06 2. Курск. Вячеслав Клыков

Tumanchik
Когда я еду от Ярославского шоссе к Хотькову, то проезжаю село Радонеж и вижу Преображенскую церковь (почему-то мне кажется, что колокольня и башня над алтарём чуть-чуть наклонены в разные стороны) и  памятник Сергию Радонежскому, который создал русский скульптор, уроженец курской земли Вячеслав Михайлович Клыков. Село Радонеж так называется с 1989 года. До этого оно называлось Городок, правда, тогда я ещё не ездил на машине. А с установкой памятника была история, о которой я расскажу ниже.
Вячеслав Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Советского района Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 году. Работал на производстве. В 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года. В 1962 году Клыков поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В. И. Сурикова, который окончил в 1968 году под руководством Н. В. Томского и получил специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 года — член Союза художников СССР, работы выставлены в Третьяковской галерее и Государственном Русском Музее.
Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра имени Сац (1978). За эту  работу он получил Государственную премию СССР (1978) (Премия за произведения литературы и искусства для детей). Клыков - лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1988) - за памятник К. Н. Батюшкову в Вологде, обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке "Квардиеннале" в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.
Скончался 2 июня 2006 года в Москве в возрасте 66 лет. Похоронен в родном селе.
Такая вот краткая биографическая справка. Я решил, в отличие от моих предыдущих рассказов о знаменитых соотечественниках, сначала перечислить и описать работы скульптора Клыкова (в этом ведь, собственно, и есть его биография), а потом уже разобраться с его общественной деятельностью и идеологией.

Первой работой в справочниках значится надгробие Талицких на Новодевичьем кладбище. В Интернете под этим понимается надгробие Скворцовой Марии Васильевны (1888-1964), заслуженной артистки РСФСР. Это просто надгробная плита, какую делают на кладбище. Может быть, студент строгановки Клыков тогда (в 1964  году) подрабатывал там?
Далее:
- Фигура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве (1982). Запоминающаяся скульптура – Меркурий на одной ноге на золотом шаре. Эта работа не могла не привлечь чуть позже внимания к Клыкову демократической перестроечной общественности.
- Памятник Николаю Рубцову в Вологодской области в Тотьме (1986). Здесь Рубцов учился в начале 50-х годов в техникуме. Правда, Клыков изобразил Рубцова отнюдь не пятнадцатилетним юношей, а вполне зрелым мужчиной. Сначала он хотел установить памятник в Вологде, но не разрешили. Пока везли из областного центра в Тотьму, Рубцов «повзрослел».
- Скульптурный памятник В.Хлебникову на могиле поэта в д.Ручьи (1986). На фото 2015 года на могиле стоящая плита и каменный крест. Спиленное дерево. Могила ухоженная. Вокруг люди – видимо, отмечали 130-летие со дня рождения Хлебникова.
- Памятник Константину Батюшкову в Вологде (1987). Поставлен в год двухсотлетия со дня рождения поэта. Памятник довольно оригинальный – Батюшков стоит рядом с конём, будто бы, он с него слез. Конь здесь при том, что поэт участвовал в боевых действиях в 1807-1810 годах в составе егерьского полка. Кроме того, Клыков создал скульптуры богини войны Афины Паллады и музы в виде крестьянки со свирелью. По поводу коня скульптора ругают, поскольку его стремена часто обрезают местные хулиганы. А с музой связана примета, что если потереть её коленку, то исполняются желания. Это как на станции «Площадь Революции» потереть нос бронзового пса. За памятник Батюшкову Клыков в 1988 году был удостоен Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
- Недолго демократическая общественность почитала Клыкова. В 1986 году он создал памятник св. Сергию Радонежскому и вознамерился установить его в селе Городок. Местные власти воспротивились этому. Погруженный в машину и направляющийся к месту установки памятник был “арестован” и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками представителей “малого народа” на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988 в Радонеже. Вот такая история.
- Памятник Александру Даргомыжскому в посёлке Арсеньево (Тульская область) (1988).  Первый и до 2013 года единственный памятник композитору. В Арсеньевском уезде прошло детство Даргомыжского.
- Памятник Нечитайло в городе Сальске (1989). Народный художник Василий Нечитайло – уроженец Сальского района Ростовской области. Посмотрел его картины – ничего знакомого.
- Памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве. Он был установлен в 1990 году, когда деятельность обители еще не была восстановлена (это произошло в 1992 году). Возведение памятника, можно сказать, послужило первой ласточкой её возрождения. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича (убитого террористом Иваном Каляевым в 1905 году) Елизавета Фёдоровна отошла от светской жизни, распродала фамильные драгоценности и на вырученные средства основала обитель сестер милосердия. В 1918 году вместе с другими членами царской семьи княгиня была арестована. Вывезена из Москвы вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князьями Иоанном Константиновичем, Константином  Константиновичем (младшим), Игорем Константиновичем, Владимиром Павловичем Палей и расстреляна под Алапаевском. Причислена к лику святых.
