06. К югу от Москвы. Курск

Tumanchik
Курск – это цель нашего путешествия 2003 года «К югу от Москвы». Если в 2002 году при путешествии по Золотому кольцу России хотелось найти тот пригорок в Костромской области, который я считал своей Родиной, то в 2003-м задачей было найти дом, где родился и жил отец жены Алексей Фёдорович Епишев и всё их семейство: дед, его братья и сёстры, многочисленные дядьки и тётки.
Как гласило семейное предание, дом их был на главной улице Курска. Был сад, корова, козы, куры. Кстати, корова эта спасла семью от голода в гражданскую войну.

Сначала - общая информация о Курске, его истории и сегодняшнем дне.
Курск — город в центральной России, административный центр Курской области, а также Курского района. Расположен в 530 км к югу от Москвы. В средние века — столица Курского княжества.
Археологические исследования показывают, что на месте нынешнего Знаменского монастыря Курска существовал крупный населённый пункт не позднее VIII века. С 1508 года — южный пограничный город в составе Московского государства. В том же году началось его восстановление как города-крепости. В 1797 году ему присвоен статус губернского города. Курск — место кровопролитных боёв Великой Отечественной войны, «Город воинской славы» (с 27 апреля 2007 года), награждён орденом Отечественной войны I степени «за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, а также успехи в хозяйственном и культурном строительстве».
Город — один из культурных, религиозных центров России. Курск обладает крупным промышленным комплексом, научно-образовательными центрами. Курск — транспортный узел центральной России.
Специалисты считают, что наименование Курск происходит от названия реки Кур. Народная этимология объясняет название города от птиц куропатка или курица, привязав название к их обилию здесь в древности, а также к названиям близлежащих сёл с «куриными названиями». Эти предания отразились в культурном ландшафте города, его символике. На гербе – три летящие куропатки. Крупнейшая река — Сейм, по городу протекают его притоки — Тускарь, Моква и Цветовский ручей, приток Тускари — Кур, протоки — Кривец и Ровец.
Климат города умеренно-континентальный, средняя температура днём в летние месяцы около +26+28° (максимальная +39°), средняя минимальная температура в зимние месяцы около ;5…-9° (минимальная ;36°). Город находится в лесостепной зоне. Зима в среднем прохладная, хотя бывают и оттепели. Сильные морозы в городе бывают редко. Лето неустойчивое: сильная жара и ясная погода сменяются прохладной погодой. Бывают грозы.
Курск — один из самых экологически чистых крупных городов России. Так в 2013 году Курск был признан самым экологически чистым крупным городом России согласно рейтингу Министерства природных ресурсов и экологии РФ, составленному по данным за 2012 год.
Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей; входил в Черниговское, затем в Переяславское и Новгород-Северское княжества. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. 1095 год считается также годом основания Курского удельного княжества, существовавшего В XI—XIII веках.
Первым курским князем был Изяслав Владимирович, сын Владимира Мономаха. Изяслав возвёл в Курске крепость, и с конца XI века это — один из мощнейших форпостов на границе Киевской Руси (первоначальные курские укрепления разобраны в середине XVII века). Находка 40 свинцовых пломб дрогичинского типа середины XII века свидетельствует о нахождении здесь военно-административного центра.
В 1185 году князь Всеволод Курский, правивший также в Трубчевске, направил дружину против половцев; этот неудачный поход русских князей описан в «Слове о полку Игореве». Позже куряне участвовали в битве на Калке. В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами, после чего Курским княжеством фактически управлял ханский баскак, откупавший у хана Золотой Орды дани княжества. В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283 году.
С 1362 года (когда городом овладел литовский князь Ольгерд) по конец XV века Курск входил в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемоитского. Как «Куреск на Тускоре» он упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» среди киевских городов (С 1362 года Киев и относящиеся к нему территории входили в состав Великого княжества Литовского). Как литовский город Курск упоминается в договоре с Тевтонским орденом 1402 года.
В XVI—XVII веках Курск — важный оборонительный пункт Великого Княжества Московского (вошёл в его состав в 1508 году) на границах с Речью Посполитой и Диким полем. Известны упоминания о Курске в «Книге Большого Чертежа» (1517 года), в указе Ивана IV Грозного (1582; государь приказывал ссылать «кромешников, мятежников, бунтарей» «в окраинные города Севск и Курск»). В XV — начале XVI века набеги крымских татар и ногайцев привели к запустению города.
Однако спустя столетие город возник заново на новом месте; датой повторного основания Курска считается 1586 год. В 1596 году была возведена новая крепость, в гарнизоне которой в 1616 г. насчитывалось свыше 1,3 тыс. человек. В начале XVII века на Курск неоднократно нападали польско-литовские отряды (в 1612, 1616, 1617, 1634 годах), крымские татары, ногайцы, но при этом курская крепость так и не была взята. В Курск были переселены жители из Орла и других южнорусских городов (в 1678 году в Курске уже насчитывалось 2,8 тыс. жителей). Город развивался благодаря выгодному географическому положению (кратчайший путь из Москвы в Крым, отходящая от Курска дорога на Киев). Был организован литейный двор, развивались квасной и соляной промыслы. Велась активная торговля (главным образом, хлебная) с малорусскими землями (в середине XVII века построен Гостиный двор).
В 1708 году Курск был приписан к Киевской губернии, в 1727 году — к Белгородской губернии, а с 1779 года это — центр Курского наместничества (первым наместником Курска был генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев). В 1785 году, в год образования городской Думы, в Курске насчитывалось 7 590 жителей. С 1797 года он являлся центром Курской губернии (первым губернатором был С. Д. Бурнашев). В XVIII веке Курск становится крупным торговым городом и окончательно теряет пограничное значение. В нём получили развитие кожевенное, кирпичное, известковое производство, строились многочисленные каменные сооружения (торговые ряды и др.). В Курске действовала судоходная компания (управлял ею сам губернатор), — торговые суда отправлялись вниз по Сейму в сторону Киева.
Главным событием города был (и до сих пор проводится) ежегодный крестный ход из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в Коренную пустынь, рядом с которой возникла Коренская ярмарка, одна из крупнейших в стране (в 1878 году переведена в Курск). После большого пожара, опустошившего Курск в 1781 году, был принят новый генеральный план города, согласно которому центральное положение должны были занять торговые ряды (которые и были возведены на центральной площади, получившей название Красной). В 1768 г. появилась каменная Ильинская церковь (была известна своим хором певчих), в 1778 г. построен кафедральный Сергиево-Казанский собор в стиле барокко; к 1778 году был завершён Троице-Сергиевский собор с богатым внутренним убранством. В 1780 г. в городе была открыта первая школа, в 1783 г. — благородное училище. В 1808 году была организована мужская гимназия, в 1817 г. — духовная семинария. Женская гимназия открылась в Курске лишь в 1870 году. В 1797 году в Курске заработала типография. Первоначально издавалась преимущественно художественная литература. В 1792 г. в городе появился театр (частный, братьев Барсовых), на сцене которого в 1805 году дебютировал Михаил Щепкин.
В начале XIX века Курск — не только торговый, но и промышленный центр. В 1846 году в городе насчитывалось 70 фабрик и заводов. В начале XIX века в городе уже имелась гостиница (содержалась полковницей Полторацкой). В память о событиях 1812 года в городе был возведён Знаменский собор (освящён в 1826 году). С конца 1868 года Курск — узловая станция железных дорог (движение по железной дороге Москва — Курск было открыто 30 сентября 1868 года, когда Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву). В 1878 году от станции Курск, находившейся в Ямской слободе (сейчас часть Железнодорожного округа Курска), была отведена железнодорожная ветка в центр города, где был построен городской вокзал (Курск II). В конце XIX века Курск становится важным центром пищевой промышленности (мукомольной и сахарной); в 1883 был введён в эксплуатацию свечной завод (с 1935 — химфармзавод). Быстро развивалось городское благоустройство: 1874 годом датируется появление водопровода, 1897 — трамвайного движения (организованного бельгийским Акционерным обществом Железной дороги в Курске («Tramways de KOURSK»), которое также проводила работы по освещению улиц). После выкупной реформы 1861 в городе стали открываться банки — филиал Международного коммерческого, городской общественный и др.
