Притча о цивилизации

Дробот Андрей
      Жил-был лес, самый обычный лес, где каждое дерево росло, как ему вздумается в полной свободе, почти не покушаясь на свободу соседей. Но где-то неподалеку жила смотревшая на лес свысока и снисходительно цивилизация, самая обычная цивилизация, где все общество работало на удовлетворение интересов меньшинства, что, в свою очередь, было не понятно лесу.
      Однажды на территории, принадлежащей лесу, нашли полезные ископаемые или что-то иное нужное цивилизации.
      Цивилизация захотела забрать себе то, что принадлежало лесу, и чтобы соблюсти законность этого ограбления, провело необходимые цивилизованные собрания и приняло ряд цивилизованных решений. Конечно, все было сделано крайне цивилизованно, никакой дикости, о лесных чащобных интересах никто и не думал, права и законы леса были проигнорированы, поскольку лес не был цивилизован, а, значит, не стоил никакого цивилизованного внимания.
      На основе цивилизованного закона цивилизация пришла в лес и принялась наводить в нем цивилизованные порядки. В первую очередь, вырубать все деревья, которые мешали цивилизованно осваивать новую территорию и цивилизованно жить. Деревья надрывно стонали, трещали, хрустели и падали во множестве, под натиском цивилизованных средств уничтожения, поскольку в своей дикости не могли противостоять гуманному нашествию цивилизации.
      Одновременно с цивилизованным уничтожением леса цивилизация прокладывала дороги и тротуары, строила дома и промышленные объекты, а также сооружала многое другое, что было необходимо для развития цивилизации на месте цивилизованного уничтожения леса. По пути цивилизация создавала в лесу обширные отхожие места, по простонародному - мусорила.
      Мусорила цивилизация уже не совсем цивилизованно, но законы цивилизации, в отличие от законов леса, таковы, что там, где не видно, можно творить, что угодно. Однако, любая цивилизация не без любви к нецивилизованным живым созданиям. И эта цивилизация тоже.
      Посреди тротуара была оставлена одна сосна, как напоминание о нецивилизованности мест, куда пришла цивилизация. Этим жестом цивилизация ярко показала свое уважение к иным формам жизни и гуманизм, что цивилизованно уничтожив тысячи, все-таки имеет сердце, чтобы не вырезать всех. Цивилизация подошла к избранной сосне бережно и, заасфальтировав вокруг нее всю почву, пошла дальше уничтожать мешавший цивилизации лес.
      Мораль состоит в том, что если какая-то группа стоит на пути агрессивной цивилизации, то ей можно не беспокоиться, всех не вырежут, кого-то оставят как символ.
      Однако, данная притча имеет объективное продолжение.
      Сосна видела уничтожение своих собратьев, помнила о своей прошлой жизни, наполненной радостью общения с себеподобными дикими соснами, и не понимала: зачем ее оставили жить? Иногда она звала ветер, чтобы он ее раскачал посильнее да сломал, потому что одиночество очень расстраивало ее. Иногда сосна молила молнию сжечь ее, но природа помиловала.
       Сосна много лет стояла заасфальтированная, стояла, как памятник, но была живой. И это была великая мука: знать лучшее прошлое и жить в скорбном настоящем на потребу цивилизации, которая собственно и уничтожила любимую сосной жизнь.
       Время шло. Цивилизация, выстроив город на том месте, где когда-то был лес, заскучала по дикости, откуда собственно сама и вышла. И вот на территории, где когда-то был дикий лес, стали возникать рощи, правда, в строго отведенных цивилизацией местах и в порядке, определенном цивилизацией.
       Сосна в городе уже была не в одиночестве, а в компании из своих молодых родственников, которые и свободы-то не знали, а от того летом очень весело шуршали листьями. Сосна огляделась и поняла суть цивилизации: это нарушение естественного порядка вещей, ограничения на естественность и нарушение природной справедливости вообще в угоду справедливости цивилизации...
       Моралью тут является продолжение рассуждений сосны: все ненужное цивилизации уничтожается, упорядочивается, ограждается, в оцивилизованном пространстве на свободе остаются лишь единицы ненужного, как символ покоренного прошлого.

Фотография сделана в городе Муравлено (Ямал) в июле 2017 года