ТАВА, ТАМА, ТАРА и ТАЖА. Происхождение речи

Чернов Андрей
     Удивляет насколько изобретателен человек в речи. Возьмем к  примеру  первослова ТА, ВА(УА), МА, ЖА, РА и ЛА. Произнеся их слитно со словом ТА, имеющим широкое понятие «твердь, утверждение», получим расслоение понятия «твердь»: ТАВА (ТАУА, УАТА) - « вода, воздух»  , ТАМА - «твердая основа, матёра», ТАРА (РАТА) - «божественная твердь, земля», ТАЖА ( производное слово - ТАША)- «твердая жизнь, камень»,  ТАЛА (ЛАТА, ЛАда) -  «твердая гармония, лед».

     Во всех этих словах слог "ТА" является своего рода артиклем со значением "это" ("то"), присутствие которого очень характерно для многих современных языков. Как правило применяется он перед существительным (der - немец., the - англ., le - франц., sе - финск.) , но есть примеры применения слога, имеющего значение артикля, в конце слова, например: це(се) - украинское, та - болгарское. Удмуртское "тазьы"- так, таким образом, этак, и "таиз" мест. указ. этот, именно этот (эта, это); тазэ книгаез именно эту книгу;  тазэ но созэ но то и другое, и то и другое, несомненно содержат слоги "та" и "се", в других языках являющихся артиклями и несущими смысл утверждения со значением "именно это", "именно то". Украинское "це" в том же значении  образовалось от слияния слогозвуков "те" и "се" в "тсе".
            
     Посмотрим какими словами обозначаются понятия «вода» и  «воздух» на санскрите, признанным древнейшим языком планеты.

     Слово «воздух» на санскрите звучит -  «vata» или «vayuh». Во втором слове слог -yu- является  производной слова  ЙА, что  есть первая производная от слова ДА. В итоге санскритское  «vata» или «vayuh»  можно озвучит словами ВАТА и ВАДАХ (русск.- « воздух»). Санскритское слово «вата» более древнее, чем  его синоним «вадах», так как слог «да» есть производный от слова ТА (см. табл.в статье "Происхождение слов и речи").

    Слово «вода» на санскрите звучит по-разному: «  jalа», «aras», «tava», «uda». Все они очень разные по звучанию, но одинаковые по смыслу и означают «вода, влага». Рассмотрим каждое.
    В слове «jalа» два слога. Оба они производные по первому слогу и восходят через промежуточное ДАЛА (русск. «дол, долина») к  слову ТАЛА (русск. «талая вода», «проталина»).
    В слове  «aras» три слога. Первый из которых ara-  чаще применяется в словах имеющих отношение к земле, и  согласный звук -т- ,  судя по общему смыслу слова «taras», в котором слово «tara» - «земля», а согласный звук -s, является от производной слова ЖА. В итоге санскритское слово «aras» производное от ТАРАЖА — «земная жизнь» (русск. «орашать»).
    Санскритское слово «tova» является повторением первослова ТАВА с абсолютно тем же значением, первая производная от которого слово «дава», «дова», «тоба».

    В английском языке слово обозначающее воду пишется «the Water» в переписании кирилицей « то ватер», где явно видны следы санскритских слов «това+тара», что означает «влага земли».
 
    Иди например распространенное по Средней Азии название крытых, либо открытых крупных хранилищ воды - "сардоба".
    Официальная трактовка происхождения слова: САРДОБА (иран. сердабе - от серд - холодный и аб - вода), термин, обозначающий в Средней Азии и некоторых странах Востока: крытые полу-подземные помещения; снего-хранилища; заглубленные в землю купольные кирпичные сооружения для воды (обычно на караванных дорогах, известен с 10 в.).
   В слове "сардаба" отчетливо слышатся два корня "сар+даб-" Вполне возможно заимствование из перс. "сердабе". Но где гарантия, что иранское "аб" - вода это не редукция от более древнего  корня «таб-», или  «даб».
   С учётом, что на персидском языке слово "sara" обозначало дворец, а у др.-иранцев -"крыша", сложно-составное слово "sar+таб", в переводе "дом воды", "дворец воды", что более реально для описания назначения подобного сооружения, чем просто "холодная вода".
   У персидских и тюркских народов слово с корнем "сар-" означало нечто главное, большее, величественное. К примеру тюркс. "сарай"  обозначало сооружение, город, ханский  дворец ( Сарай-Бату(Старый Сарай) и Сарай-Берке(Новый Сарай); сардар - титул правителя;  цесарь (редуцированное "царь").