- Памятник Александру Пушкину в Тирасполе (1990). Установлен возле Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. У Пушкина скрещены не только руки, но и ноги.
- Памятник протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991). Протопоп Аввакум – основоположник старообрядческой церкви в противовес церковным реформам, начатым в 1653 году патриархом Никоном. В результате многолетней борьбы с нововведениями и царями Аввакум был вместе с товарищами сожжён заживо в 1682 году. Аввакум почитается большинством старообрядческих церквей и общин как священномученик и проповедник. В селе Григорове, на родине Аввакума ежегодно проводится Аввакумовский праздник, куда съезжаются староверы со всего мира.
- Памятник преподобному Серафиму Саровскому в Сарове (1991). Памятник Преподобному Серафиму Саровскому работы скульптора В.М. Клыкова был установлен. Это место находится в пяти верстах от Саровской обители, на берегу реки Саровки, на возвышенном холме среди соснового бора. Сюда на пустынножительство пришел преподобный Серафим в 1794 г. и провел уединенно почти 16 лет. После закрытия монастыря в 1927 г. все было разрушено. В 1990 г. была восстановлена деревянная часовня, а рядом в лесу был сооружен памятник преподобному Серафиму.
- Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Установлен в 1992 году, в день славянской письменности и культуры. На памятнике написано по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия». Хотя памятник является символом славянской письменности, в содержащейся на нём фразе есть 5 орфографических ошибок, а в свитке с алфавитом пропущена буква «Н». Это из Википедии. Непонятно, исправлены ли эти ошибки?
- Памятник Владимиру Святому в Херсонесе (1994). Монумент напоминает о крещении Руси в 988 году, последовавшим за взятием Владимиром Херсонеса Таврического и заключением союзного договора с Византийской империей.
- Памятник Игорю Талькову на Ваганьковском кладбище (1993). Деньги на надгробие собирали поклонники. Я бы не сказал, что это памятник - крест с надписью: «Игорю Талькову от русского народа».
- Памятник Сергию Радонежскому в Нови-Саде, Сербия (1993). Это уменьшенная копия памятника в Радонеже. Дар сербскому народу от русского народа.
- Надгробие Амирана и Отари Квантришвили на Ваганьковском кладбище (1994). Почему-то в Интернете гуляет описание этого надгробия в виде громадной стелы, хотя есть фото, где ангел стоит между двух больших плит. Но, всё равно, очень крутое надгробие. Сама могила – рядом со входом. Почему русский патриот и монархист Клыков сделал памятник этим криминальным авторитетам, фактически, бандитам – непонятно? Что их связывало? Дали много денег или «наехали» на мастерскую? Однако, по России теперь стоит много памятников бандитам. “Здесь спят добро и справедливость” — высечено на могилах криминальных авторитетов. И как ещё их теперь называют уважительно - «криминальные авторитеты». Прямо как «заслуженные артисты». Ну, что говорить? Бандитское государство.
- Храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами). Звонница, наряду с Храмом святых апостолов Петра и Павла, считается символом третьего ратного поля России. Высота звонницы составляет 59 метров. Внутри под куполом располагается набатный колокол весом 3,5 тонны, который звонит три раза в час: первый раз - о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар, второй — о солдатах Бородина, верных сынах России, третий — в память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом за свободу Отечества.
- Памятник Ивану Бунину в Орле (1995). О Бунине я писал рассказ раньше при посещении Орла (http://www.proza.ru/2017/10/29/390). Но в Орле мы к этому памятнику не ходили. Он установлен тоже в центре города. Ничего примечательного.
- Памятник маршалу Жукову в Москве (1995). В честь 50-летия победы. Первоначально Клыков хотел установить его на Красной площади как память о том, что Жуков принимал парад победы в 1945 году. «На Красной площади с другой стороны Исторического музея, напротив памятника другим спасителям Отечества - Минину и Пожарскому. В моем обращении к Юрию Лужкову я апеллировал к тому, что наша эпоха ничего не оставила украшающего, как оставили другие эпохи. Каждая эпоха что-то привносила, а у нас, кроме уничтожения, ничего нет. Так давайте от лица современной эпохи поставим памятник Жукову!» Однако, установить памятник Жукову на Красной площади не удалось, поскольку Московский Кремль и Красная площадь в 1990 году вошли в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, правила которого запрещают вносить изменения в архитектурный облик мест, находящихся под его охраной. Клыков считал нынешнее местоположение на Манежной площади спиной к Историческому музею неудачным. Скульпторы Церетели и Рукавишников критиковали сам памятник. Клыков был с ними не согласен.
- Памятник Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996). Был сделан Клыковым по предложению губернатора области. Из пушек, отлитых в Липецке, громили шведов под Полтавой. А на месте открытых Петром минеральных источников возник один из старейших курортов России. Взорам людей предстаёт государь император Петр I, идущий широким, уверенным шагом, с развевающимся за плечами плащом-епанчой и свитком в руке.