В 1903 году принял первых посетителей курский краеведческий музей. Вскоре в Курске появились первые кинотеатры («Иллюзион», «Мираж», «Гигант» и др.), крупная библиотека с читальным залом, два общественных сада — Лазаревский и «Ливадия», в последнем действовал летний театр. В 1896 году в городе был построен католический храм в неоготическом стиле, отреставрированный и вновь переданный Церкви в конце XX века. Всего в начале XX века в городе действовали 21 православная и одна единоверческая церковь, католическая церковь, две синагоги, лютеранские церкви, мужской и женский монастыри.
В начале XX века при доминирующей роли пищевой промышленности (в Курске действовал пивоваренный Завод № 1, один из крупнейших в России, принадлежавший А. К. Квилицу) получили развитие и другие отрасли промышленности; так, в 1900-е годы в городе появились 4 ситопробойные мастерские (из них крупнейшей была мастерская Тихонова, продукция которой отправлялась на внешний рынок — в Германию, Австро-Венгрию и др.). Было организовано несколько машиностроительных предприятий (в 1914 их насчитывалось 7, из них одно — железнодорожное). Условия работы на курских предприятиях были тяжёлыми, нередко поднимались забастовки (например, в 1901-03 бастовали рабочие курских сахарных заводов). Курские рабочие участвовали во всеобщей политической стачке во время революции 1905—1907 годов; проведение стачки было организовано курскими железнодорожниками.
26 ноября (9 декабря) 1917 года в городе была провозглашена советская власть. 20 сентября 1919 года в город вошли войска добровольцев под командованием генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск взяла Красная армия.
В 1932 году в состав Курска была включена Ямская Слобода, в 1935 году в неё был пущен трамвай. В 1936 году территория города Курска была разделена на Ленинский район (левый берег Кура), Дзержинский район (правый берег Кура) и Кировский район (Ямская слобода). В 1937 году был создан Сталинский район (южная окраина города). В 1939 году Казацкая Слобода, Пушкарная Слобода, Стрелецкая Слобода и окраина Села Рышково (железнодорожная станция и строительная площадка) вошли в состав Курска, при этом Казацкая Слобода в Дзержинский Район, Пушкарная Слобода в Ленинский Район, Стрелецкая Слобода в Кировский Район.

В начале Великой Отечественной войны Курск обороняла не только Красная армия, но и народное ополчение. 29 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбёжке немецкой авиацией. В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 — 2 ноября шли оборонительные бои за город; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу (по другим данным 4 ноября). Город сильно пострадал во время боёв при освобождении от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И. Д. Черняховского; во время оккупации около трёх тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию, свыше 10 тысяч жителей Курска умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей.
Освобождён частями Воронежского фронта в ходе Харьковской наступательной операции, проводившейся 2 февраля — 3 марта 1943 года. 8 февраля освобождён г. Курск войсками 121-й сд (полковник Бушин, Михаил Алексеевич), 132-й сд (полковник Шкрылев, Тимофей Калинович), 280-й сд (полковник Голосов, Дмитрий Николаевич), 322-й сд (подполковник Перекальский, Степан Николаевич), 248-й курсантской стрелковой бригады (полковник Гусев, Иван Андреевич); 79-й тбр (подполковник Высоцкий, Фёдор Прокофьевич) 60-й армии Воронежского фронта. Последние бои в Курске закончились 9 февраля.
Так же памятна Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, Битва на Курской дуге, Операция «Цитадель» нем. Unternehmen Zitadelle) по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года. За время войны 245 курян стали Героями Советского Союза, 85 — полными кавалерами ордена Славы ВОВ.

Восстановление предприятий города началось уже в феврале 1944; тогда же возродилась и культурная жизнь города — 19 февраля открылся кинотеатр, 27 февраля — драматический театр. 6 октября 1949 года в состав города вошла территория завода «Аккумулятор», а уже в 1953 сюда был пущен трамвай. К 1950 городское хозяйство было полностью восстановлено.
Ещё 1930-х в городе появилось несколько крупных образовательных учреждений: в 1934 — педагогический институт (ныне Курский государственный университет), в 1935 — медицинский (ныне Курский государственный медицинский университет). Развитие системы образовательных учреждений продолжилось и в послевоенные годы: в 1956 начал работу сельскохозяйственный институт (ныне Курская государственная сельскохозяйственная академия), в 1964 — политехнический (ныне Юго-Западный государственный университет).
Курские радиолюбители с 1935 года могли принимать телевизионные передачи из Москвы. В 1960 году был образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Курском облисполкоме. Первая передача местного телевидения вышла в эфир 14 января 1961 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1980 года город Курск за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, награждён орденом Отечественной войны I степени.
Курск богат памятниками архитектуры XIX столетия. Наиболее значительные — особняк купца Хлопонина (середина XVIII века), Дом казначея (конец XVIII века), Сергиево-Казанский собор (1778), здание бывшего Дворянского собрания (конец XIX века), здание бывшей мужской гимназии, здание городской больницы № 1 («дом Денисьева», XVIII век). В городе — много музеев (Курский государственный областной краеведческий музей, Литературный музей, Музей Курской битвы, трамвая, автомобильного транспорта, истории локомотивного депо, противопожарного дела, Зоологический музей Курского Государственного Университета, областной музей археологии, Военно-исторический музей «Юные защитники родины» и др.), 3 выставочных зала, 8 библиотек, 3 театра, планетарий, 14 домов культуры, 9 кинотеатров, 33 храма, в 1990-х открыты духовные семинария и гимназия.
Архитектура современного города становится всё более разнообразной. Активно перестраиваются центральные улицы. В последние годы здесь были возведены здания торгового центра на перекрёстке с ул. Садовой, а также торгового центра «Пушкинский», внёсшие заметные изменения в облик города.
Доступный Интернет появился в городе в марте 2007 года, с появлением новых провайдеров. В настоящий момент аудитория интернет-пользователей в Курске стремительно развивается. Растёт число сетевых СМИ, освещающих жизнь курского региона, открываются крупные сетевые проекты.
Также появилось немалое количество кафе, магазинов и торговых центров, которые предоставляют возможность доступа в интернет посредством соединения WI-FI. Нужно отметить, что во многие учебные учреждения города Курска внедряются информационные технологии, учащихся обеспечивают бесплатным доступом к сети интернет для облегчения поиска информации.
На 2006 год в городе действовало 7 гостиниц, 7 стадионов, 2 спортивных клуба, спортивная школа, плавательный бассейн, ипподром, картодром, аквапарк. Имеется шахматный клуб.
В 2012 году Курск отметил своё 980-летие, в 2009 году впервые за последние 90 лет на месте своего обретения побывала Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрия русского рассеяния.
Современный Курск — крупный промышленный центр. В городе развита электротехническая промышленность, приборо- и станкостроение, производство машин и оборудования для аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, производство торгового оборудования, подшипников и аккумуляторов, производство химических волокон и резинотехнических изделий, мебели, производство лекарств, пищевая промышленность и др. Энергетические предприятия города — Курская ТЭЦ-1, Курская ТЭЦ-4 и Курская ТЭЦ СЗР.
Через Курск проходят две важные железнодорожные линии: Москва — Харьков и Воронеж — Киев. Воздушное сообщение осуществляется через аэропорт Восточный.
В Курске были основаны 2 крупные торговые сети, входящие в рейтинг РБК 500—500 крупнейших компаний России.
- Корпорация «ГРИНН», гипермаркеты «Линия»;
- «Европа» (Группа Компаний «Промресурс») .
Научно-исследовательские учреждения:
- Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт земледелия и защиты почв от эрозии, подведомственное Российской академии сельскохозяйственных наук;
- Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук;
- Научно-исследовательский институт археологии Юго-Востока Руси;
- Опытно-конструкторское бюро «Авиаавтоматика» ОАО «Прибор».