    Четвертое слово «uda»  практически совпадает с русским «вода», где слог «ва-» произносится как «уа-». Таким образом санскритское «uda» является второй производной слова УАДА (ВАТА).
   
    Очевидно, что все эти названия означают один предмет, но произносятся как определяющие его характерные признаки:jala - тающая; aras - орашающая; uda - приятная; tava - восхитительная.

    Существующие производные слова tava, находящиеся в понятийном поле этого слова, представлены в "Таблице возможных сочетаний слогзвуков" авторской статьи "Происхождение речи. ЖАХА, ЖАВА, ЖАРА, ЖАТА, ЖАМА", где в понятийном поле слогзвуков ТА и ВА представлены ешё восемь возможных производных: дава, йава, таба, тапа, даба, дапа, йаба, йапа.

    Такой характерное для воды свойство  бить, давить, уплотнять закрепился в корнях слов "таб-", "тап-", "топ-", "тяп-". Например слова в русской речи: топать, таптать, табун, табор, тяпать, стопа.

    Существует устойчивое словсочетание  "разбить лагерь". То есть предполагается очистить участок территории  от растительности. Иначе говоря "таборить", с существительным от этой глагольной формы "табор". 

    Русский глагол "табанить" несомненно находится в одном смысловом поле с понятием "тава"(вода).
    Происхождение слова "табанить" в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М. читаем:
"табанить таванить «грести назад, поворачивать лодку, загребая веслом только с одной стороны», арханг. (Подв.), колымск. (Богораз). Распространение этого слова делает сомнительным объяснение из манси touam, touantam «грести» (Калима, МSFOugr. 52, 96; Эймя, М;l. Мikkola 414; Кальман, «Асtа Lingu. Hung.» 1, 264)."
 Применение у манси корней "toua-" в смысловом поле с понятием "вода"  подтверждает версию о существовании  общих истоков славян и фино-угоров.

    Благодаря санскриту стало возможным выделить четыре первослова со значением вода: ТАЛА, ТАРАЖА, ТАВА и ВАТА (УАТА). Последние два являются  словами синонимами, в катором слоги переставлены. Слово ТАЛА (ЛАТА) означает в первоисточнике «лед», создающее слова второго порядка ДАЛА (ДОЛ), ЛАДА, и слова третьего порядка ЙАЛА (ЯЛА), ЛАЙА, ЛЕДО (ЛЕД) с расслоением значений от понятия «лед» до «вода», «тальник», «яйла» и «долина».  Примечательно в этой связи фино-угорское «тола» в значении  «сугроб, занос».

    Смена очередности слогов наблюдается до недавних пор в русской речи, например: лодонь-длань (ц.слав. "длань господня"), где в слове "длань" при замене "-ла-" на "оло" дает слово "долонь". Здесь очевидна замена очередности смысловых слогов "ла" и "до" без изменения общего смыслового значения. 
 
    Интересное слово ЛАЙА. На сайте http://dic.academic.ru/searchall. php - ЛАЙА или Лайам. (Санскр.) От корня Ли, исчезать, разлагаться , точка равновесия (нулевая точка) в физике и химии". Здесь нужно сделать пояснение, так как    гласные звуки Е — И, имеющих призвук Й,  являются производными от гласных А-О-Э-Ы. На основании этого слогозвук ЛИ мог произойти от слова ЛАЙА - «лёд». Лайя, лай — одно из древнейших названий обозначающих «лёд». Очень вероятно происхождение германского «айс» имено от этого слова. Происхождение слова «лой» в значении «топленое сало»  подтверждает догадку о переходе слов прилагательных в разряд существительных, поэтому правильнее понимать связку слов «топленное сало» как «лой сало», где слово «лой» приобретает первоначальное значение «таящий». Применение слова «лой» в связке с понятием «вода» сохранился в словах: налой (ливень), залой (заливное водой место), слой,  лоина (овраг с уплотненым водой дном), лойва (большая лодка), лайба (парусное судно).