- Памятник Николаю II в селе Тайнинском (1996). В честь столетия восшествия на престол. Первый памятник был установлен 26 мая 1996 года в день столетия коронации Николая II. Кстати, в этом же году было принято принципиальное решение церковной комиссии о канонизации. 1 апреля 1997 года он был взорван членами революционной организации «Реввоенсовет». В ноябре 1998 года памятник был восстановлен в гипсе в Подольске. Однако зимой того же года он тоже был взорван. По словам Вячеслава Клыкова, третий памятник восстанавливался на его собственные средства и незначительные пожертвования друзей. Установлен в 2000 году за три месяца до официальной канонизации РПЦ. Кованная из меди фигура самодержца в горностаевой мантии со скипетром и державой представляет его в момент наивысшего триумфа - восшествия на престол. С тех пор село и памятник является местом паломничествa русских монархистов и националистов; регулярно в селе проводится неодобряемый Русской Православной Церковью «Чин» всенародного покаяния русского народа за «грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России», который «народом нашим не раскаян. Этот грех лежит на душе народа тяжелейшим грузом». Организаторы считают, что только «раскаяние за убийство царя Николая Второго приведет к спасению Святой Руси». О Николае 2 я выскажусь ниже.
- Памятник Николаю II в Подольске (1998). Это копия памятника в Тайнинском. Кстати, на фото из Подольска я разглядел, что мантия царя спереди раскинута, и издалека кажется, что он в рейтузах.
- Памятник Владимиру Великому в Белгороде (1998). Князь Владимир условно считается основателем города Белгорода, хотя документальных подтверждений этому нет. Открытие было приурочено ко дню освобождения Белгорода от немецких войск (5 августа) и 2000-летию Рождества Христова. Считается крупнейшим памятником князю Владимиру.
- Памятник Илье Муромцу в Муроме (1998). Родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома. Судя по фото, памятник на берегу Оки очень величественный. Хотя, конечно, всем нам памятна с детства картина Васнецова «Богатыри», где Илья не такой помпезный, но тоже грозный.
- Памятник преподобному Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни (1998) был открыт 1 августа 1998 г. в Коренной пустыни. Это произошло в день обретения мощей Преподобного Серафима Саровского, который, как известно, был сыном именитого курского купца Прохора Мошнина. Памятник является копией установленного в 1991 году в Сарове. Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Монастырь основан в 1597 году. История Коренной пустыни и Курска связаны с иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.
- Памятник маршалу Рокоссовскому в Курске (2000). Установлен на южной окраине Курска на площади, носящей его имя. Во время одного из переломных сражений войны легендарный полководец командовал Центральным фронтом. Постамент, как два бетонных ДЗОТа, маршал Рокоссовский с биноклем и планшетом. Ветераны говорят, таким он и был на Курской дуге. Мой Багратион - так звал его Сталин.
- Памятник Александру Невскому в Курске (2000). Он стоит на Красной площади в центре Курска. В обзорной статье про Курск я высказал предположение, что Невскому поставили памятник постольку, поскольку он имеет то же «отношение» к городу, что и Пушкин. И если в 2000 году ставят памятник Пушкину (скульптор Бартенев) перед драмтеатром, то почему бы не поставить одновременно памятник Невскому, благо скульптор Клыков – курянин. Я не ограничился этим соображением и покопался ещё. Нашлась статья Виктора Крюкова, который задался тем же вопросом (http://old-kursk.ru/events/alnev.html). Довольно большая статья, а вывод такой же – никакого отношения к Курску Александр Невский не имеет. Кстати, в этой статье довольно много интересных фактов из жизни князя после ледового побоища (ему тогда было всего 22 года).
- Памятник Фёдору Достоевскому в Старой Руссе (2001). Не помню, видели ли мы этот памятник в 2004 году при путешествии по северозападному кольцу? Кроме того, в ознаменование 180-летия со дня рождения великого писателя, в городе установлены мемориальные доски на домах, где проживали прототипы персонажей романа "Братья Карамазовы". Вот мемориальные доски я помню. В Старой Руссе Достоевский жил (в основном летом) с 1872 по 1880 годы. В отличие от памятника писателю в Москве у библиотеки им. Ленина (известен, как «на приёме у проктолога», скульптор Рукавишников) в Старой Руссе – традиционный сидящий памятник.
- Памятник Александру Пушкину в Софии, Болгария (2001). Установлен в день 202-летия со дня рождения поэта. Странные фотографии в Интернете – только тело со скрещёнными руками, без головы. Идеологическая диверсия.
- Памятник братьям Баташёвым в Выксе (2001). Братья Баташёвы – выходцы из Тулы, устроители металлургических заводов в Нижегородской губернии. Поплыли вниз по Оке в поисках железной руды и нашли её в том районе, где сейчас город Выкса. Получили в 1765 году от Екатерины 2 разрешение осваивать эти места. Выплавляли лучший в Европе чугун, что их очень обогащало. Сейчас в Выксе большой действующий металлургический завод, перед заводоуправлением которого стоит памятник братьям.
