имя Христа: Слово Божие, Мессия?
И вместе оба имени сливаются в одно:
Отец Небесный?
Случайное совпадение или Бог через апостолов именно Это хочет сказать нам?
Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Так и написано: «... первый человек Адам стал душою живущею», а последний Адам есть дух животворящий, но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Первый человек - из земли, перстный; второй человек -Господь с неба.
И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетленное и смертному сему - облечься в бессмертие.

Апостол Павел. «Первое послание к коринфянам», гл. 15.

Первый человек Адам из земли, плотский, перстный, с плотским умом - счётчиком, с душою живущею. Себя, как образ Божий, Адам - ветхий не осознаёт. Он язычник по плотскому своему уму. Бог ему не нужен. Адам у своих языческих богов выпрашивает через жрецов не Дух Божий; Адам и не знает, что это такое? Ему нужны служебные языческие боги, которые, как показывает тысячелетняя история, могут дать и дают «колбасу» и благополучие, дают силу, а не смирение.
Он живёт для благополучия и ради благополучия. Если бы мог, обжирался бы благополучием. Он - плотский с душою живущею. У него двойная природа. Он - раздвоенный. Он - отец Авеля - праведника и Каина - убийцы брата. Он не злодей. Он раздвоенный.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь потому что о сем надобно судить духовно.

Апостол Павел. 1е послание к коринфянам, гл. 2

В основной своей массе этот плотский Адам - обыватель и мещанин. Среди этих Адамов встречаются харизматичные лидеры. Сильные, умные. Другие плотские считают их авторитетами, «настоящими полковниками». Ведь они обладают сильной волей и способностью добиваться того, что хотят.
Но, будучи плотскими, а не духовными, они, авторитетные, в своих желаниях и стремлениях частенько нарушают духовные законы и, тем самым, часто, даже не понимая, наказывают себя.
Когда мы сами портим и коверкаем себе жизнь, обожравшись благополучием, мы приписываем свои несчастья солнцу, луне и звёздам. Великолепная увёртка человеческой распущенности!

Шекспир. «Король Лир»

И они - одномерны, т.к. лишены духовного измерения. Им не нужен ни Бог, ни Бетховен.
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Всё, что превыше повседневных нужд.

Гёте. «Фауст»

Они любят смотреть телевизионные сериалы. Либо душещипательные дешёвки с аплодисментами в конце, либо боевые, с пистолетами, подрывами, кровянкой и с победой в финале «добра» над «злом». Так они забавляют себя с попкорном или банкой пива в руках.
Отдыхают после работы на голливудских коммерческих продуктах или мюзиклах, сделанных весьма умело, для них, на потребу.
У них в ходу мещанский идеал настоящего мужчины: «это тот, кто построил дом, вырастил сына, посадил дерево и т.д.».
И они знают, что такое добро и зло для них.
Если они богаты и в голове у них «фишка», они могут уехать надолго в
Тибет, в Гималаи, чтобы там жить в «Ашрамах» и учиться у учеников сильнейшего оккультиста Оша. Учатся подключаться к невидимому каналу, овладевать силой.
Им нужна сила, а не смирение, не любовь, а уважение плотских с плотским умом. Уважение тех, кто не понимает в чём истинная сила человека. Кто не понимает, что значит человек и что связывает его не с языческими богами, а с Богом, с их Отцом Небесным.
...Человек собственной, свободной волей, по невежественности своей, попадает в тупик. Богу его не окликнуть, он слушает других богов. Бог Саваоф за него страдает, а он - нет, ему хорошо. И другая жизнь ему не нужна.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

Бытие, гл. 6

В головах плотских Адамов вместо разума, озарённого искрой Божьей, -арифмометр, который автоматически непрерывно считает, что ему выгодно, а что нет. В соответствии с тем, как он понимает, что для него есть Добро или Зло.
Бог в их душах почти не живёт. Поэтому они не понимают, боятся, не принимают духовной очистительной боли. «Такая боль для них - это встреча с абсурдом» - пишет М.А. Блюмеркранц.
Чтобы избавиться от неё, они идут не в церковь или в другой Дом молитвы института Единобожия, не к священнику, а, по последней моде - к психоаналитику.
Чтобы тот дал им «обезболивающие таблетки», и они могли продолжать жить прежней «благополучной» жизнью. Плотской жизнью, которая и есть для них желанная.
И это не вина их, нас, а беда. С исключительной силой и исчерпывающей силой, силой своего гения написал об этом в своей повести «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстой.
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него.. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».