    Слово ТАРАЖАВА (ЖАВАТАРА), изначально означающее «земли жизнь» - одна из первых метафор,  применялось для понятия «вода», в последствии утратило  часть слова ТАРА, оставив только слоги ЖАВА (ЖАУА) (санскрит. «j;vana» - жизнь, житие, живот), или сокращенно ЖВА (ЖУА и производные ШУА, СУ).  Так как понятия « жизнь» и «вода» неотделимы. Первой производной слова ЖВА (ЖУА)является слово ШВА (ШУА) ( китайск. «shui» с обозначением  иероглифом аналогичным букве «Ж»). Вторая производная от слова ЖА это слогозвук СА, который мы слышим у тюркоязычных народов:  казахск. «su», «sw»; узбекс. «suv»; турецк.-татарск. «su», и в обратном расположении слогов ВАЖА (УАЖА, УАША, ВАСА) у ирланцев - «uisce», шотланцев - «uisge», немецк.- «wasser», финск.- «vesi», казах.- «езень» или третья производная УАСА в монгольском - «ус».
 
    Производные от слово ТАВА (ВАТА) встречается во многих языках: исландск. «vatn»; англ. «water»; шведс. «vatten».
       
    Для обозначения понятия «земля, почва» в санскрите тоже несколько: « dhara», « bhutala » и  « ila», где «dhara» есть вторая производная от слова ТАРА, другие же слова более поздние производные от ТАЛА и добавлением слова божественности «бха».
    Кроме того в санскрите есть слово «taru» в значении «дерево, деревья». Такое расслоение значений в санскрите означает, что арийское «tara» имело смысл «земля, покрытая лесом». В Сибири до сих пор в ходу употребляется слово «матёра» - «первозданное место в тайге», русск.«мытарь»- человек из матёры, первопроходец. Произношение слова «матара» с другим чередованием слогов давало слова с другим звучанием, в которые можно было вложить иной смысл: «тамара»-"мать Ра", «тарама, тарма» - наказание, изгнание в «матёру»(русск."тюрьма").
    Арийское слово «тамара» при произнесении производными слогозвуками дает топонимы финно-угорского происхождения: Таймыр и Ямал. В первом из них все слоги основные «та ма ра», во втором - «йа ма ла» производные «йа» - вторая производная от «та», «ла» - первая производная от «ра»(см. табл.в статье "Происхождение слов и речи").Михаил Ломоносов в своем трактате «Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года» в Главе 6. "О чуди" пишет "Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит".
 
    Древнейшие названия населенных мест с корнем ТАРА (земля, место проживания) разбросаны по всей Евразии: Тэртерия (Румыния), Тарханы (Россия), Тара (Омская область, Россия), Тарханкут (Крым), Тмутаракань (Тамань, Россия), пустыня Тар(Индия). На топографических картах, составленных несколько веков назад слово «тара» применяется очень часто как отдельно так и в сочетании  сочетании с другими словами: Тартария (Земля земель), Тара ( области в Дакии).
    Слово «тархан» двусложное из слов «тара» и «хан» и означает «землесобственник». В слове «тмутаракань» присутствуют три слова «тама», «тара» и «хана», что означает «страна земле-собственников». При произнесении слова "хутор" мысленно всплывают сельские просторы ("простор"- простая земля, пустошь) с домиками-хатками. Арийское "хата+тара" это и есть современное несколько усеченное "хутор".
    Интереснейшие топонимы Антарктика и Арктика имеют стволовой карень "-тарк-", который в сочетании с приставкой "ан-", обозначающей противоположность чему-либо, дает слово "антарктика". Уместно в это случае заявить, что правильнее произносить слово "арктика" с звуком "т-" в начале слова, то есть "тарктика" как область противолежащую "антартике".
   
    А сколько фамилий: Тараканов (древнейший род на Руси), Тарханов, Доватар и  Аватаров («земная вода», лозоход, колодезьник), Тархов, Тарков ( от имени Тарх «земной»), Тароватов и Ватару (от прозвища Ватарь «лозоход, ищущий воду»), Сатаров (от прозвища Сатарь «земляк»), Ротару (от прозвища Ротарь «землепашец»), Тартышных, Тарташный (от прозвища Тарташ «земля камень, каменщик»). Имя собственное Тарас (санскрит. аras-влага,вода) не иначе как связанное с водой и поливом земли, одним словом «орашатель».
   