Высшее образование представляют:
- Курский государственный медицинский университет (КГМУ);
- Курский государственный университет (КГУ);
- Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова (КГСХА);
- Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ);
- Институт менеджмента, экономики и бизнеса (МЭБИК);
- Региональный финансово-экономический институт;
- Региональный открытый социальный институт
И другие
В Курске на данный момент 33 храма, в числе которых:
- Сергиево-Казанский собор;
- Храм Архангела Михаила;
- Храм Великомученика Пантелеимона;
- Храм Великомученика Георгия Победоносца;
- Храм Вознесения Господня;
- Храм Воскресения Христова;
- Храм Воскресенско-Ильинский (крестили Прохора Мошнина – Серафима Саровского);
- Храм Святых Кирилла и Мефодия;
- Храм святых Царственных страстотерпцев;
- Церковь Троицы Живоначальной;
- Храм Преподобного Серафима Саровского и Собора всех святых;
- Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
- Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
- Храм Всех Святых;
- Храм Успения Божией Матери и Великомученика Никиты;
- Церковь (крестильная) при Преображенском храме;
- Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм;
- Церковь Иконы Божией Матери Ахтырская;
- Церковь Илии Пророка;
- Церковь Иоанна Богослова;
- Церковь Лазаря Праведного;
- Церковь Николая Чудотворца;
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы;
- Знаменский мужской монастырь (Знаменский кафедральный собор, в который упирается главная улица Ленина);
- Троицкий женский монастырь;
Протестантские церкви:
- Церковь Евангельских Христиан-баптистов «Благодать»;
- Церковь Евангельских Христиан-баптистов «Новый завет»;
- Церковь Евангельских Христиан-баптистов «Любовь Христова»;
- Церковь Христиан Веры Евангельской «Эммануил»;
- Церковь Христиан Веры Евангельской «Ковчег»;
Католицизм:
- Католический храм Успения Пресвятой Богородицы;
Театры, филармонии:
- Курский государственный драматический театр им. А. С. Пушкина;
- Театр кукол;
- Театр юного зрителя Ровесник (ТЮЗ);
- Театр-школа "Образ";
- Курская государственная филармония;
- Курский государственный цирк;
- Курский государственный дом офицеров;

В городе Курске много музеев, из них:
- Областной музей археологии;
- Курский соловей;
- Курский государственный областной краеведческий музей;
- Музей Автомобильного Транспорта;
- Музей Курской битвы;
- Музей трамвая;
- Военно-исторический музей «Юные защитники родины»;
- Зоологический музей Курского Государственного Университета;
- Литературный музей;
- Истории локомотивного депо;
- Противопожарного дела;
- Планетарий;
- Музей Ф. А. Семёнова и А. Г. Уфимцева;
В Курске на данный момент 3 выставочных зала:
- Картинная галерея знаменитого уроженца Курска А. А. Дейнеки;
- Выставочный зал Художественного фонда;
- Галерея современного искусства;

Коммерческое кино представлено кинотеатрами:
- Кинотеатр «Мир»;
- Кинотеатр «Юность»;
- Кинотеатр «Родина";
- Киноплекс «Люксор D-BOX.3D»;
- Киноплекс «Гринн Фильм»;
- Кинотеатр «Спутник»;
- Кинотеатр «7D»;
- Кинотеатр под открытым небом «Avtokino 46region»;
Некоммерческое — муниципальными кинотеатрами:
- Кинотеатр «Восток»;
- Кинотеатр «Сказка»;
- Кинотеатр «Ассоль»;

Памятники и скульптуры:
- Триумфальная арка (Курск) (2000 год);
- памятник-бюст дважды Герою Советского Союза Боровых А. Е. в саду имени 1-го Мая (18 сентября 1948 года; скульптор Ефимов-Трофимов В. К.);
- В. И. Ленину на Красной площади (5 ноября 1956 год; скульптор Манизер М. Г.; архитектор Великанов А. П.);
- памятник-бюст Зеленко Е. И. (23 сентября 1988 года; скульптор Криволапов Н. П.; архитектор Михайлов В. Н.);
- памятник-бюст Дейнеке А. А. (1999 год; скульптор Криволапов Н. П.);
- маршалу Г. К. Жукову;
- Александру Невскому в саду 1-го Мая (2000 год; скульптор Клыков В. М.);
- А. С. Пушкину на Театральной площади (2000 год; скульптор Криволапов Н., Минин И., Бартенев В.);
- Военным медикам у главного корпуса Курского государственного медицинского университета (17 июня 2005 года художник Заутренников М.; скульптор Криволапов Н., Минин И.);
- маршалу К. К. Рокоссовскому на площади Рокоссовского (23 августа 2005 год; скульптор Клыков В. М.);
- Памятник подводникам АПРК «Курск», на Аллее подводников, (изготовлен из фрагментов корпуса подлодки);
- композитору Г. В. Свиридову на углу улиц Ленина и Золотой (23 сентября 2005 года; скульптор Минин И., Криволапов Н.);
- писателю Е. И. Носову на углу улиц Блинова и Челюскинцев (октябрь 2005 года; скульптор Бартенев В. И.; Михайлов В. Н., Цуканов М. Е.);
- скульптору В. М. Клыкову на проспекте Клыкова (3 ноября 2007 год; скульптор Клыков А. В.); в сквере у новых домов
- писателю К. Д. Воробьёву на углу улиц Перекальского и Блинова (октябрь 2009 года; скульптор Бартенев В. И.; архитектор Цуканов М. Е.)  («Убиты под Москвой», «Это мы, господи»);
- В. И. Ленину в Парке Пионеров (25 июля 2009 года; ранее стояла у посольства СССР в Берлине);
- Ф. Э. Дзержинскому (1952 год);
- бюст Виктора Гридина. Установлен 28 февраля 2013 года у здания Курской государственной филармонии;
- памятник-бюст К. Маркса на ул. К.Маркса (ранее стоял на углу улиц Ленина и Челюскинцев);
- Памятник Курской антоновке, на ул. Ленина (19 августа 2008 год, скульптор Клыков В. М.);
- Памятник курскому соловью; скульптор Юрий Киреев;
- Стела «Город воинской славы» (Курск) (22 апреля 2010 года — Мемориальный комплекс «Курская дуга»;
- Памятный знак старинному пожарному гидранту на ул. Ольшанского, (16 мая 2011 года);
- Памятник Белому гусю — персонажу одноимённого рассказа Е. Носова. Расположен на ул. К. Либкнехта перед детской библиотекой; скльптор Юрий Киреев
- Памятник «Свидание», на пл. Перекальского (перед рестораном «Жар-пицца»);
- Памятник великим русским клоунам — Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину — на Цирковой площади;
- Скульптурные композиции перед и в ТЦ «Манеж»;
- Памятник героям-железнодорожникам в сквере у ДК ЖД;
- Памятник героям-лётчикам;
- Бюст Дмитрию Менделееву на проспекте Ленинского Комсомола;
- Бюст последнему российскому императору — Николаю II. Расположен перед церковью Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — на том месте, где император в 1902 году командовал парадом;
- Памятник «Спутник» в сквере на пересечении ул. Радищева и Дзержинского;
- Памятник-композиция иконе Божией Матери «Знамение» Курская Коренная на ул. Сонина;
- Памятник работникам прокуратуры, принимавшим участие в Великой Отечественной войне;
- Скульптура жеребёнка у Курской Биофабрики;
- Бюст Гиппократа во дворе КГМУ;
- «Скамейка влюблённых» около ЗАГСа;
- Скульптуры в «Детском парке»;
- Скульптуры перед ТЦ «Пушкинский»;
- Скульптура «Пеликан» перед ЖД вокзалом.

Несмотря на то, что Курск был целью нашей поездки, мы его практически не видели. В этот день было запланировано: осмотр (тоже кое-как) Орла, потом путь до Курска, Курск, обратно до мотеля в Орле. На Курск оставалось часа четыре. Изначально мы как-то зациклились на главной цели – поиске дома, где жили предки супруги, и решили, что в Курске смотреть больше нечего. А зря. По-хорошему, надо было заказать гостиницу и ночевать в Курске. Но, как говорится, как вышло – так вышло. Поэтому я дополню наши впечатления сведениями из Интернета, причём, сегодняшнего. За те 14 лет, что прошли со времени нашей поездки, в Курске много чего добавилось интересного.
Но первым делом мы, конечно, стали искать дом предков. По сведениям родственников, увы умерших, на главной улице это был дом 56. Сейчас на этом месте стадион и палатки. Напротив – дом 55. Курское епархиальное управление и учительская семинария. Это уже ближе к теме. По семейной легенде напротив дома 56 стояла обсерватория. Правда, не известно, когда? До революции или после? Предки жили в доме при гимназии и были учителями. До революции улица называлась Московской. Видимо, дом 56 был уже на улице Ленина, а не на Московской. Так что мы сняли на видео палатки перед стадионом и закончили поиски.
Но улицу Ленина мы проехали от начала до конца. Поэтому дальше я расскажу о Курске, который видели и не видели в 2003 году и о том, что появилось после, а также о курянах, прославивших город.

Начинаем со Знаменского кафедрального собора. Вид на него со стороны Красной площади – это визитная карточка Курска, главное, что видит приехавший в центр Курска.