Бытие, гл. 3

Итак, плотскому Адаму, в его земной жизни произнесён смертный приговор: «потому что ты, Адам с плотским умом-счётчиком, не одухотворённым, и пока ты такой, проход к Дереву жизни, к Источнику вечной жизни, для тебя невозможен. Этот проход охраняется херувимом с пламенным мечом (Бытие, гл. 3, стих 24).
...В земном доме мы заперты. Ключ от двери у херувима. И он не пропустит нас в Отчий Дом до тех пор, пока природа наша не изменится.
И сказал Господь Авраму: пойти из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе.
И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё; и будешь ты в благословление.
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет имя: Авраам. И поставлю завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя.
И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу сделать? От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословляться в нём все народы земли.

Бытие, главы 12, 17, 18.

Авраам - образ любви в Библии. В истории человеческой цивилизации с Авраама начинается Единобожие. Т.е. начинается постепенный, рассчитанный на тысячелетия отказ людей от язычества. Отказ от плотского ума-арифмометра, к уму одухотворённому.
...История о Содоме и Гоморре, в Библии, раскрывает нам то, что Авраам -это любовь. В этой любви пребывает Авраам вместе с Богом. Он - «идиот», такой же, как кН. Мышкин Достоевского. Никакой нормальный человек, даже «голубой», не будет умолять Бога пощадить жителей Содома и Гоморры, а Авраам просит. Он - «идиот».
У Матфея Авраам - первый в родословной Иисуса (хотя в Евангелии от Иоанна в главе 8, Иисус говорит: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь»).
За Авраамом, в родословной в цепочке имён - последний - Иисус, уже в образе плотского - Господь с неба, Мессия и Слово божье.
А за Иисусом, далее, в жизни нашей, мы - Адамы и Евы - плотские, которым дано через Авраама, обетование Божие: «И благословляться в тебе все народы земли».
Это означает, что Авраам - начало, духовный импульс, который с Божьей помощью, приведёт нас Адамов и Ев с плотским умом, не одухотворённых, к нетлению и к бессмертию.
В этом нам благословление. Бог обещает Аврааму, что для его потомков (не обязательно по плоти, а по духу) будет Христом открыта дверь к Дереву жизни, к Источнику вечной жизни, т.е. к Нему.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословлением в небесах.
Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главною Христом.
В Нём мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей.

Апостол Павел. «Послание к ефесянам», гл. 1

Но для того чтобы сделаться наследниками в Отчем Доме, нам надо соединиться с Христом, построив с Его помощью в себе Храм Божий, вывернув наизнанку свою природу плотского ума-арифмометра, к новому Адаму-сыну-миротворцу.
Христос: Я есмь хлеб жизни; Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся».

Евангелие от Иоанна, гл. 6. Гл. 10.

Христос: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня».

Евангелие от Иоанна, гл. 17.

Христос в образе плотского, в образе Человека говорит нам плотским: «Моя судьба быть для вас Источником Бессмертной жизни, быть дверью к этому Источнику. Я есмь истинная виноградная лоза, а вы на Мне ветви. Без Меня не можете ничего». Не сможете давать духовные плоды, а без этого невозможна ваша совместная жизнь с Отцом Небесным в Его Отчем Доме. Вы не сможете пребывать в любви, и быть с Богом - одно, как и Я, и Отец -одно.
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его.
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу: ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Последний же враг истребится - смерть.

Апостол Павел. 1е послание к коринфянам»

Библия говорит, что ветхий Адам сотворён как образ Божий. Ева взята от Адама, она названа им, и она, как и Адам - образ Божий.
Т.е. Библия говорит о том, что человек сотворён как духоносный. Сотворён для роста.
 «Дерево растёт из земли, а человек от неба».
Коран.
Адам живёт на Земле вместе с Евой. Адам и Ева вместе  - человек. Пока это человек с маленькой буквы. Он хочет, как Старик Хемингуэя, поймать большую «рыбу», причём не спрашивая разрешения у «Океана». По собственной воле.
 «Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня (84 ) он ходил в море и не поймал ни одной рыбы.»