      Корень «-тара» присутствует и в слове «батара», где слог «ба-» имеет смысл «большой, великий, грандиозный». Тем самым являясь определением в арийском словсочетании «ба тара», то есть «большая земля». Современные проявления слова «батара» видны в топонимических названиях от Балкан до Индонезии. Это украинский город Батурин, сербское село Батар, Ботар (укр.Ботар) — село в Виноградовском районе Закарпатской области Украины,  горный хребет в Пакистане с индо-арийским
 названием Батура-Музтаг (Батура-Мажташ) с пиком Батура-Шар (Батура-Джар) , вулкан и озеро Батур на о.Бали в Индонезии.
       Производной формой слогзвука «-та-» является слогзвук «-йа-». При использовании его в слове «батара» получается его производный вариант «байара», или «баяра», «бояра», «бояр». Очевидно что слово «боярин» родственно словам «батыр» и «батура».

    Но все-таки не в Европе получила развитие культура речи, а в Азии, в Южной Сибири . Здесь наблюдается наибольшее скопление корней в древних топографических названий. Что за народ их оставил?  Назовем их условно «тарии», что означает «земляки».
    Названия основных рек : Обь ( от ТОВА - «вода»), Иртыш (ТАРА и ТАША - «каменная земля»), Тара (приток Оби от ТАРА - «место проживания»), Тобол (от ТОВА - «вода»), Ахтуба (в низовьях Волги), Туба (приток Енисея), Туруханы (приток Енисея), Томь и Омь (от ТАМА (ТОМО) - «неизвестная страна, матера»), Тая (от ТАУА - «вода»).
    В топонимике Казахстана наблюдаются добавления к названиям населенных пунктов «-тау», расположенных у воды: Актау, Аккыстау, Акшатау, Коктау, Темиртау, а кроме того названия многих горных массивов оканчиваются словом «-тау»: Улытау, Акшатау (Казахстанский Мелкосопочник),  Жельтау,  Айтау,  Каратау несомненно что люди, оставившие  эти названия, считали горы источником воды.
    Нельзя не обратить внимание и на название Республики Тува на Алтае. Здесь Красноярской лабораторией археологии и палеографии Средней Сибири Института археологии и этнографии СО РАН в 2003-2005 годах проводились исследования по северным окраинам Убсунурской впадины с громадным пресноводным озером в центре. Результатом экспедиции стало открытие десятков местонахождений людей палеолита с обилием артефактов и скальных рисунков.
   
    Распространено мнения, что слово «тау» переводится с казахского «гора», но почему тогда казахи не знают происхождение топонимов : Мугоджары, Эмба , Орь, Арал, Тараз, Тенгиз, Манжалы, Иргиз. Тюркский народ — результат единения арийских и монгольских племен, пришедших в Восточную часть Великой Степи 10 тыс.лет назад, когда большая часть ариев уже мигрировала на Запад в Европу после Последнего ледникового максимума в начале голоценового периода. Этим объясняется присутстствие гаплогруппы R1a у половины населения Средней Азии и Восточной Европы, с центрами сосредоточения до 70% в Киргизии и в Польше.
    Последнее отступление ледников началось свыше 14 тыс. лет назад.  От края ледников Алтая и Тянь-Шаня в то время текли огромные массы воды, возникали гигантские подпрудные озера, ледовыми торосами были забиты  долины нынешних рек, а их прорывы были во много раз больше современных. В природе господствовали стихийные процессы, неизмеримо более активные, чем сейчас. Это привело к значительному обновлению природной среды, частичной смене животного и растительного мира и началу господства на Земле человека.               
    Следы этих процессов сохранены в названия основных горных массивов, покрытых в те времена ледниками: Алтай (от  тАЛА и ТАУА - «ледяная вода, талая вода»),  Ала-Тау, Ала-Тоо, Танну-Ола (от ТАНА, ТАУ и тАЛА).

    Интересна сближение понятий ТАВА- «вода» и ТАНА «тын, преграда, твердыня». Связана она с миграциями гаворящих индоевропейцев.
    Очередная волна  переселенцев по просторам Великой Степи, прокатившаяся от Саян до Балкан произошла после Великой Стужи 12000 лет назад.

    12 тыс. лет назад наступил голоцен — современная геологическая эпоха. Температура воздуха в умеренных широтах повысилась на 6° по сравнению с холодным поздним плейстоценом. Оледенение приняло современные размеры.  Прежде покрытая льдом территория Европы и Русской равнины стали пригодны для жизни. К тому времени   уже были освоены южные степи Западной Сибири и Восточного Казахстана, которые даже в период максимального Панарктического покрова были свободны от ледника.  Возможно столь масштабное движение осуществилось  благодаря одомашниванию лошади,либо северного оленя. Люди двигались на Запад и на Юго-Запад, имея перед собой главный ориентир Солнце,  видя солнце перед собой, что было проще чем движение на Восток в гористую сильно пересеченную  местность.