К 1615 году на месте современного собора была возведена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. В 1615 году царь Михаил Фёдорович Романов повелел возвратить в Курск чудотворную икону Божией Матери «Знамение». В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного заложили каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение». Когда в начале 19 века на прихожан начала сыпаться штукатурка, было решено построить новый. В 1815 году обветшавший Знаменский собор был разобран. Новый собор был заложен 4 (16) июня 1816 года как памятник победы в Отечествен¬ной войне 1812 года. Строительство большого Знаменского собора началось в 1816 году и продолжалось 10 лет.
Ночью 8 (21) марта 1898 года в 1 час 50 минут в Знаменском соборе прогремел оглушительный взрыв. Разрушения были большими, но пострадавших не было, поскольку взрыв произошёл в 2 часа ночи. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском соборе учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев, 20 лет, и Леонид Кишкин, 21 года, вольнонаёмный писец Василий Каменев, 22 лет, и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин, 21 года. Из показаний задержанных следовало, что взрыв был произведён по предложению Уфимцева с целью тем самым поколебать веру в чтимую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию. Сама икона не пострадала. Также не была поколеблена вера в её чудотворность. Уфимцев и товарищи были высланы в отдалённые области Российской Империи. Интересно, что в Курске есть музей Ф.А.Семёнова и А.Г.Уфимцева. Семёнов – это астроном-любитель, живший в 19-м веке.  А про Уфимцева в Википедии есть статья, где он называется «русский изобретатель-самоучка». Оказывается, Уфимцев – внук Семёнова. Поэтому есть такой музей изобретателей-самоучек. Расположен недалеко от улицы Ленина.
В апреле 1918 года из собора была похищена почитаемая чудотворной икона «Знамение». Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), не привели к каким-либо результатам. Икона была случайно обнаружена в старом Феодосиевском колодце 3 (16) мая 1918 года двумя девочками, которые стирали в ручейке у колодца бельё. Однако, в ноябре 1919 года Курская Коренная икона «Знамение» вместе с отступающими частями Добровольческой армии Вооружённых сил Юга России покинула Курск, а в 1920 году и пределы России.
В 1932 году Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме звуковой кинотеатр. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный портик и снята ограда. Центральный купол собора удалось спасти только благодаря энергичному вмешательству центральной и местной прессы. Новый кинотеатр, после приспособления здания собора под его нужды по проекту курского инженера Дорохина, открылся 23 сентября 1937 года демонстрацией фильма «Пётр Первый» и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины Октябрьской революции).
В годы Великой Отечественной войны оборудование кинотеатра во время немецкой оккупации было разграблено, а само здание, подожжённое немцами при отступлении в феврале 1943 года, сильно пострадало: выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола, обрушение перекрытий. Вся внутренняя отделка и росписи были утрачены. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года помещение передано создаваемому заводу по производству низковольтной аппаратуры Наркомэлектропрома (сейчас — «Курский электроаппаратный завод»), значительная часть оборудования для которого была вывезена из побеждённой Германии. Новыми хозяевами в центральной части бывшего собора был устроен склад оборудования, в трапезной размещён штамповочный цех, в южной части помещения — цех пластмасс, на цокольном этаже — заготовительный и сборочный участки, в подвале — кузница и литейный участок. Однако в 1948 году завод отказался от здания, после чего оно было передано Управлению по делам кинофикации, вновь для устройства в нём кинотеатра. 11 августа 1956 года реконструированный кинотеатр «Октябрь» был открыт. В первые годы после открытия восстановленный кинотеатр ежедневно посещало около 9000 зрителей.
В 1992 году здание бывшего Знаменского собора возвращено Русской Православной Церкви. В 1993 году в Знаменский собор был передан точный список с оригинала Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», написанный в 1902 году иноками Знаменского монастыря и освящённый на почитаемом чудотворным подлиннике. Это, видимо, после взрыва Уфимцева служители озаботились судьбой иконы и решили сделать резервный вариант. Наиболее интенсивная реконструкция храма по проекту архитектора В. П. Семенихина началась летом 1999 года. 16 ноября 2000 года митрополит Курский и Рыльский Юве¬нବ¬лий освя¬тил главный престол Знаменского кафедрального собора.
Но после этого в Знаменском соборе не наступила тишь да гладь. В ночь с 30 апреля на 1 мая 2006 года из Знаменского собора была похищена его главная святыня — икона Божией Матери «Знамение». Вместе с ней из кафедрального собора исчезли ещё четыре образа. Похитителем оказался сбежавший из исправительно-трудовой колонии уроженец Грузии Жирайры Ирицян, который для совершения кражи устроился по поддельному паспорту на хозяйственные работы в Знаменский собор. Вечером накануне ограбления он выкрал ключи от храма у церковного электрика, затем, проникнув в собор, вырезал стёкла киотов стеклорезом и извлёк иконы. Пропавший образ 11 июня 2006 года сотрудники милиции отыскали в Москве в одном из арбатских ломбардов. 21 июня 2006 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев передал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II похищенную икону Божией Матери «Знамение», и уже поздно вечером того же дня она была возвращена в Знаменский собор.
На данный момент это все приключения Знаменского собора и иконы «Знамение».
Что касается внутреннего убранства собора, то оно, конечно, великолепно. В настоящее время внутренний облик собора восстановлен в максимальном соответствии дореволюционному: по старым образцам, оставшимся от бывшей лепки на фризе, и историческим фотоснимкам архитектором В. П. Семенихиным воссоздана вся лепнина украшений храма, восстановлены шестнадцать внутренних полуколонн. В восточной части основного объёма собора вновь устроены приделы и сени, которые облицованы гранитом, а в северной и южной частях расположены хоры.
Интерьер собора оформлен коллективом художников Российской академии художеств из Санкт-Петербурга, возглавляемым академиком живописи А. К. Быстровым. Этот коллектив ранее занимался росписью храма Христа Спасителя в Москве. Иконостас имеет высокий металлический остов, на котором закреплены иконы, выполненные петербургскими художниками. В алтарной части собора находится витражная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная, а также четыре ярких витража, размещённые в высоких алтарных окнах и изображающие святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Эти витражи были изготовлены петербургскими художниками В. В. Перхуном, П. М. Якипчуком и А. Ю. Синицей. В пространстве между окнами расположены изображения апостолов: настенная роспись выполнена Ю. А. Синицей, В. В. Перхуном, А. С. Кривоносом, А. А. Погосяном. В барабане купола находятся изображения восьми ветхозаветных пророков: Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осии и Илия, которые были созданы заслуженным художником Российской Федерации А. А. Живаевым. Под самым куполом собора изображена восседающая на престоле Пресвятая Богородица, окружённая ангелами, а также образы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и тридцати шести святых, в Земле Российской просиявших. Под куполом установлено грандиозное позолоченное паникадило, весом 2,5 тонны, шириной 3,5 метра и высотой 6,5 метра, тонкого литья и кузнечной работы, имеющее двенадцать ярусов свечей, изготовленное в мастерских производственного предприятия Московской Патриархии «Софрино».
Жаль, конечно, что мы в 2003 году не заходили внутрь. И главная икона была на месте… Кстати, оригинал иконы с 1957 года пребывает в посвящённом ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке, но с 2009 года ежегодно на непродолжительное время привозится в Россию для поклонения в стенах Знаменского собора города Курска в дни летнего или осеннего крестного хода.
За Знаменским собором находятся бывшие архиерейские палаты, где размещается Курский областной краеведческий музей. Судя по описанию в Интернете, ничего выдающегося в нём нет. Если бы мы ночевали в Курске, то, возможно, зашли.
На территории монастыря находится Воскресенская церковь. В настоящий момент она восстановлена только снаружи. А в 2003 году только была передана церкви от завода «Электроаппарат».
Здесь же расположено здание цирка, а перед ним памятник выдающимся клоунам Никулину и Шуйдину, установлен в 2011году (скульптор Минин).
Другие здания бывшего Знаменского Богородицкого мужского монастыря занимает завод «Электроаппарат». В частности, очень интересное снаружи здание бывшей мужской гимназии, построенное по проекту брата художника Карла Брюлова Александра.
Поскольку территория Знаменского монастыря четко не обозначена, непонятно, было ли здание Дворянского собрания внутри или снаружи? Здание шикарное в стиле эклектики. Построено в 1877 году и имело множество хозяев. Сейчас здесь дом офицеров, но собираются отдать филармонии.
Больше за Знаменским собором ничего примечательного нет. Выходим на главную улицу.
