Пятнадцать лейтенантов

Юрий Баранов
Мы были   в резерве Волховского фронта. Нас было 15 пехотных лейтенантов и один капитан. Он был артиллеристом... Жили в палатках и каждый из нас ждал своего  назначения на передовую.

  Стояла зима.  На фронте было затишье.    Войска стояли  в пассивной обороне.   Жили в палатках, но  леса кругом было много,  и было решено срубить самим  себе  дом. 

В нем смастерили нары для каждого офицера. Поставили в нем стол, печку, из походной  кухни нам приносили термоса с обедами.

Чтоб мы не скучали без дела, нас время от времени водили на передовую для знакомства с конкретной обстановкой. Через болота в сторону фронта  саперами были  построены  мостки. По ним можно было дойти до самого передка.
Однажды в наш дом пришел офицер.
 
Он окинул нас взглядом и представился
- Старший лейтенант Махно! Сопровожу вас  сегодня  на передовую.
Мы начали собираться.

Старлей, с автоматом на груди, шагал впереди. Портупея, пояс, хромовые сапоги, шапка.  Все на нем было ладно и  подтянуто.
А мы позади него вытянулись в цепочку и постукиваем кирзой  по настилу,.  Но вот  пролетела первая  пуля,  цокнула, о сосновый сучок и понеслась дальше,  вот еще одна, но  пропела  уже выше. Мы головы подняли, ищем ее в небе, нет, не видно пули. Вот снаряд прошелестел и разорвался где - то в нашем тылу.

Идем, задумались  и каждый думает о чем-то  своем. Шагаем, кирзовые  сапожки  постукивают, и вдруг впереди  рванула автоматная очередь.  Мы без всякой команды  посыпались в воду. Пригнулись, прижались к сваям.  Подумали, что, нарвались на засаду. А старлей стоит на мостке в полный рост,   и, глядя на нас сверху вниз, насмехается.

- Эх вы,  вояки,  вашу мать, каких -то выстрелов испугались!
 А нам  не до смеха, вылезли из болота,  хреновото нам  в мокрой одежде. Поднялись, старлея поругиваем за его автоматную очередь, воду из сапог  выливаем.

Пришли на передовую и там, скорее в блиндажи сушиться. Снега еще нет, но холодновато.   Жмемся к буржуйкам,  пока сушились, стал я расспрашивать одного взводного.

- Ну как тут у вас. Че не хватает?
-Как вас зовут?
-Николай Сараев
-   А меня Виктор Силкин. Огневой поддержки артиллерии  не хватает. У немцев,  что стоят напротив нас,  батарея 76 мм минометов. Может накрыть нас    в любую минуту.

- И все?
-Нет не все,   боеприпасов да автоматов бы нам побольше.
 -Чем вы тут питаетесь?

- Каша перловая, супы, мясо, тушенка американская, ну и чаек, конечно.  Без чая  никуда. Согревает не только животы, но и наши души.
  Вся война у нас была еще впереди. Сколько из нас вернется живыми домой. Кто вытянет тот счастливый билет?

  В 1941 году я был  курсантом  военного училища в Иркутске. Учили нас на автотехников.    Было нас там 12 батальонов, а когда немцы поджали наши войска под Москвой и Ленинградом,  половину курсантов  досрочно отправили на фронт..  Оставшиеся  шесть батальонов направили в Улан Удэ переучиваться на пехотных командиров.  Большая убыль была в войсках.  Нам бы   еще годок  поучиться, но уже в декабре 42  были на фронте. Враг рвался к Сталинграду, на Кавказ, а я  попал на Волховский.

 Однажды настала  и моя очередь занять место в окопах. За мной пришел замполит роты. Сказал.
 -Лейтенант Сараев, сегодня  будете принимать  взвод!

Я написал несколько военных рассказов о подполковнике запаса Николае Михайловиче Сараеве.  "Оскал пантеры",   "Один день войны лейтенанта Сараева". Оба они вошли в мои книги сибирского цикла, а второй опубликован в тюменском издательстве "Эпоха"
 
 Когда он рассказывал о своей военной юности,  то  смущенно улыбался, возвращаясь туда,  в свои 19 лет, где он  жил в солдатских палатках или землянках,  где  вместе с другими лейтенантами строил дом,  носил на плечах бревна, стучал топором,  вступал в компартию,  получил свою первую пулю и  лечился в госпиталях

фото из инета