    На всем протяжении пути преградами для них были моря, озера и реки не редко заполненные ледяными тороссами, представлявших для движения кочевников серьезное препятствие, тем более , что разлившиеся внутренние моря и озера от таяния ледников и  поднятие уровня мирового океана на 130 метров поменяли пути привычных миграций древних людей. Поэтому в ранних названиях водных  объектов и высокогорий частое повторение слова ТАНА. Например: Тангиз (древнее название Каспийского моря), горный массив на юге Казахстана Тянь-Шань, Таналык (ныне приток Урала, с Уралом отождествляли реку Лик Ф.Мищенко и М.Кисслинг ), оз. Тенгиз, образованное таявшими водами Казахстанского Мелкосопочника, было бескрайним и занимало в то время всю Тенгиз-Коркалжынскую впадину. В названиях рек  Дон, Днепр (Донепр), Днестр (Донестр), Дунай (Донай) слог «дон-»  это первая производная от слова ТАНА. Тана-Истр (Танаис) -  древнее название Дона упоминаемое  Герадотом, которое идентично названию реки Днестр (Донестар), но Танаис это один из вариантов слова «Тангис» в обозначении «непроходимая поверхность, море». По видимости Азовское море наречено до Герадота Танаисом, а река Дон- Тана-Истром. В названии Дунай слышится «Танай», что созвучно с названием горного массива на Алтае — Таннау-Ола.

     Поэтому слово ТАВА(вода), стало приближаться по смыслу к слову ТАНА(преграда, твердыня, русск.-тюрк. «стан»), от которого первая производная произносится как ДАНА (ДОНА), а вторая производная звучит как ЙАН (ЯН, ЙОН), слог имеющийся в топониме "Саяны"  и  китайских рек совместно со слогом ГА ( движение) - ЙАНГА, по китайски слово «река»- “jiang”, что несомненно является производной от ТАНА. Именно поэтому у  всех славян присутствует глагольная форма  арийского слова ТАНА "тонуть", что означает "исчезать в водной преграде" параллельно с глаголом "топить", происходящего от арийского ТАПА, которое в свою очередь является производной от арийского ТАВА (см. авторскую статью "Топь, топить, топка, топтать, топор но ропот").

      Аналогичные процесс происходил и со словом ТАВА, первая производная от которого звучит ДАВА (ДОВА, ДАУА, ДОУА), а вторая производная ЙАВА (ЙОВА, ЯВА, АВА).  Изучая звучание слова «вода» у народов мира, нетрудно заметить, что большинство   языков содержит  слог «ва» как ключевой в первоисточнике в слове ТАВА. Русский народ сохранил в своем языке первую производную ДАВА (ДОВА) или ВАДА (ВОДА).

      Наше исследование будет более полным, если  поясним, что означает слово ШАНА в языке древних «тариев».
       Слово ШАНА несомненно арийское составлено из  слогзвуков ЖА и НА, несет оно понятие «направлено на жизнь». Проявления жизни, ее обилие, непрекращающееся круглый год, древние люди находили  в большом количестве  на юге.   Слова «юг», «южная сторона» всегда  были связаны с теплом, с буйной тропической растительностью и богатым животным миром. Русскими людьми сохранено слова «южанин», «южная», в корне которых остались сочетания «-жан-», «жн». Таким образом  полуденная сторона «тариями» называлась ЖАНА (производные: ШАНА, ШИНА, САНА, СИНА). Производные  дали топонимы: Синай, Шина (Китай), Тянь-Шань (арийск.ТАНА-ШАНА «преграда на юге, южная преграда),Санторин (арийск. САНА+ТАРА горячая земля) а также  слова: осина (арийск. - «тосина»-южная), санаторий (арийск. «санатара»-южная земля), синагога (арийск. «синага»- южное движение, движение на юг), жена (жен щина) (арийск. «жана шина» - южанка южная).
       О.Н. Трубачев писал, что в русском языке записана вся история нашего народа, нужно научиться нам её читать. К его словам можно добавить только, что записана вся история говорящего человека.