Э.Хемингуэй. «Старик и море».

Но иногда, он плотский, одномерный человек, по воле Божьей, встает в духе, как гигант, во весь свой огромный рост. Тогда рождается 9я симфония Бетховена.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.
……………………………………………………….
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнью иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал.
………………………………………………………
…….. Есть всему конец,
Не много долголетней человек
Цветка, в сравнении с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.
Так и её созданья.

М.Лермонтов, 1931 г.

Этот плотский, земной человек наделён способностью вставать в духе. Тогда из души человека Духом Божьим рождается музыка Бетховена и Баха, «Гамлет» Шекспира и «Гамлет» Козинцева с музыкой Шостаковича, Песня А. Бабаджаняна и Р. Рождественского в исполнении М. Магомаева «Благодарю тебя», Песня «Надежда» А.Герман, «Джоконда» Леонардо, «Пророк» Пушкина… Можно перечислять и перечислять… Сотни, тысячи имён…
Будет нелегко, если мы попытаемся вспомнить хотя бы 1% этих имён, прошедших через нашу жизнь. Как же мы должны благодарить Автора или лучше Соавтора этих имен!
 «Что такое дух в человеке? Это то, что делает человека выше его самого»

Екатерина Савина, психолог, работающий с наркозависимыми, автор книг «Возвращение Кая»,
«Духовной жаждою томим» и др.

Сотворяются из душ плотских Духом Божьим духовные шедевры (не путать с трудами интеллектуальной великолепной деятельности человека!) – светоносные, имеющие духовные тела, наполненные Его божественной энергией.
Это Дар от Бога, это Его Любовь к нам, это Его План по отношению к нам.
И эту энергию, этот Дар, воспринимает от Бога человеческий гений – образ Божий- человек, как космическая сакральная антенна.
Я есть Альфа и Омега, начало и конец,
Первый и последний, говорит Господь,
Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Кого люблю, того наказываю и воспитываю.

Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит
Голос Мой и отворит дверь, войду к
нему и буду вечерять с ним, и он со Мной.

«Откровение» св. Иоанна Богослова.

Человек сотворен Богом как духоносный, но осознание себя образом Божьим, трудно дается человеку. Потому, что это осознанье (лучше прочувствование) равносильно осознанию человеком в себе божественного «Я».
А это очень трудно.
И поэтому, каждый человек с маленькой буквы, маленький. Иногда даже (как говорил Чебутыкин Чехова) – «низенький».
Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспринимаемы и не придут на сердце.
Ибо как новое небо и новая земля, которые я сотворю, всегда будут пред лицем моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
И будет в тот день: к корню Иессеву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.
Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.
Не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.

Книга Пророка Исаий,
Главы 11,29,65,66

Человек, на протяжении нескольких тысяч лет, был и остается маленьким, но тогда, когда он поет Духовную Песню в широком смысле слова он, может быть, не всегда и не вполне это понимая, выявляет себя невольно как образ Божий и проявляет через себя Отца Небесного.
Это Отец Небесный дает духовную силу человеку. Это Его Музыка, Поэзия, Проза. Это Он обращается к нам через Толстого своими, как живыми, героями: кн. Андреем, Пьером, Наташей Ростовой…
Через Достоевского – братьями Карамазовыми, их отцом – монстром, кн. Мышкиным – «идиотом».
Так он готовит нас и призывает нас.
«Я есть путь и истина, и жизнь. Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Я и Отец - одно».

Из Евангелия от Иоанна

«Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.
Нет иного Бога, кроме Меня, - Бога праведного и спасающего нет кроме Меня».

Ветхий Завет. Книга пророка Исайи

В свое время, я ездил в Донецк на семинары В.Ф. Шаталова. Он любил повторять, что в школе должно действовать поле интеллектуального напряжения. С некоторыми оговорками, осторожно, ничего против этого не имею. Только бы добавил сюда очень важное слово: духовность.
В школе должно действовать поле духовного напряжения.