Справа, перед парком 1 мая стоит памятник Александру Невскому. Какое отношение имеет Невский к Курску непонятно? Одна из версий: он имеет то же «отношение», что и Пушкин. И если в 2000 году ставят памятник Пушкину (скульптор Бартенев) перед драмтеатром, то почему бы не поставить одновременно памятник Невскому, благо скульптор Клыков – курянин.
Красная площадь. Справа памятник Ленину (1956) и Дом Советов (1947). При советской власти здесь были обком партии, облисполком, облсовет, облкомитет комсомола. Сейчас это администрация Курска и области.
В 2003 году мы не обратили внимание на живописные фонарные столбы на Красной площади и далее на улице Ленина. Видимо, тогда их ещё не было – были обычные. Да, судя по нашим съёмкам, так и было.
Также не бросилось в глаза, что улица Ленина делится посередине на две половины – проезжую и пешеходную. Возможно, это разделение произошло за прошедшие 14 лет. Ан, нет. Съёмка показала, что это разделение было и в 2003 году. Правда, это разделение не на всю улицу Ленина, а только до ЦУМа.
Дальше по улице стоят солидные дома – УВД (1945–1948), построенное на коробке дореволюционной Второй женской гимназии (1900), Дом книги, ЦУМ.
И ещё интересное отражение в стеклянной стене Курспромбанка (2003 год, и сейчас там же) Воскресенско-Ильинской церкви (1768). Это церковь, в которой крестили сына именитого курского купца Прохора Мошнина – будущего преподобного Серафима Саровского. Роспись храма выполнена на рубеже 19-20 веков по эскизам Аполинария Васнецова. По фотографиям, действительно, стиль Васнецова. Работает после передачи церкви с 1995 года.
Здесь же установлен памятник Антоновке (скульптор Клыков). У Бунина есть хороший, добрый рассказ «Антоновские яблоки», написанный в 1900 году по воспоминаниям юности. Правда, Бунин был родом из орловской губернии, Выселки, но это рядом – по дороге в Курск. Если интересно, то можно почитать мой рассказ о Бунине: http://www.proza.ru/2017/10/29/390.
Следующая достопримечательность - Курский государственный драматический театр им. А. С. Пушкина и памятник нашему великому поэту. Курский драмтеатр был основан в 1792 году стараниями просвещенного и делового генерал-губернатора А.А. Беклешева на иждивение курского дворянства. В 1805 году состоялся дебют на Курской сцене талантливого крепостного Михаила Щепкина, ставшего впоследствии великим русским артистом, способствовавшим своим мастерством утверждению сценического реализма. В Курском театре начинали свою сценическую деятельность известные актеры: Николай Хрисанфович Рыбаков и Любовь Ивановна Млотковская. На его подмостках выступали такие корифеи русского театра, как П.Н. Орленев, В.Ф. Комиссаржевская, К.А. Варламов, В.И. Качалов, А.А. Яблочкина и другие. С 1976 по 1981 год главным режиссером театра был В.В. Бортко, поставивший такие спектакли, как «Полк идет» М. Шолохова, «Фаворит» Д. Йеша, «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. Де Филиппо, «Утиная охота» А. Вампилова, получившие высокую оценку прессы и заслужившие признание зрителей. С 1982 года в театре начинается новая эпоха - эпоха ученика выдающегося педагога, народный артистки РСФСР М.О. Кнебель - Юрия Валерьевича Бурэ, ныне народного артиста РФ, кавалера ордена Почета, лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, лауреата премии МВД РСФСР, действительного члена Академии Гуманитарных Наук, который возглавляет Курский театр по сегодняшний день.
Памятник Пушкину (скульпторы Николай Криволапов, Игорь Минин и Владимир Бартенев) у драмтеатра был установлен в честь 200-летия со дня рождения поэта. Место выбрано не случайно – театр с 1937 года носит имя Пушкина.
Неподалёку от Пушкинской площади находится гостиница «Курск». Вот здесь надо было заказать номер и переночевать, чтобы получше осмотреть Курск. В сквере перед гостиницей расположен памятник композитору Георгию Свиридову – уроженцу Курской области. О Свиридове будет отдельный рассказ.
А дальше ничего интересного по улице Ленина нет, если не считать дом 55, о котором я писал выше в процессе поисков дома предков жены.
Однако, кроме улицы Ленина в Курске есть и другие улицы, а на них тоже кое-что интересное.
Мы не смогли посмотреть эти достопримечательности, поскольку в 2003 году их ещё не было в натуре.
Сначала о своеобразных памятниках.
- Памятник соловью установили перед мегакомплексом ГРИНН в 2016 году в сентябре (скульптор Юрий Киреев) на выезде из Курска за мемориалом, посвящённом Курской битве. Скульптура представляет собой поющую бронзовую птицу, расположенную на полукруглом лавровом венце, в основании памятника надпись – "Курский соловей". Птица по праву считается живым символом края. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клекот, посвист и множество других вариаций. Поют только самцы, так они привлекают будущую супругу. Курского соловья часто упоминают в песнях, стихах и прозе. Например, Иван Тургенев писал: "Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается "кукушкин перелет".
- Памятник жеребёнку (скульптор Клыков) перед курской биофабрикой (это если ехать от центра Курска по улице Ленина, то в конце надо свернуть налево и проехать два квартала, ул. Разина,5). Неизвестно когда установлен памятник, но до 2006 года – года смерти скульптора. Он стал собирательным образом всех животных, органы которых используются врачами для изготовления медикаментов. Грустно думать о том, что жизнерадостные жеребята с короткими пушистыми хвостами как тот, что стоит возле биофабрики, так никогда и не станут взрослыми конями. Их солнце закатится слишком рано, чтобы сохранить солнце в жизни многих людей. Это как памятник собаке Павлова.
- Памятник белому гусю перед детской библиотекой (2012, скульптор Юрий Киреев). Посвящён одноименному рассказу курского писателя Евгения Носова, где гусь ценой собственной жизни спасает маленьких гусят. Рассказ опубликован в 1964 году. Стадо гусей с маленькими, жёлтыми гусятами находилось рядом с рекой. Вдруг началась очень сильная гроза. Посыпался огромный град. Все гуси разбежались и все гусята погибли. Кроме тех, кого большой белый гусь накрыл своими громадными крыльями. Но сам гусь при этом погиб.  Очень добрый, грустный рассказ. Библиотека и памятник находятся на улице Карла Либкнехта, 4. Это если стать спиной к Знаменскому собору, то налево по улице Дзержинского вниз, четвёртая улица направо.
- Памятник писателю Евгению Носову (скульптор Бартенев).  Евгений Носов родился 15 января в селе Толмачево под Курском. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, где работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске. Памятник установлен в 2005 году рядом с домом, где жил писатель на улице Блинова, 3. Это недалеко от середины улицы Ленина направо по улице Челюскинцев до перекрёстка с улицей Блинова. О Носове будет отдельный рассказ.
- О памятнике Никулину и Шуйдину, установленном в 2011году перед цирком (скульптор Минин), я уже писал.
- Памятник подлодке Курск был установлен в 2003 год (скульпторы Криволапов, Минин) на площади героев Курской битвы. Это если выезжать из Курска по улице Карла Маркса (сейчас проспект Победы) на полпути от улицы Ленина до мемориала с триумфальной аркой. Памятник вошёл в Мемориал памяти павших в годы Великой Отечественной войны, созданный в 1984 году на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие смертью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в Курских военных госпиталях.
- Памятник скульптору Вячеславу Клыкову (скульптор Андрей Клыков – сын) был открыт в 2007 году через год после его смерти в Северо-западном микрорайоне Курска, на проспекте, носящем его имя. О Клыкове будет отдельный рассказ.
- Памятник писателю Константину Воробьеву (скульптор Бартенев) был установлен в 2009 год в сквере у филармонии на улице Перекальского, 1. Это в конце улицы Ленина надо повернуть направо от развилки. О Воробьёве будет отдельный рассказ.
- В 2009 году в Курске был открыт литературный музей на улице Садовой, дом 21. Это во второй половине улицы Ленина налево. Перескажу о нём подробнее по сведениям его сайта в Интернете.
«16 ноября 2009 года в историческом центре города Курска на улице Садовой, дом 21 был открыт Литературный музей - филиал Курского областного краеведческого музея. С этого дня в соловьином крае коренной России начала писаться своя литературная памятная книга курян. Музей разместился в отреставрированном двухэтажном здании, в начале прошлого века принадлежавшем купчихе Софье Давыдовой. В советское время это был жилой дом, на первом этаже которого работал небольшой продуктовый магазин.