- Памятник святителю Николаю Чудотворцу в Бари (Италия) (2001). На территории русской православной церкви в городе Бари (Италия) открыт памятник Святителю Николаю.  В основу памятника положен образ св. Николая, известный по деревянной скульптуре XII века (Никола Можайский), хранящейся в Государственной Третьяковской галерее в Москве...  А в Бари есть ещё один памятник Николаю Чудотворцу работы Церетели (2003) напротив Базилики св. Николая, в нижнем храме которой покоятся его честные мощи.
- Памятник княгине Ольге в Пскове (2003). Бабушка князя Владимира – крестителя Руси. Ольга варяжского происхождения. Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви. В крещении Елена. Бронзовая фигура княгини на постаменте с мальчиком — внуком князем Владимиром, держащим в руках икону с ликом Христа. История представляет Ольгу весьма крутой особой. После того, как древляне убили её мужа Игоря Рюриковича, Ольга жестоко отомстила древлянам. Было четыре мести, в процессе которых были убиты тысячи людей. Потом она ездила в Константинополь и там крестилась (непонятно с какой стати?). Умерла в 969 году, а уже через несколько лет её начали прославлять как святую. Канонизирована в 13-м веке, а в 16-м стала равноапостольной. Вот так – святая, которая при жизни занималась геноцидом племени древлян. И на иконах взгляд у неё какой-то тяжёлый. Единственная заслуга перед православием это то, что она первая окрестилась. Интересно, что сейчас в Пскове два памятника княгине Ольге. Кроме клыковского есть другой, церетелевский, у вокзала. Здесь она вооружена мечом и прочими военными атрибутами. Хоть я к Церетели тоже отношусь скептически, но в данном случае он прав. А Клыков опирался на церковное представление об Ольге.
- Памятник святому Савве Сербскому в Белграде, Сербия (2003). Установлен перед собором святого Саввы, который был открыт как раз в 2004 году. Собор строился почти 100 лет с перерывами на войны и правление коммунистов. А Савва, являющийся одним из самых почитаемых святых в Сербской православной церкви, при жизни ни с кем не воевал, никого не убивал. Был монахом на Афоне. Возвратился в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между братьями, основал автокефальную Сербскую православную церковь. После смерти его мощи были перевезены в какой-то монастырь, однако, после завоевания турками какой-то паша отвёз их в Белград и сжёг. Зачем он это сделал – неизвестно. Но на этом месте и был в итоге построен храм и воздвигнут клыковский памятник. 
- Памятник Иоаннису Каподистрии на Греческой площади в Санкт-Петербурге (2003). Это русский и греческий государственный деятель, министр иностранных дел России (1816—1822 годы) и первый правитель независимой Греции (1827—1831 годы).
- Памятник Александру Колчаку в Иркутске (2004). Памятник, созданный по инициативе Сергея Андреева, был открыт 4 ноября 2004 года к 130-летию Александра Колчака в Правобережном округе около Знаменского монастыря на месте предполагаемого расстрела. В Иркутске, в июле 2017 года, подан иск к мэрии и правительству Приангарья с требованием снести памятник. Иск отклонили, но процесс ещё не окончен. Хотя, конечно, Колчак – это не Николай 2. Под его руководством было много уничтожено красногвардейцев и сочувствующих, но до того, как стать Верховным правителем России, он совершил много славных деяний. Он был учёным-океанографом, полярным исследователем (1900—1903), флотоводцем (1915—1917). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Георгиевский кавалер. Адмирал. Так что я бы не стал сносить этот памятник.
- Памятник Василию Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004). Установлен на горе Пикет возле села Сростки на собственные средства Клыкова. Перед установкой оказалось, что эта гора – охраняемая зона (древние городища, могильники). Думали поставить на Чуйском тракте, но Клыков воспротивился: получалось, что Шукшин сидит и смотрит как бы вниз. В итоге поставили на горе Пикет. С большим трудом привезли 20-титонную конструкцию из Тулы.
- Памятник Прасковье Луполовой в Ишиме (2004). Прасковья – дочь разжалованного дворянина, сосланного в 1798 году в Ишим. В молитве у неё родилась заветная мечта: пойти в столицу просить у православного государя милости для несчастного отца. 8 сентября 1803 года, в праздник Рождества Богородицы, Прасковья пустилась в дальний путь, надеясь лишь на Божию помощь через добрых людей. Отправилась «с одним рублём, с образом Божьей Матери и с родительским благословением». Путь в три тысячи вёрст продолжался почти год. Преодолев множество опасностей, она 5 августа 1804 года, накануне праздника Преображения Господня, достигла столицы. Здесь Луполова сумела при посредничестве добрых людей из «высшего света» подать прошение императору Александру I. Тот, будучи тронут подвигом юной сибирячки, поручил пересмотреть дело. В результате Григорий Луполов получил разрешение вернуться в родные края, в Малороссию. Прасковья же, верная данному в дороге обету, удалилась в Божию обитель. Памятник стал одним из символов современного Ишима. Такой вот добрый памятник.
- Памятник курской антоновке (2004). Ещё один добрый памятник. Курскпромбанк приобрел скульптуру для города Курска. Впоследствии правление банка совместно с администрацией города согласовали место установки памятника-символа. Этим местом стала площадь перед одним из отделений Курскпромбанка и Воскресенско-Ильинским Храмом. Открытие монумента 19 августа 2008 года было приурочено к православному празднику преображения Господня, в народе известному под названием «Яблочный спас». Яблоко представляет собой скульптуру, изготовленную из медного листа методом выколотки, полую внутри, высотой два метра, диаметром полтора метра и весом 150 килограммов.
- Памятник Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005). Князь киевский Святослав Храбрый (сын княгини Ольги) изображён восседающим на боевом коне, над поверженным хазарином, пытающимся защититься щитом. В правой руке князя — занесённый меч. Одет он в боевые доспехи, с бритой головой, украшенной клоком волос, признаком знатности рода. Создание памятника было связано с общественным резонансом. Первоначально по проекту памятник князю Святославу работы скульптора Вячеслава Клыкова предполагалось установить в Белгороде. Скульптурная композиция, посвящённая 1040-летию разгрома Хазарского каганата, была изготовлена по инициативе возглавляемого Клыковым Международного фонда славянской письменности и культуры. Представители Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) выразили протест по поводу изображения на щите поверженного хазарского воина звезды Давида, усматривая в этом антисемитские мотивы. В результате Правительство Белгородской области вначале отложило открытие памятника, а затем он был установлен в 2008 году в селе Холки Чернянского района Белгородской области у Холковского монастыря (при этом вызвавший скандал элемент скульптурной композиции был видоизменён, звезда Давида на щите поверженного хазарина была закрыта металлической нашлёпкой на саморезах). Как известно, «в начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему экономическому и интеллектуальному влиянию прибавило и политическое. Власть тюркских ханов была ими низложена, и верховным правителем – каганом – стал еврей Обадия Первый, изгнавший из страны восточных тюрок, составлявших основную силу в военном отношении». Это с сайта «Еврейский мир» (https://evreimir.com/4686/). Так что изображение на щите поверженного хазарца звезды Давида является вполне обоснованным. Вячеслав Клыков не дожил до установки этого памятника.
- Памятник Святославу Игоревичу в Запорожье (2005). По задумке автора памятники Святославу должны были быть установлены в один год на Украине и в России. На Украине, в Запорожье Святослав изображён передающим меч потомкам, как бы говорящим «Возьмите меч мой…». В Запорожье никакой звезды Давида нет. Но, всё равно, установка памятника была встречена острой критикой, которая не увенчалась успехом (в отличие от России).
- Памятник Георгию Победоносцу в Рязани (2005). Монумент представляет из себя постамент, высота которого чуть больше 20 метров. На вершине гранитной стелы виднеется фигура Георгия Победоносца, восседающего на коне. Над головой святого можно разглядеть нимб, а в руках копье, которым он колет змея. Какой-то странный памятник: действительно, трудно разглядеть, кто там наверху?
- Памятник русским воинам в Пирее (Греция) (2005). Теперь ежегодно здесь проходят общественные мероприятия, в том числе отмечается и День Победы над фашизмом 8–9 мая. В то время были силы, которые по известным причинам противились установке этого памятника, но тут большую роль сыграла греческая общественность, в том числе и организации наших соотечественников.
- Памятник первому солдату лейб-гвардии Преображенского полка Сергею Бухвостову на Преображенской площади Москвы (2005). Бухвостов был первым, кто записался в потешный полк Петра 1 в 1683 году. И поэтому Пётр назвал его первым русским солдатом. Бюст Сергею Бухвостову работы Карло Растрелли был первым скульптурным памятником, а также первым прижизненным памятником в России. Нынешний памятник работы В. М. Клыкова сделан по гравюре М. И. Махаева, которая в свою очередь, создана с этой скульптуры.
- Барельеф Петру Столыпину в Общественной палате Российской Федерации (2011). В столетнюю годовщину трагической гибели П.А.Столыпина и в преддверии 150-й годовщины со дня его рождения. Бронзовый барельеф с профилем великого реформатора. Это уже делала мастерская им. Клыкова под руководством его сына Андрея. Барельеф как барельеф, ничего особенного.
- Памятник Дмитрию Донскому в Москве (2013). На коне с флагом на пересечении Николоямской и Яузской улиц.

Смотря на этот перечень работ Клыкова, невольно задаёшься вопросом: как же он успевал так много сделать? По несколько громадных памятников в год! Наверняка ему помогали. Да, у него была мастерская, которую он создал в 1964 году. Но говорят, что он сам лепил из глины эти памятники. А потом уже работали так называемые «форматоры». Но ведь Клыков ещё ездил «на место», договаривался с руководителями городов и областей, настаивал на своей точке зрения при возражениях и т.п. Когда он это всё успевал?
Но если бы только это. С началом перестройки в 1985-87 Клыков был членом Патриотического объединения "Память". Автор проекта памятника на Поклонной горе, за который ратовала в 1986-87 "Память". Принимал участие в митинге "Памяти" на Манежной пл. 6 мая 1987.
Однако, во второй половине 1980-х годов обращается в своём творчестве к православно-патриотической тематике. И первое же его творение (памятник Сергию Радонежскому в Городке) вызвало возражения многих представителей общества «Память» (см. выше). Но, как видно из перечня его работ, Клыков не отступил от этого направления работы.
Но он не ограничился только созданием памятников – он стал заниматься общественно-политической деятельностью.
Вот его «послужной список»:
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР (Москворецкий округ N35) при поддержке Блока общественно-патриотических организаций, но проиграл демократу Льву Пономареву.
С 1990 года - президент Международного Фонда славянской письменности и культуры (в Совете фонда состоят Валентин Распутин, Владимр Крупин, Сергей Шуртаков и др.; фонд стал учредителем газеты "Русский вестник").
8 февраля 1992 был избран в состав Центральной Думы Российского Народного Собрания. 22 февраля 1992 на Центральном Думе Российского Народного собрания избран одним из 29 членов президиума и одним из троих сопредседателей (два других - Михаил Астафьев и Николай Павлов; председатель правления Думы - Виктор Аксючиц).
В ноябре 1993 провел учредительный съезд Славянского Экономического союза (СЭК), избран его президентом.
С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения (РЗД, председатель - Елена Панина), с декабря 1996 - член президиума и сопредседатель РЗД.
В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении "Держава" Александра Руцкого.
Вышел из "Державы" в августе 1995 вслед за Аксючицем и Ко.
На выборах 1995 в списке избирательного блока "Земский собор" получил первый номер (список подписей не собрал).
На президентских выборах 1996 поддержал кандидатуру Геннадия Зюганова.
На учредительном съезде Народно-Патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 был избран членом Координационного Совета НПСР и членом Президиума КС НПСР.
С октября 1996 - Глава Всероссийского Соборного Движения, выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". В своем "Обращении к русскому народу" призывает "в единой Соборной воле... счищать с себя струпья жидовской, большевистской проказы, срывать с себя ярлыки расчленителей всех мастей (от заокеанских, до доморощенных)".
25-27 октября 1996 провел в Новочеркасске Донский Земский Собор - первый из территориальных земских соборов, 1 марта 1997 - Курский Земский Собор (второй по времени создания).
На II съезде НПСР 27 ноября 1998 избран одним из 8-ми сопредседателей НПСР.
В мае 1999 избран сопредседателем Славянского союза России (председатель - Анатолий Дувалов, 2 других сопредседателя - Виталий Журавлев, Валерий Иванов).
22 октябре 2000 неудачно баллотировлася на пост губернатора Курской области: 1,64% - 6-е место из 8-ми (во второй тур вышли первый секретарь обкома КПРФ Александр Михайлов (поддержан НПСР) - 39,52%, федеральный инспектор по области, генерал ФСБ Виктор Суржиков - 21,58%).
В январе 2003 г. подписал "Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова" (кощунственная выставка "Осторожно, религия").
В ноябре 2004 возглавил Координационный комитет по возрождению Союза Русского Народа (СРН) - крупнейшей антисемитской организации начала XX века (лидерами которой были Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков-второй).
В январе 2005 г. подписал антисемитское "письмо 500", в котором "представители русской общественности" обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".
21 ноября 2005, в столетнюю годовщину Союза Русского Народа, провел восстановительный съезд СРН. Избран председателем Высшего Совета СРН.
В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".
Входил в редколлегии газеты "День" (1991-93), газеты РАУ "Обозреватель" (1992).
Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Считает, что "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых... не имеет по законам Российской Империи прав на престол. В том числе Леонида Георгиевна, Мария Владимировна, ее сын Георг Гогенцоллерн". Предлагал избрать Царя из числа потомков маршала Георгия Жукова.
Выражал надежду, что Г.Зюганов и его сторонники в КПРФ "придут со временем к идее монархии".
26.11.17.
Конечно, эти действия, связанные с антисемитизмом, представляются в современном мире весьма опасными. В Австрии, например, за отрицание холокоста сажают в тюрьму. Даже в царской России они не привели ни к какому результату. А в современной России это в принципе невозможно. Все СМИ и большинство чиновников будут активно против. Так что если бы Клыков продолжил эту работу, а не умер в 66 лет (кстати, как-то рано он умер…), то ничего кроме усиления еврейского влияния в нашем обществе не получилось бы.

Клыков не писал статей и книг воспоминаний. Все его высказывания приходится собирать по крупицам из интервью, причём, часто в пересказе журналистов. Больший интерес для меня представляют заявления Клыкова по поводу православия, его позиция как «воинствующего христианина» (это мой термин):
19 октября 2005 г. «Любому простому человеку, если он родился в России, если ему выпало родиться русским, прежде всего нужен Бог. Без Бога вообще жизнь бессмысленна. Человек без Бога это как листочек в осенний день, – куда ветер дунет, туда он и полетит. Народ без Бога это просто управляемая толпа. Вот точно так же, как без Бога, русский народ осиротел и без Помазанника Божьего. В России тысячу лет был православный царь – отец народа. И веками у народа, благодаря этому и другому, выкристаллизовывалось то сознание, то чувство, которое и у нас самих, и всюду в мире, называется русским характером, русской душой». Это беспримерная смесь доблестей и пороков. Причем наши пороки чаще всего имеют положительное свойство. Возьмите, например, русскую необузданность, русское упрямство, русское упование на «авось». Это пороки? Может быть. Но благодаря этим порокам русские дошли до Калифорнии, выстояли перед «двунадесятью языками», взяли Париж и Берлин, открыли дорогу в космос. Но, чтобы эти сомнительные свойства заставить работать во благо своей родины, должен быть какой-то изначальный порядок. Наш порядок – это Православие и православный царь. Уже 80 с лишним лет пытаются вытравить из нас это сознание, этот наш менталитет, но никак не удается. И никому это не удастся никогда. Потому что у русских есть еще одно свойство, которого нет у других. Это наше невиданное терпение. Мы перетерпели одну орду, перетерпим и другую. Где теперь та орда? - только что в учебниках истории. Вот это участь любых недругов России. Уже много лет Россия терпит поругание над собой. А поругание рано или поздно, но непременно поднимет обратную волну. Из недр нашего народа родится новое сознание. В молодежи оно уже пробуждается. Тут нет ничего удивительного – это закон, если хотите, исторического возмездия. Он обязательно возьмет свое. Поэтому я утверждаю: как не бывает поругаем Господь Бог, так и не бывает поругаем народ. Тем более народ православный».

Когда читаешь эти высказывания убеждённого верующего, то возникает чувство, что это всё правильно, что православие – это единственно правильная религия, да и, вообще, религия – это хорошо, что в человеке должна быть некая «духовность». Но…
Но ведь это бред – вера в Бога. Ведь давным-давно доказано, что никакого бога нет, что мир никто не «творил», все «чудеса» выздоровления – самовнушение. И так далее, и тому подобное. Как говорил мой отец (1906 года рождения, не член КПСС!), «самое интересное в Боге – это то, что его нет».
Я понимаю, что для того, чтобы держать народы в подчинении, властям религия нужна. А в России православие особенно нужно, поскольку во всём мире, и в том числе, в России распространяется и укрепляется ислам. Сколько бы мусульманские руководители не говорили, что «ислам – мирная религия», фактом является растущий на этой почве исламский фундаментализм. И России надо что-то противопоставлять этому явлению. И наши власти всячески поощряют укрепление православия. Однако, высказывания Клыкова, Свиридова – это основа для развития православного фундаментализма. И я с грустью смотрю в 21 первый век. Надеюсь, что я не доживу до полномасштабных религиозных войн в России. Но в то, что они будут, я уверен.
Спасение от этой катастрофы давно найдено – атеизм. Но как же тогда власти будут держать народ в узде? От этой напасти тоже есть «рецепт» - власть народа, социализм. Но ведь власти, причём, во всём мире от власти добровольно не откажутся…
Поэтому дело наше - дрянь.

Ещё одна идея, которая владела Клыковым – всенародное покаяние:
«В 1998 г. Патриарх призвал народ к покаянию. Худо ли бедно ли, но народ пошел, пусть неумело, стихийно, но пошел. А теперь наоборот, посылают провокаторов, чтобы отговаривали людей от чина покаяния. Как же получается? -- Ответ один: как им прикажут, так они и делают. Что же это за ответ? А где совесть? Разве не в чем нам каяться? Все должны пройти всенародное соборное покаяние, благословленное, прежде всего, Патриархом, по всем канонам, подобно чину покаяния, который был совершен в 1607 г. святыми Патриархами Иовом и Ермогеном в Успенском соборе Московского Кремля, где разрешен был от бремени грехов русский народ.
Спрашиваю многих священников: «Чего вы боитесь?». Отвечают, что общество может расколоться, разделиться. А отчего оно может разделиться? Призывайте народ к покаянию, и все объединятся в покаянии». (Опубликовано в 2006 году за день до смерти в газете «Дух христианина»)
С этим покаянием я не могу согласиться.  К чему привело перестроечное покаяние, мы все помним – страна была разрушена. А ссылка на 1607 год, вообще, неправильная. То было время смуты, правление Василия Шуйского, подавление восстания Болотникова. И каялся не весь народ, а какие-то патриархи. И «внешнее» воздействие по нынешним меркам было какое-то несерьёзное. После этого ещё была оккупация Москвы поляками. И только после 1613 года можно говорить о возрождении Руси. Так что каяться надо не русскому народу, а Горбачёву и всем его приспешникам, всем нынешним дерьмократам и олигархам. Но этого, конечно, никогда не будет. Да и что нам их покаяние? Надо у них отобрать награбленное, а самих – на виселицы.
Ещё слова Клыкова.
Вот ответ на вопрос: «Какие пути выхода из сложившейся ситуации в России вам кажутся наиболее верными?» Клыков: «Я думаю, это только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие».
«Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои. Сидят себе и в ус не дуют, ничего им не интересно, ничего их не волнует... Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете ради страха иудейского? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям как Михаил Назаров, Константин Душенов, которые не боятся снять эту завесу, и чужды страха иудейского».
«Сейчас идет совершенное вытеснение русского славянского населения с территории России. В связи с покупкой земли иностранцами происходит отчуждение русских людей от земли, то есть от территории, причем дали срок до 19 мая. Будьте любезны, продайте свой пай, иначе вас обложат такими налогами... Так действуют местные предатели, местная администрация во главе с губернаторами. Поэтому люди и продают, в надежде получить хоть какие-то деньги. А какая же назначена цена? 100 долларов за гектар! Т. е. за пай, как правило, пять-шесть гектар, -- получается всего 500 долларов. А в ближайшее время земля возрастет в цене в двадцать-тридцать раз, а может и больше. Земля станет предметом купли-продажи. Будет то же, что произошло в России за последние десять лет с промышленностью, с заводами, с фабриками, с недрами, а это - газ, нефть, алмазы. И в чьих это руках? Понятно в чьих. Вот почему я и говорю, что без сопротивления и, в конечном итоге, без победы в пользу национального интереса русских людей и тех, кто традиционно жил на территории России, возрождения не будет. Я верую в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все, знаете, “кремлевский пиар”. Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!»
Вот с этим нельзя не согласиться.

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием – Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью – 1997 года – говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни – о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.
Моё мнение - эта деятельность мне представляется весьма безобидной. В народе эта идея никакой поддержки не имеет. Царизм как форма правления в России давно дискредитирован при Советской власти и при демократии. Так что можно было бы собирать подписи, выпускать декларации, митинговать без всяких последствий. Правда, в последнее время власти вместе с РПЦ начинают протаскивать идею восстановления зарубежных потомков Романовых как возможных претендентов на престол. Таким путём они пытаются расколоть движение сторонников монархизма. Но, повторяю, эта идея – мертворождённое дитя.
А в чём, кстати, Клыков призывал каяться? В том, что Николай 2 и его семья были расстреляны «при молчаливом согласии народа». За это, значит, надо каяться. Говоря об истории создания памятника Илье Муромцу, скульптор сказал: «Я больше склонен доверять летописям и былинам, нежели изысканиям современных историков. В былинах и преданиях иногда содержится большая правда, чем в самой жизни». И в своём отношении к Николаю 2 Клыков, видимо, исходил из сложившихся в РПЦ «былин и легенд». Такое впечатление, что Клыков изучая историю России средних веков, очень смутно представлял то, что было в 20-м веке. В 1918 году по всей России полыхала гражданская война, и ни о каких протестах против казни царской семьи речи не шло. Да даже если бы по этому случаю был объявлен перерыв в боях, то вряд ли русский народ вышел бы с протестами. Уже после февраля раздавались призывы расстрелять Николашку. И «народная любовь» выражалась в том, что при нём было не так плохо, как стало при Керенском. Так что каяться за кровавого царя никто не собирался. Кстати, таким же молчанием народ встретил чуть позже расстрелы священников – зажравшихся попов. А информацию о том, какой был хороший царь и как он принял мученическую смерть, усилиями РПЦ и СМИ стали внедрять в народное сознание только в конце века.
В русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) царскую семью канонизировали уже давно, в 1981 году. Правда, РПЦЗ в 1941 году благодарила Гитлера за начало войны с СССР. Так что это та ещё церковь. С наступлением в нашей стране капитализма в РПЦ возникло желание слиться с РПЦЗ в экстазе борьбы с наследием Советской власти. Создали комиссию по канонизации царя. Проводились раскопки, изучались останки, сохранившиеся документы ГПУ. В итоге к середине 90-х сформировалось мнение, что «надо канонизировать». Причём в решении в 96 году указывалось: «Комиссия отметила, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации (ещё бы, царя, прозванного «кровавым»!), второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила своё внимание на нём». Для церкви, вообще, характерны такие двойные стандарты. Княгиня Ольга первой крестилась (это хорошо), а до того рубила древлян, но это уже не важно. Александр Невский побил рыцарей на льду Псковского озера и поэтому он святой, а то, что он потом отдал Русь на разграбление Орде, это несущественно.
И в это время Клыков делает памятник для установки в Тайнинском. Он не изменил своего мнения о царе-страстотерпце после взрывов и даже то, что при окончательной канонизации митрополит Нижегородский Николай не согласился с таким решением и сказал: «…когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю всё, кроме третьего пункта. В третьем пункте шёл царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. … он государственный изменник. … он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит». Правильно кто-то сказал, что «Николай больше любил семью, чем Россию».

Что же касается Клыкова, то он выдающийся русский скульптор, отдавший жизнь восстановлению исторической памяти о России так, как он её себе представлял. Вечная память и ему.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru