Елисей

Евгений Тамчишин
                Елисей

          Вода  плещется  тихо   у  берега,    солнышко  в  зените  и  полный  штиль.  Кама  река ,  уральское  море до горизонта  берега  не  видно ,  крутой  обрыв .  Седой  дюжий  муж  в  домотканой  белой  рубахе из  грубого холста   сидевший   возле  костра, смотрел  на  гладь  реки .
- Да  не  ветерка,  думаешь,  придут на  лодьях-то.
Сидевший  рядом  старец, почесал   затылок.
 - А куда  им  деваться против  течения,  на  веслах,  поди,  пойдут,  мимо не  проскочат, выше  еще  деревни  стоят, там родовые живут.
 Поковыряв  в   горшке,   что  стоял  у  костра, вдохнув  дымок.
 - Ну  вот,   уха  у  меня   готова,  ты  как? Пожевать  то  надо.
- Так  я рыбу  не  ем,  у  меня там,  в  котомке  припас  у  седла. Не  хочется,    я вон  кипяточка на  травах попью .
- Ну  как   знаешь. Вы  Чудь   интересны,  рыбу  нельзя.  Ну  понятно  мясо  нельзя.  Я сам  как  увидел,  раз  как  мясоеды  ягненка  потрошат, неделю  потом  не  лезло  ни  чего.  А  рыба  чего,  она  в   воде.  А в воде  жизнь .
- Ну,  это  кто к  чему  приучен.   У  нас   рыбу  не  едят,  хотя в  реке полно, что в  прудах.  Ты  хлебай,   давай,  на  меня  не  смотри.
Старец хлебал  деревянной  ложкой, шамкал.
-Зубы  растут,  сто  лет  прожил  новые  полезли,  у  тебя  то  как,   все  свои,  поди. Слышь  Елесей .
Муж  повел  плечами. -  Чего-то  на  сон  клонит ,  да  нельзя  мне  не  добудишься ,  сплю  крепко .  Зубы  говоришь .  Ну  да,  свои .  Они  у  нас  тупятся.  Лук  ешь   и  все  нормально.  Вон  жеребец  у  меня  , рыбу  не  ест  зубы свои .
-Ага, лук  ест.  Ты  чего  один - то. С  Перуновой  горы. Обычно  вы  двое,  втроем  приезжаете.
-Так  я гонца  на  тропе повстречал. Мои  скоро  подоспеют.
  Елесей   встал,  подошел  к  берегу, сполоснул  лицо.  Отряхнул  руки.
- Он  и поведал,  мол,  разбойный   люд  понаехал.  В  деревнях   лютуют. И  чего  они  Славяне,   мать их   за  ногу.
-Леща  им  под хвост, мол,  дань  платите. Как  крест за  тем  берегом   одели  так   все  совесть  потеряли.  Колдун  с  ними  Навий   ,  что  ранее  на  Храмах яра  были  в  черных  рясах  ходили ,  крест большой  такой  на  грудь  напялил .  Мол  слово  Божье  молвит .  Со  всем  страх  потеряли .  Девок  молодых  цепляют  , насильно  в кусты  тащат .  Мужей,  что  супротив,  саблями  порубали .  Этих   переселенцев,  что  от  них  сбегли  к  нам   пошли ,  вот  их  в  основном . 
Старец  притих  прислушавшись.  – Подожди- ка    уключины  скрепят.   Слава  Роду,   гребут  окаянные.  Костер  тушить  или  как ?
 Елесей,  кинул  перевязь   сабли. Прислушался .
.-Чего  там?  Молча плывут, на  поживу   надеются, вдоль  берега, давно  дымок  почуяли, ну  как   уха-то  наваристая. Ты  того,   беги подальше на  бережок . Я  ж  того,  разбирать  не стану .
Старец   замешкался. 
- Твоя,  правда,  чего  мне  тут.    Я там  посижу ,  подожду . Две  малых лодьи  поди. Не  много  ли. 
- Да  ладно,  не  мешай.
Чего  им  не  иметься,  дела  творятся   на  землях славян, ну  пока  я жив,  поди,  не сунутся к  нам , допросить  надо  с  пристрастием. Кто  их послал. Пойти  почистить огнем    скверну  эту.  Ладьи  медленно  выплыли  из  -за  поворота  реки .      Седой  мужчина  на  берегу  все  также  сидел  на  валуне,   возле  костра кинув  саблю  на  колени.  Он  молчал,  смотрел  на   солнышко, словно  дремал. С носа  первой  ладьи окрикнули.
-Ты  чего  тут?
Елесей  поднял  голову,  буркнул.
-Сюда   плыви,  отвечу.
С ладьи целили  с  арбалета. Щелчок  спускаемого  механизма , визг тетивы. Елесей   поднял  руку, болт  сменил  траекторию, плюхнулся  в  воду. Еще   три  стрелы  Елесей сбил  в мгновение волновой  энергией. Не  слышат. Елесей  встал   по  привычке, вынул  саблю,  воткнул  острие  в  прибрежный  песок.  Сменил  сознание . В  руке  заиграла шаровая  молния .
- Правь  на  берег. А  то потоплю.
На  ладье  замешкались, кто-то  что-то  кричал. Богатырь  немного  помедлил, подкинул в  руке огненный  шар, словно  взвешивая  и  метнул  в  борт. Ладью   развернуло,  она  дала  крен  в  одну  сторону и  медленно стала  погружаться  в  воду,    с  десятка два  людей   прыгнуло  в  реку . Елесей втянул  энергию   обратно ,  на  ладони  вновь  заиграл огненный  шар.
-Эй,  на  второй  ладье,  греби  ко  мне,  и  вы  черти   лезьте  на  берег, давай,  давай.
 Вторая  ладья   ткнулась  в  берег. Елисей  все  также  давя   смешок,  подбрасывал  огненный  шар  в  руке.
-Так  все  в  кучу, оружие  скидывай,  как  дети  малые,  курицы  мокрые. Это  Вам  не  с  мужиками   воевать ,  вот  очумелые .
Ушкуйники,   косясь на  огненный  шар  в  руке,  сбились  в  кучу. Медленно соображая,  что делать .
-Это  мужики  я  бегать  не  буду  за  Вами, стар  уже, да  и  лень  мне.
Елисей для  наглядности  подкинул  огненный  шар.
- Это быстро  догонит.
  С  кручи    берега   спустились  Воины  посланные  с Перуновой  горы .
-Елесей,  ты  уже  один  с  ними   управился,  не  успели  малость,  чего  с  ними  делать  то  будем.
- Так  того   в  деревню,  что  разорили,  отведем,  суд  у  нас   народный. А ты  божий  человек ,  где  крест - то  потерял.
Батюшка,  задрав бороду,  смущенно  ответил.
-Так  скинуть  пришлось,  на  дно  тянул  голову  не  поднять   было,  еле  выплыл.
От куда  то  с боку  пропела  стрела.  Елесей  поймал  ее  на  излете . Хрустнуло  древко  в  могучей  руке . 
-Велемудр   достань  прещилыгу.
Рослый  воин,   не  мешкая  прыгнул в  прибрежные  кусты.  Немного  погодя кусты  затрещали , на  четвереньках   выполз    плюгавый  с  первой  ладьи .
-Не  убивайте  братцы.
За  ним  вышел  Велемудр   таща   за  грудки  два  тела  волоком.
- Я  того  Елисей,  кулаком  не  рассчитал  малость, к ним  вышел. Они  за  оружие,  ну  я  и  того, чего  мешкать - то. А  этот  сам  в  колени бахнулся ,  ну  я   ему  того  ползи, этих за  грудки,  да  обратно  пошел.  Может  того  очнуться.
Старец,  что  спустился  с  кручи, промолвил -Не  очнуться  души  их  из  тела  выходят,  свет  пошел.  А  сознание  вон  мыкаются , слабый  народец  пошел . - Этот  у  них  старший  был.
Он  подошел  к  плюгавому,
 - Я  тебе  говорил, что  снасильничаешь,  убью.
Плюгавый  выпрямился.
 - Так  это  значит  ты  навел. Надо  было  тебя …
Старец  вынул за сапожный  нож и  наотмашь  ударил  им    в  грудь  плюгавого. Тот  осел,   хватая  ртом  воздух, что-то пытался  сказать.
Старец   резко  повернул  нож  в  груди. Вырвал   его. - Ну,  того,  не обессудь.
Елесей удивленно. - Ты  чего?   А  поговорить?
Старец деловито  вытер нож  о  полы   рубахи плюгавого,  провел  лезвием   над  костром.
-Так  я  того,   покон  вселенной  не  нарушал, за  насилие  над  женщиной   смерть  полагается,  а  слово   его  не  чего  не  стоит.  Так  не  ценил   он его.
Елесей вынул  с  песка  саблю. - Да  битва, невежи   . 
-Вы  того,   тела  в   ладью,  нечего  нашу  землю  их  телами  поганить. Пущай у  себя  хоронят.  Прохор веди этих  к  себе  в  деревню,  пускай   сельчане  решают,  что  с  ними  делать, мои   воины  проводят. А  мы   тут с божием  человеком поговорим,  как  и  кто  его  послал к  нам ,  зачем ,    хороший   вечер,    а  чего .
Елисей  присел    сменил  в  голосе  интонацию.
-  Так  нет  ,  божий  человек ? Подождем  кого  отпустят . Хотя  местные  натерпелись  от  вас .
Батюшка  засуетился, подошел  к  Елисею.
- А  я  чего  я  не  чего,  на  все  воля Божья.