Музей стал благом и радостью для жителей города и его гостей: он открывает посетителям что-то новое, важное в судьбе земляков, сумевших оставить на земле свой собственный след, благодаря не только природному таланту, но и мужеству, стойкости, честности, упорному труду, безграничной любви и верности своему краю.
Экспозиция Литературного музея размещена на втором этаже в восьми залах. Её содержание показывает, что куряне оставили заметный след в истории отечественной литературы.
Зал первый. Открывается экспозиция рассказом о курянине-просветителе Феодосии Печерском, основателе русского монашества, строгом подвижнике благочестия, в «Житие» которого, написанном Нестором, впервые упоминается Курск; о величайшем литературном памятнике XII века - «Слово о полку Игореве», в котором неизвестный автор славит опытных и отважных курских воинов, «с конца копья вскормленных»;  о жизни и творчестве первого известного писателя, вышедшего из возрождённого Курска - Сильвестре Медведеве(1641–1689), вошедшем в историю русской литературы как продолжатель виршевой традиции, начатой Симеоном Полоцким, и как создатель библиографического труда «Оглавление книг: кто их сложил»; о составителе «Букваря» ; «Малой грамматики» и других учебников – Карионе Истомине.
Второй зал посвящён литературе XVIII века. Посетители узнают: о прославленном авторе поэмы «Душенька» Ипполите Фёдоровиче Богдановиче, который с 1795 года жил в Курске; о Михаиле Щепкине, который в своих «Записках актёра Щепкина» правдиво запечатлел картины крепостного быта и нравов, установившихся на Курской земле; о знаменитом курском путешественнике Григории Ивановиче Шелихове, написавшем книгу «Странствия российского купца Григория Шелихова в 1763 году из восточного океана к американским берегам», награждённом императрицей Екатериной II «Золотой медалью» и «Серебряной шпагой» за заслуги перед Отечеством; об Иване Голикове, перу которого принадлежит 12 томов сочинения «Деяния Петра» и 18 томов «Дополнений к деяниям Петра» - первый свод исторических фактов и попытка их систематизации.
В третьем зале представлено творчество семьи Полевых, выходцев из купеческого сословия, которые внесли значительный вклад в развитие литературы: Николаем Полевым (романист, драматург, переводчик, журналист, критик) был основан журнал «Московский телеграф», по образу которого были созданы «Отечественные записки» Краевского и «Современник» Н.А. Некрасова; Екатериной Авдеевой (Полевой) издавались русские народные сказки, книги по домоводству и этнографии. Также здесь представлен материал о поэте-декабристе В.Ф. Раевском – участнике Отечественной войны 1812 года. После Бородинского сражения был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость», в 1822 году был арестован (за что получил прозвище «первый декабрист») и более пяти лет провёл в одиночном тюремном заключении. По решению военного суда был сослан в Сибирь. Стихи начал писать во время войны; при жизни было опубликовано лишь несколько стихотворений. Представлен материал и о Марии Марич - авторе романа о декабристах «Северное сияние».
Экспозиция четвёртого зала посвящена поэту XIX века А.А. Фету (1820-1892), поэтическая судьба которого с 1876 года связана с имением Воробьёвка Щигровского уезда Курской губернии (ныне Золотухинский район Курской области), ставшим своеобразным культурным центром России. Именно в Воробьёвке поэт испытал наибольший подъём в своём творчестве, здесь им были написаны «Вечерние огни». Да какие «огни»! Мощь огня и света которых давно покорила многих читателей. Воробьёвка связана не только с именем А.А.Фета, но и с другими замечательными именами нашей Родины. В гостях у своего близкого друга неоднократно бывал Л.Н.Толстой. Сюда приезжал Я.П.Полонский и Н.Н.Страхов, а в августе 1891 года гостем Афанасия Фета был П.И.Чайковский, почитавший хозяина, как самого музыкального поэта. О Фете я написал рассказ «Орёл. Афанасий Фет» http://www.proza.ru/2017/10/26/492. Также этот зал рассказывает о жизни и творчестве поэта Валериана Валериановича Бородаевского, одного из малоизвестных представителей «Серебряного века» русской поэзии. Тема природы – одна из основных в творчестве Бородаевского. Его творчество, оригинальное и своеобразное, выходило за рамки реалий жизни. Я не смог прочитать его сборник «Посох в цвету» - как-то мрачно, о могилах и прочем.
Пятый зал рассказывает о зачинателе советской поэзии Н.Н.Асееве, который пронёс через всю свою жизнь любовь к родным местам, гордость за наш героический Курский край; о раннем творчестве Ю.Германа, авторе известной трилогии: «Дорогой мой человек» , «Дело, которому ты служишь», «Я отвечаю за всё». К творчеству писателя постоянно приковано внимание думающего, умеющего размышлять читателя. Это объясняется неустаревающей значимостью его произведений, на страницах которых неоднократно упоминается Курск; о зачинателе советской литературы черноземья М.Горбовцеве, создателе произведений о Курской земле разных времён, авторе одного из самых значительных произведений для детей - повести «Мишкино детство»; о А.П. Гайдаре, книги которого выходили 1262 раза на 101 языке народов мира; об Александре Кривицком (прозаик, публицист), который всю войну прошёл корреспондентом газеты «Красная звезда» и первым написал о двадцати восьми героях-панфиловцах, присутствовал на подписании «Акта о капитуляции Германии»; о Валентине Овечкине, с именем которого неразрывно связана литературная жизнь послевоенного Курска, авторе очерков о колхозной жизни «Районные будни», повести «С фронтовым приветом», овеянной поэзией мечты людей, преданных своей родине, о её благе и процветании.
Шестой зал полностью посвящён писателю-фронтовику К.Д. Воробьёву, уроженцу села Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Его имя стало в литературе символом чести. К.Воробьёв - свидетель и участник событий 30-х годов, фронтовик, военнопленный, командир партизанской группы, он фактически писал о том, что сам непосредственно пережил, сделал, испытал. В литературу вошёл с книгами о войне, её начальном периоде, самом тяжёлом для нашей страны. Автор произведений о трагических страницах Великой Отечественной войны: повести «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!..», «Крик», рассказы: «Седой тополь», «Подснежник», «Гуси-лебеди», в которых речь идёт не об ужасах войны, а о преодолении в ходе самых тяжёлых испытаний человеческой слабости , обретении веры и стойкости, мужества, о любви к жизни, об отвращении природы человека ко злу, к убийству, к войне. Доброе имя писателя вечно будет жить на Курской земле: открыт памятник К.Воробьёву, издано пятитомное собрание сочинений писателя. Всё это дань глубокого уважения курян самобытному писателю, благодарность за его литературное наследие, за ревностное служение России и нашей земле, которую он так любил. Прах писателя перевезён из Вильнюса и был перезахоронен на Курской земле на Мемориале Воинской славы.
Седьмой зал посвящён писателю – гордости нашего края - Евгению Ивановичу Носову. Участник войны в литературу вошёл как автор повестей, рассказов «За долами, за лесами», «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «Яблочный спас» и др., за которые был удостоен различных литературных премий. Он - Герой социалистического труда, Лауреат государственной премии РСФСР, награждён многими орденами и медалями. Главной темой его творчества является тема деревни – жизнь простого человека, его отношение к земле, к природе. Е.И. Носов много писал о войне. Основное внимание уделял состоянию человека на войне, заставлял хранить память о людях, которые сражались на фронте, трудились в тылу, приближая День Победы. Евгений Иванович был мастером на все руки: он писал пейзажи родной Курщины, великолепно фотографировал, вырезал игрушки из природных материалов.
Восьмой зал рассказывает о современной литературной жизни Курского края, об организации в 1958 году, по инициативе талантливого писателя-публициста, нашего земляка Валентина Овечкина, Курского отделения Союза писателей СССР, в которое, кроме курян, входили литераторы Белгородской, Брянской, Орловской, Тамбовской и Тульской областей. В начале 1960-х годов Курская писательская организация выделилась в самостоятельную. Ответственными секретарями Курского отделения СП были М.М.Колосов, затем М.М.Обухов, В.В.Тычинин, А.А.Харитоновский, Р.М.Малинин, М.Г.Сальников, В.П.Детков. С 2009 года писательскую организацию возглавляет Н.И.Гребнев.
В Литературном музее представлено 120 имён писателей-курян. Страницы произведений курских писателей и поэтов позволяют нам услышать их голоса и навсегда делают каждого из авторов, как бы давно он ни жил, нашим современником. Музей был необходим, и в этом сейчас никто не сомневается. Он стал серьёзным культурным центром города и области. Здесь экспонируется всё, связанное с курскими писателями и поэтами. И эта сторона деятельности музея становится всё более популярной. Сбор материалов продолжается. Открыты новые имена: Хизёв П.А., Потапенко П.А., Павлов Ю.А., Пушечников Т.В., Пузанов А.С. и другие. Собраны редкие книги. С целью приобщения молодёжи к великому и прекрасному, формирования уважительного отношения к культурному наследию своей малой Родины Литературный музей много внимания уделяет просветительной работе. В расположенных на первом этаже актовом и выставочном залах проводятся литературные салоны, творческие встречи, викторины, научно-практические литературные конференции, выставки картин Курских художников, для детей младшего школьного возраста используется новая форма работы - музейные уроки, которые развивают интерес к чтению, творчеству курских писателей и поэтов, учат мыслить, рассуждать, прививают навыки сознательных наблюдений, развивают речь, проводятся семинары для учителей школ. На базе Литературного музея создано детское литературное объединение «Живое слово». Все мероприятия проводятся с использованием мультимедийной аппаратуры.
Выпускается литературный альманах «Мир Литературного музея».»

В заключение нашего визита в Курск, на выезде из города мы осмотрели мемориал, посвященный Курской битве - величайшему сражению в истории человечества. Он состоит из шестисотметрового зелёного бульвара, расположенного в северной части проспекта Победы между двумя автомагистралями, с высоким трёхъярусным храмом - колокольней святого Георгия Победоносца, триумфальной аркой, увенчанной конной фигурой святого покровителя воинства, бронзового памятника полководцу Г. К. Жукову и гранитного надгробия «Неизвестному солдату Курской земли» на братской могиле. В 2010 году была установлена стела «Город воинской славы». 
 Сооружение Мемориального комплекса «Курская дуга» началось в 1996 году. Авторы проекта - архитекторы В. Н. Михайлов (г. Курск), П. П. Пахомов, А. Ю. Лебедев и др. (г. Москва). Комплекс расположен у северного въезда в Курск на аллее длинной более километра. Инициатором строительства мемориала был Губернатор Курской области, Герой Советского Союза А.В. Руцкой.
До этого были многочисленные проекты увековечения этого подвига советского народа. В начале 50-х при реконструкции бывшего Знаменского собора под кинотеатр «Октябрь» было предложено использовать подкупольный барабан для устройства в нём панорамы битвы на Курской дуге. Позже предполагалось в сквере у драматического театра (ныне здание филармонии) зажечь Вечный огонь.
В конце 50-х годов прошлого века стал вынашивать замысел увековечить подвиг советских людей на Курской дуге выдающийся скульптор Евгений Викторович Вучетич, создатель монументальных памятников-ансамблей в Берлине и Волгограде. Скульптор почти пятнадцать лет работал над памятником героям битвы на Огненной дуге, где каждая деталь стала плодом философских раздумий, размышлений участника Великой Отечественной войны над свершившейся битвой.
В 1973 году прошёл конкурс, на котором победил проект Вучетича. Были утверждены рабочие модели его памятника. Строительство монумента вблизи сельскохозяйственного института началось в 1975 году. Уже были забиты около двух тысяч мощных бетонных свай под опорную площадку, но ранняя смерть Е. В. Вучетича лишила его творческий коллектив главного вдохновителя философского памятника. Эта группа не смогла устранить в ходе строительства ряд недочётов проекта, и Министерство культуры СССР поручило разработку нового проекта коллективу московских скульпторов, архитекторов и художников под руководством народного художника СССР П. И. Бондаренко.
Проект представлял собой вводную площадь, рядом с которой планировали установить гранитную восемнадцатиметровую скульптуру «Родина-мать». На этой площадке размещалось девять бюстов военачальников. От неё отходила длинная аллея, ведущая к главной части мемориала, представляющего собой два трёхступенчатых пилона, увенчанных звездой. Пилоны, наклонённые к земле, представляли собой некую триумфальную арку. Под ней размещалась центральная скульптура монумента «Бессмертие подвига», изображающего погибающего на взрывной волне от вражеского снаряда советского воина. Сам монумент предполагалось соорудить на восьмиметровой дугообразной площадке, символизирующей оборону советских войск.
С 1987 года вновь возобновились строительные работы на площадке мемориала Курской битвы, были дополнительно забиты бетонные сваи. Стали возводить дугообразный подиум монумента, взметнулись ввысь металлические леса... Но лихие годы перестройки сделали своё дело. Денег не хватало, и Курский облисполком издал распоряжение о временной консервации монумента с разборкой металлических конструкций. Удивительно, как быстро они были разобраны и отправлены в металлолом. Стало понятно, что при колоссальном обнищании страны идея возведения дорогостоящего монумента бесперспективна.
Однако принимавший участие в проектировании для мемориала Курской битвы здания сферорамы курский архитектор Марк Львович Теплицкий предложил построить музей-сферораму «Курская битва» по случаю празднования 50-летия Победы на Курской дуге. В канун празднования юбилейной даты Правительство Российской Федерации приняло решение о строительстве в Курске комплекса из музеев «Курская битва» и краеведческого. Было решено разместить его на улице Ленина вблизи драматического театра имени А. С. Пушкина, на месте, где ранее предполагалось выстроить здание картинной галереи.
Строительство объединённого здания двух музеев должно было завершить с южной стороны Театральной площади создание общественного культурного центра города, куда ранее вошли возведённые в 70-80-х годах прошлого века гостиница «Курск», драматический театр, Дом знаний, спортивный корпус общества «Динамо». Проектирование здания комплекса было поручено персональной творческой мастерской заслуженного архитектора РСФСР М. Л. Теплицкого.
Будущее здание музейного комплекса виделось Г-образной формы и имело два главных фасада. Первый, принадлежавший музею-сферораме «Курская битва», должен был протянуться по улице Ленина, а фасад областного краеведческого музея, украшенный пятью рельефами, глядеть на север, выходя на Театральную площадь и формируя её.
При решении технико-экономического обоснования строительства музея-сферорамы «Курская битва» были приняты параметры спроектированного ранее такого же музея при возведении Монумента в честь разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге в районе сельскохозяйственного института.
При таком совмещении в одном здании двух музеев они должны были иметь единые мастерские, лаборатории, кинолекционный зал, фондохранилище, входящее в группу помещений хозяйственного и технического назначения, а экспозиционные залы, безусловно, стали бы раздельными.
Архитектором М. Л. Теплицким был разработан первый вариант проекта, в котором купол, стилизованный под солдатскую каску, нависал над уличным центральным входом в музей-сферораму.
В дальнейшем при проработке проекта купол был сдвинут внутрь здания комплекса, а его контуры изменены. Претерпели изменения также фасады здания. Если в первом варианте его два этажа были прорезаны прямоугольниками высоких окон, то в новом варианте стены второго этажа стали глухими, а его экспозиционные залы должны были освещаться за счёт световых фонарей. В подвальной части комплекса планировали разместить помещения хозяйственного и технического назначения.
По разработанному архитектурному плану на первом этаже здания, у главного крыльца с улицы Ленина, должна была разместиться входная группа помещений, за которыми располагалась бы экспозиционная часть музея «Курская битва» с лестничным входом на смотровую площадку панорамного зала, представляющего собой сферораму диаметром 36 метров в виде полусферы с зонтом для размещения спецоборудования.
Для подъёма в него посетителей на второй этаж были предусмотрены пять лестниц, из которых две - парадные, а три - служебные. Кроме того, на первом этаже разместились бы киноконцертный зал, буфет, лаборатории, мастерские, фондохранилище.
На втором этаже предполагалось расположить экспозиционные залы краеведческого музея с вводным выставочным залом. Здесь же - административные и рабочие кабинеты и, самое главное, панорамный зал с живописным изображением сражения на Курской дуге.
Основным заказчиком по строительству комплекса был комитет по культуре и искусству администрации Курской области. Его председатель П. И. Надеин активно добивался от Правительства включения комплекса в план государственных мероприятий, посвященных 50-летию победы советского народа над фашистской Германией.
В марте 1995 года Правительство выделило один миллиард рублей, за счёт чего было выполнено технико-экономическое обоснование проекта. Вскоре он прошёл вневедомственную экспертизу, после чего Министерство культуры Российской Федерации утвердило этот проект, и он вошёл в государственную программу.
23 августа 1995 года, в очередную годовщину окончания Курской битвы, на пустыре у гостиницы «Курск» был открыт памятный знак на месте, где предусматривалось соорудить комплекс музеев.
Творческая мастерская М. Л. Теплицкого в ускоренном темпе работала над проектированием здания, стремясь уже в конце 1995 года выдать рабочие чертежи для закладки фундамента комплекса. Но денег для начала стройки не нашлось.
Новый губернатор Курской области А. В. Руцкой во исполнение распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации 17.05.1997 года постановил:
«Администрации г. Курска (С. И. Мальцев) в 10-дневный срок решить вопрос об отводе участка под строительство музея-сферорамы с краеведческим музеем в границах мемориала Памяти павших. Предусмотреть в 5-дневный срок выдачу проектной мастерской технических условий и утверждённого архитектурно-планировочного задания для учёта изменений в проектной документации».
Но вскоре губернатор принимает новое решение - строить в конце улицы К. Маркса (теперь проспект Победы) триумфальную арку и храм. В самый короткий срок предстояло провести серьёзнейшие мероприятия по возведению к 55-й годовщине со дня Победы советских войск на Курской дуге мемориального комплекса. Для этого губернатор подключил силы творческой архитектурной мастерской В.Н. Михайлова, которая выполнила первоначальные эскизные проекты триумфальной арки и храма.
В связи с жёсткими сроками строительства мемориала к его возведению привлекли московских метростроевцев. К осени были проведены геодезические и геологические изыскания в районе прокладки будущего проспекта Победы (от района дальних парков до Северного кладбища).
Уже в конце 1997 года в «Мосметрострое» полным ходом велось проектирование мемориального комплекса. Его авторами стали архитекторы В. Н. Михайлов (г. Курск), П. П. Пахомов, А. Ю. Лебедев и др. (г. Москва) при самом активном участии в разработке концепции мемориала «Курская дуга» губернатора Курской области А. В. Руцкого.
В короткие сроки на площади шести гектаров была спланирована на месте бывшего бурелома и мелких оврагов будущая строительная площадка, завезены строительные материалы, частично проложены инженерные сети и коммуникации, забиты бетонные сваи в основание триумфальной арки.
В конце апреля 1998 года развернулись активные строительные работы по сооружению триумфальной арки. Во второй половине мая рабочие ТО «Мосметрострой» вели работы по монтажу и сварке арматурного каркаса на высоте 7,6 метра. Рядом работники Суджанского ДРСП прокладывали 1,3 километра новейшей дороги.
В июле строители ТО-44 «Мосметрострой», закончив сооружение бетонных опор триумфальной арки и кессонированного свода, установив металлические стволы будущих колонн и замонолитив их (позже на них будут надеты бронзовые втулки), вышли на финишную прямую - сооружение антаблемента: несущей балки (архитрава), фриза и карниза. Оставалось ещё соорудить аттик, на котором будет возвышаться бронзовая конная фигура святого Георгия Победоносца.
В это же время у северного фасада триумфальной арки была произведена закладка фундамента под памятник великому полководцу современности Георгию Константиновичу Жукову, велись планировочные работы на площадке у южного фасада арки.
В начале августа метростроевцы вели бетонирование аттика, а к середине месяца было закончено сооружение бетонного исполина высотой 23,5 метра. До юбилейных торжеств тело арки прогрунтовали и окрасили в светло-серый цвет. Строители проложили бетонные парапеты, которые в будущем, одетые в мрамор, стали бы ограждать мемориальную зону.
В январе-марте 1998 года группа курских скульпторов, работников художественно-производственных мастерских художественного фонда России закончила лепку первых пластилиновых макетных скульптурных фигур для возводимой триумфальной арки «Курская дуга».
Самой первой в рекордный срок была выполнена конная скульптура святого Георгия Победоносца, разящего копьём дракона. Чуть позже были выполнены пластилиновые модели древнего русского воина (скульптор - Н. П. Криволапов), гренадёра (скульптор - И. А. Минин), пехотинца (скульптор - А. 3. Жиленков) и фигура танкиста времён Курской битвы (скульптор - И. А. Минин). Тем временем художники С. М. Горякин и Г Д. Дреев разработали шрифты для текстовых досок, которые впоследствии были установлены на арке. Московские форматоры братья Грибановы с пластилиновых моделей подготовили формы и отлили промежуточные гипсовые модели с созданных в Курске фигур русских солдат разных исторических эпох, которые немедленно были отправлены в Санкт-Петербург на завод «Монументальная скульптура», где подготовили четырёхметровые рабочие модели для отливки их в бронзе. Там же отливались рельефы и текстовые доски.
Среди курских скульпторов был проведён закрытый творческий конкурс на создание скульптурной фигуры Г. К. Жукова. Большую помощь им оказала дочь маршала Маргарита Константиновна Жукова. Приезжая в Курск, она привозила с собой медали с изображением отца, ряд редчайших фотографий, его бюст, содействуя скульпторам В. И. Бартеневу и И. А. Минину, выполнившим промежуточную пластилиновую модель полководца.
Когда оставались считанные дни до празднования 55-й годовщины Курской битвы, строители покрыли возведённую бетонную триумфальную арку цементным раствором. На площадках у арки заканчивалось мощение тротуарной плиткой. Внушительные колонны самосвалов привозили из города Суджи высококачественную асфальтобетонную смесь, изготовленную на заводе, недавно приобретённом в Германии. Этот асфальт тут же сгружался для покрытия тротуаров у бетонных парапетов.
Зазеленели газоны вдоль проложенной западной магистрали, на клумбах зацвели цветы, посаженные работниками муниципального предприятия «Зелёное хозяйство».
К 23 августа 1998 года на бетонном корпусе арки были установлены бронзовые фигуры русских воинов, а на её вершине строители закрепили великолепную конную фигуру римского полководца - великомученика святого Георгия Победоносца.
26 мая 1999 года после молебна, который отслужил архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий, на мемориале заложили величественный трёхъярусный храм-колокольню святого Георгия Победоносца.
Высотой в 47 метров его должен был венчать золочёный купол в виде короны со скульптурными рельефами герба России - двуглавыми орлами - на четыре стороны света.
Несмотря на зимние условия работы, триумфальная арка в 2000 году продолжала одеваться в свой архитектурно-художественный наряд. На её боковых сторонах установили бронзовые текстовые доски. Рабочие тульской фирмы ООО ТК «Новая заря», устроив временные плёночные тепляки, вели облицовку красным гранитом карнизных частей аттика.
Электрики курской фирмы АООТ «Анод» монтировали на мемориале чугунные четырёхрожковые торшеры и софиты по подсветке арки в вечернее время.
Строители ПСК «Спецтрубопроводстрой», соорудив цокольную часть храма, возводили железобетонные стены и внутренние колонны нижнего его яруса. Главная аллея мемориальной зоны между триумфальной аркой и строящимся храмом мостилась серой тротуарной плиткой. На гостевой трибуне велись работы по облицовке гранитными и мраморными плитами её колонн, ступеней, стен. Весной строительно-монтажное управление концерна «Росэнергоатом» из города Курчатова провело работы по установке декоративных бронзовых колец на стволы колонн арки.
В итоге Мемориал предстаёт в таком виде:
Главное сооружение комплекса – триумфальная арка, символизирующая победу над фашизмом. Высота составляет 23,5 м. Арка украшена скульптурами русских воинов разных эпох: древнерусского воина, гренадера, пехотинца и танкиста времен Курской битвы. Венчает арку шестиметровая конная фигура небесного покровителя русского воинства святого Георгия Победоносца, разящего змея.
Памятник маршалу Г.К. Жукову. Авторы памятника – курские скульпторы В.И. Бартенев и И.А. Минин.
Стела «Город воинской славы».  27.04.2007 года Указом Президента РФ городу Курску в числе первых трех российских городов было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм в годы Великой Отечественной войны. Торжественная церемония открытия знака состоялась в 22 апреля 2010 года. Знак представляет собой гранитную колонну дорического ордера, увенчанную гербом Российской Федерации. На передней части постамента колонны расположен картуш с текстом Указа Президента о присвоении звания «Город воинской славы», с обратной стороны – картуш с изображением герба города Курска. Колонна установлена на квадратной площади, по углам которой располагаются скульптурные барельефы с изображением событий, за которые Курску было присвоено звание «Город воинской славы».

В 2003 году нас поразило качество асфальта у мемориала. В сравнении с теми ухабами, которые нам приходилось преодолевать во время путешествия.

Из Курска мы в тот же день возвратились в Орёл, в мотель на въезде со стороны Москвы. А утром выехали в сторону Спасского-Лутовинова.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru