06 4. Курск. Евгений Носов

Tumanchik
При написании общей статьи про Курск выяснилось, что здесь тоже были писатели. В частности, Евгений Носов и Константин Воробьёв. С детства я помню другого Носова – Николая. «Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка». А про Евгения Носова я узнал только в связи с памятником белому гусю. Рассказ его, конечно, добрый, но … это всё.
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Окончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.
В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, где работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
Через три года после смерти писателя, в Курске, в небольшом сквере (на углу улицы Челюскинцев) неподалёку от дома, где жил Евгений Носов, был установлен памятник работы мастерской курского скульптора, заслуженного художника РФ Владимира Бартенева.
Творчество
Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.
В 1957 году — первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1959 году он написал «прекрасное произведение «Кукла», которое стоит прочитать, чтобы понимать его отношение к хулиганству и многим вещам». Это из Википедии.
В 1961 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1962 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.
Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году — книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году — книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году — повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году — книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».
Сочинения.
Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1989
- Избранные произведения (в двух томах) М., Советская Россия, 1983
- На рыбачьей тропе (1958)
- Рассказы (1959)
- Тридцать зёрен (1961)
- Где просыпается солнце? (1965)
- В чистом поле за просёлком (1968)
- Берега (1971)
- Красное вино победы (1971) сборник рассказов
- Мост (1974)
- Шумит луговая овсяница (1977)
- Усвятские шлемоносцы (1977)
- Травой не порастёт… Повесть, рассказы. (1985)
- В чистом поле (1990)
- Вечерние стога. Рассказы, повесть. (2000).
- Кукла
- Живое пламя
«Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй мировой войны. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом». А так о творчестве Носова написано в Википедии.

Фильмы.
Красное вино победы, поставлен в 1988 году.
По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко) и фильм-спектакль Куйбышевского академического театра драмы «Усвятские шлемоносцы» (1982 год, режиссёр П. Л. Монастырский).
По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко).
Короткометражный фильм «Варька» (ТО «Экран», 1971) по мотивам одноимённого рассказа. Режиссёр Т. Папастергиу.

Евгений Носов, в отличие от Воробьёва был, можно сказать, обласкан Советской властью. У Воробьёва была только одна медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
А у Носова:
- Герой Социалистического Труда (1990)
- два ордена Ленина (1984, 1990)
- два ордена Отечественной войны II степени (28.2.1945; 20.10.1987)
- два ордена Трудового Красного Знамени
- орден Красной Звезды (27.10.1944; был представлен к ордену Отечественной войны II степени))
- орден «Знак Почёта»
- медаль «За отвагу» (10.10.1944)
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за «Шумит луговая овсяница»
- премии журнала «Наш современник» (1973 год)
- премия «Литературной газеты» (1988 год)
- премия газеты «Правда» (1990 год)
- Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996 год)
- премия журнала «Юность» (1997 год)
- премия «Москва — Пенне» (1998 год)
- премия имени А. П. Платонова «Умное сердце» (2000 год)
- премия Александра Солженицына (2001 год)
-пенсия Президента РФ (с 1995 года)
-Почётный гражданин Курска

В 2000 году ему была присуждена премия Солженицына (совместно с Константином Воробьёвым). На её вручении 25 апреля 2001 года Солженицын просто пересказал несколько вещей Носова. И, не найдя у него ничего антисоветского, сказал так: «… донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью всколыхивает Носов то, что больно и сегодня, что досталось никому уже не нужным ветеранам-фронтовикам, израненным, больным и нищим, когда невежественная молодёжь высмеивает их боевые ордена, пренебрегает их терпеливой скромностью, чужа их воспоминаниям и датам».

О творчестве Евгения Носова я буду рассказывать не просто в хронологическом порядке, а по темам и типам произведений. Первая тема - «деревенская проза», а вторая - «окопная правда».
08.12.17.
В результате прочтения всех произведений я определяю такие типы деревенской прозы:
- о природе, животных и птицах, также о рыбалке;
- бытописательство деревенской жизни;
- воспоминания о тридцатых годах и детстве.
Расскажу о своих впечатлениях от отдельных произведений.

О природе, животных, птицах и рыбалке (в основном, это рассказы из сборника «На рыбачьей тропе»):
1958. РАДУГА. Добрый рассказ о природе. Вроде как, первый опубликованный рассказ. Дело происходит в фетовской Воробьёвке.
1958. ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН. Добрый рассказ про синичку.
1958. Весенними тропами. Тоже добрый рассказ о самом начале весны, о том, как художник рисует её, но не может все запахи и звуки запечатлеть. И то же не может сделать писатель.
1958. ДЫМИТ ЧЕРЁМУХА. Тоже добрый рассказ о расцветшей только-только черёмухе в лесу. Наломал веток и не знает, кому подарить. Старуха не взяла. Отдал молодым художникам – девушке и юноше.
1958. БЕЛЫЙ ГУСЬ. Про то, как большой белый гусь во время грозы и большого града прикрыл своими крыльями маленьких жёлтых гусенят. Они выжили, а сам гусь погиб. Гусенята других гусынь погибли потому, что гусыни просто разбежались. Этому гусю перед курской детской библиотекой поставлен памятник.
1958. ГДЕ ПРОСЫПАЕТСЯ СОЛНЦЕ? О мальчике Саньке, который мечтал увидеть, где просыпается солнце. О подаренном ему парусном кораблике, который уплыл от него к морю.
1958. ЖИВОЕ ПЛАМЯ. Про то, как цветёт мак. Два дня и осыпается. А потом торчат только головки. Поэтому его не любят сажать на клумбы.
1958. Забытая страничка. Об одном солнечном тёплом дне в конце октября, посреди унылой дождливой осени.
1958. ДЕРЕВЕНСКИЕ ЛАСТОЧКИ. О стае ласточек, которые осенью прилетели в то место у реки, где был вылет больших комаров. Их видел автор, возвращаясь с неудачной рыбалки.
1958. ЛЕСНОЙ ХОЗЯИН. Рассказ о хозяине леса – лешем, который бережёт его, чтобы не порушили. И рисует картины, как Шишкин, но не на полотне, а в натуре.
1958. ТРУДНЫЙ ХЛЕБ. О встрече на рыбалке с охотником, который подстрелил какую-то перелётную птицу. Её вытащила из воды его собака. Она оказалась слепая, во что было трудно поверить, поскольку она очень уверенно ориентировалась.
1958. ТАИНСТВЕННЫЙ МУЗЫКАНТ. Добрый рассказ о нашей русской природе. О раковине обычного прудовика, которая осенью на берегу реки от ветра издаёт звуки скрипки.
1958. ЧЕРНЫЙ СИЛУЭТ. Рассказ о том, как чибисы отогнали от гнёзд коршуна. Он был похож на немецкий бомбардировщик, который кружил над мирным птичьим царством. А чибисы, которые  налетали парами – на наших истребителей.
1958. ЧИРКИ. Поймали на реке, в заводи двух утят. Автор решил их взять с собой в город. Но они стали биться, рваться на волю. И в итоге их выпустили. Сделали доброе дело.
1958. РАЗБОЙ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ. О том, как зимой сорока бьётся с совой. Сова ловит мышей, а сорока гоняется за совой, чтобы она выпустила из когтей мышь.
1958. КАК ПАТЕФОН ПЕТУХА ОТ СМЕРТИ СПАС. Рассказ о том, как самый сильный петух обморозился, и его хотели зарезать. Мальчику этого очень не хотелось, ему было жалко петуха. Он его спрятал под печкой. А когда стал заводить патефон с пластинкой, где кукарекует петух, то обмороженный петух закукарекал. И таким образом стало ясно, что он оттаял.
1958. КАК ВОРОНА НА КРЫШЕ ЗАБЛУДИЛАСЬ. Тоже добрый рассказ про ворону, которая потеряла добытый ей кусок хлеба. И как воробьи всё это видели.
1958. ХИТРЮГА. О том, как автор по просьбе сына принёс ежа из леса. А ёж спрятался, и его искали два дня. Но, всё-таки, нашли.
1958. РАКИТОВЫЙ ЧАЙ. Воспоминания о ночной рыбалке, о том, как грелись у костра и пили ракитовый чай.
1958. ЗИМОРОДОК. Рассказ о красивой маленькой птичке, которая живёт рядом с водой и рыбаками.
1958. КОВАРНЫЙ КРЮЧОК. Рассказ о попытке выловить какую-то большую рыбину – безизну. Она любит охотиться на маленьких рыбёшек – уклеек. Но вместо неё он поймал на спининг птицу – крячку, которая тоже охотилась на уклеек. И в итоге птица погибла.
1958. РЕПЕЙНОЕ ЦАРСТВО. О ходьбе на рыбалку по узкой тропе в репейнике.
1960. ТРОПА ДЛИНОЮ В ЛЕТО. Это как бы поэтическое послесловие ко всей книге «На рыбачьей тропе». Как написано в примечаниях, «рассказы, составившие этот сборник, характеризуют начальный период творчества Е. Носова, печатались во второй половине 50 — первой половине 60-х годов в курской молодежной газете «Молодая гвардия», в «Курской правде», «Курском альманахе», в журналах «Подъем», «Огонек», «Молодая гвардия», «Наш современник», в «Литературной газете», вошли в первые книги писателя: «На рыбачьей тропе» (Курск, 1958); «Рассказы» (Курск, 1959); «Тридцать зерен» (М., Мол. гвардия, 1961). По сравнению с первым изданием подавляющее большинство произведений переработано автором, в некоторых из них изменены заголовки».
1966. Кувшинка. Маленький, добрый рассказ о встрече на рыбалке с лодками поющих девчат.
2002. Покормите птиц. Вдохновенный рассказ о городских птицах – синичках, которые с приближением зимы очень нуждаются в корме. И как автор соорудил кормушку у себя на балконе. И как птички кормились. А он распечатал и развесил по округе призывы покормить птиц. Никто не повесил кормушки. Очень добрый, проникновенный рассказ. Один из последних рассказов Носова.


Бытописательство деревенской жизни (а это, в основном, из сборника «В чистом поле»:
1958. НЕСПЕШНЫМИ ПРОСЕЛКАМИ. Простой незамысловатый рассказ о поездке из города в деревню на двуколке с рассказами по дороге.
1958. ПОД СТАРЫМ ОСОКОРЕМ. Рассказ старика-паромщика о русско-японской войне. Как его взяли в плен, отвезли в город, он купил самовар и разжёг его какими-то их божками. За это его японцы очень сильно высекли.
1958. ПАЛТАСЫЧ. Добрый рассказ о старике, который в колхозном пруду разводит карпов. При кормлении играет им на дудочке, и карпы кружат и выскакивают из воды под музыку.
1958. ПРОПАВШАЯ ЗАРЯ. Очень добрый интересный рассказ о двух ребятах, которые украдкой от родителей ездили далеко ловить рыбу. По дороге забыли в поезде рюкзак. С помощью милиционера и телеграфистки дали телеграмму, потом поехали на паровозе до конечной станции. Там нашёлся рюкзак, а один добрый дядя приютил их и отвёз на лодке на рыбалку, где они наловили много окуней и большого голавля.
1959. Кукла (Акимыч). Ну, того пафоса, который есть в Википедии по поводу этого рассказа, здесь нет. Возмущение о том, что старые куклы выбрасывают и их ломают, есть. Но мало ли что выбрасывается и ломается? То, что этот бывший фронтовик Акимыч торжественно похоронил сломанную куклу – это уже перегиб.
1960. Портрет. Рассказ о председателе колхоза, с которого автору дали указание сделать портрет. В принципе, ничего особенного – очерк. Упоминается, что МТС ликвидированы. Это сделал Хрущёв в 58 году.
1960. Течёт речка. Грустный рассказ о пастухе, старике Устине, который недавно пережил очень сложную операцию. В их деревне праздник. Сидя на берегу в ожидании прихода доярок, он вспоминает свою жизнь, безответную любовь к Нюрке, которая сейчас живёт на другой стороне реки. Она нянчит внука. Приходит к ней завхоз и просит переехать речку и привезти водки. Но она застревает, и Устин выволакивает лодку обратно на тот берег. Ругается с завхозом. Устина жалко. Добрый, грустный рассказ. Если бы рассказ писал Воробьёв, то Устин в конце умер бы, или утонул в реке. А у Носова – так. С другой стороны, и так всё ясно. И Устин думает, что «все останется: и дома, и речка, и коровы... И будут жить другие люди... Татьяна, Валерка, Павлушка... Теперь это все ихнее». Так даже лучше.
1962. Шуруп. Рассказ о том, как едет к матери домой на майские молодой рабочий по прозвищу Шуруп.  Он в бригаде высоковольтников тянул линию. Получил первую получку и отпуск. До поезда нарвал подснежников, чтобы подарить матери. В вагоне были попутчики – якобы, инвалид войны и какой-то, якобы, ясновидящий, который едет в Воронеж, чтобы на него молились. Они его обокрали незаметно. И он уже ничего кроме подснежников матери не подарит. Такие вот «богомольцы».
1966. ШУМИТ ЛУГОВАЯ ОВСЯНИЦА. Всеобщая радость на сенокосе. После окончания общего покоса народ косит ночью на другой стороне реки по опушкам. В том числе Анфиса – вдова с сыном-мальчиком. К ней приезжает на мотоцикле председатель колхоза. Между ними роман. Председатель женат. Но с женой у них не ладится. Но никаких решений они с Анфисой не приняли пока. Что-то будет… В рассказе никакого секса нет – одни разговоры. Про любовь – это не о Носове. За эту вещь Носов получил в 1975 году Государственную премию РСФСР им. А.М.Горького. Ну, конечно, в хозяйстве всё отлично. Есть некоторые проблемы в личной жизни, но это для госпремии несущественно.
1966. В ЧИСТОМ ПОЛЕ ЗА ПРОСЕЛКОМ. Очень добрый рассказ (до слёз) о том, как подростки возродили кузницу в селе после смерти старого кузнеца. И даже председателя колхоза привлекли к этому.
1966.ВАРЬКА. Добрый рассказ о девушке на пороге взросления, в ожидании первой любви. Она работает летом на птичнике, с утками.
1966. Майский подарок. Маленький добрый рассказ о поездке в электричке и наблюдениях автора. О женщине, везущей рубашечку для ребёнка.
1966. ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ДРУГИХ ПЛАНЕТАХ? Добрый рассказ о поездке лектора о том «есть ли жизнь на Марсе» в далёкую деревню. От станции с ним ехала девушка. По дороге их накрыла гроза. В деревне он поместился на ночлег в доме девушки и её родителей. Налили ему наливочки. И жизнь стала так хороша!
1966. Домой за матерью. Добрый, но грустный рассказ о поездке шахтёра из Воркуты к матери в Орловскую область, чтобы забрать её к себе сидеть с детьми, чтобы жена не бросала работу. При пересадке в Москве встречается с братом, который учится в МГУ. Шахтёр всё время пьёт по дороге. В поезде на Орёл разговаривает со старушкой, которая моталась между своими детьми, которые её звали сидеть с детьми. В итоге она решила возвратиться обратно на родину, чтобы тихо умереть. Но шахтёр проспал её рассказ.
1966. Шуба. Добрый рассказ о поездке матери и дочери в город, чтобы купить шубу. Дочери 18 лет, она заработала на птицеферме, и теперь вот хотят ей купить хорошее зимнее пальто. В итоге всё хорошо.
1966. Подпасок. Добрый рассказ о подпаске Митьке, который пасёт коров вместо заболевшего пастуха. Привёл стадо на дойку к реке. И переругивается с подпасками из соседнего, богатого колхоза. Там их подкармливают, и одна корова на запах переплыла. И те хотят её подоить. Но Митька не позволил.
1966. ВО ПОЛЕ БЕРЕЗОНЬКА СТОЯЛА. История бывшего учителя в 20-х годах. Писал стихи о природе. Зимой заболел. Один из учеников принёс ему каких-то трав, и он выздоровел. Этот ученик стал вырезать фигурки из дерева.
1966. Последняя дорога. О встрече автора с цыганами осенью перед отъездом из деревни. О том, как им тяжело живётся кочевой жизнью. Когда автор ехал на автобусе, вошла другая цыганка с ребёнком. Сказала, что хочет устроиться на работу с лошадьми. И её тут же пригласили жить в попутную деревню.
1966. На рассвете. Рассказ о том, как сына Алёны выбрали председателем колхоза. Как она вспоминает, как жили с мужем, как он ушёл на войну и не вернулся. Как было тяжело после оккупации, как пахали на бабах. И что теперь будет. Приходил бывший председатель, и как сын ему сказал о том, что тот гнался за результатами. Землю обескровил.
1966. ПОТРАВА. Первый конфликтный рассказ. Об объездчике заповедника. Как он пришёл после войны, и делать ему в колхозе было нечего. И как он ушёл в объездчики. Работа непыльная. Народ упирался на пашне, а он прохлаждался на коне. В итоге он в грозу поймал одного косца из его деревни (Яшку – дурачка) и фактически убил его. Грустный, печальный рассказ. Первый рассказ, главный герой которого плохой человек.
1966. АЛИМ ЕДЕТ НА КАВКАЗ. Сценка на среднеазиатском вокзале. Чеченка с детьми едет домой на Кавказ. Муж умер от силикоза (видимо, работал на руднике). Старший мальчик-непоседа всё время бегает. Младший – грудничок. Добрый рассказик.
1967. За долами, за лесами. Добрый рассказ о жизни в русской глубинке. Умирает деревня – одни старики и старухи. И автор-писатель приехал ненадолго – только писать. Но тоже бытописательство.
1967. ПЯТЫЙ ДЕНЬ ОСЕННЕЙ ВЫСТАВКИ. Песня «Стоят девчонки» была написана в 1966  году. А этот рассказ очень добрый про доярку, которую привезли с её коровами на выставку. История этих коров. Без неё они бы не выжили.
1968. ХРАМ АФРОДИТЫ. Грустный рассказ-воспоминание архитектора об одной командировке в деревню десять лет назад. Его послали проверить, можно ли использовать камень, который откопали в этой деревне, для постройки различных сооружений. Председателем оказалась молодая девушка, с которой он в итоге переспал. Но продолжения романа не было. Он всё забыл. И вспомнил только сейчас, когда ехал на поезде мимо. Ещё один рассказ, где главный герой – так себе. Новое для Носова – рассказы с каким-то сюжетом, конфликтом, а не просто бытописательство.
1970. И уплывают пароходы, и остаются берега. Несколько затянутое бытописание о жизни на Онежском озере некоего Савони – пожилого мужика-инвалида. Как приплывают теплоходы с туристами, как он с ними общается. Потом отвозит на катере группу студентов в какую-то избушку. Там пьют-гуляют пока теплоход ремонтируется. В итоге выпивки чуть не сожгли в костре протез Савони. Утром чуть не опоздали на пароход. Просто описание жизни на Онеге.
1973. НЕ ИМЕЙ ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ… Повесть о пенсионной жизни бывшего директора завода. Как он поехал на рыбалку, и к нему прицепился ещё один дед, как оказалось, он в 30-х годах тоже работал на заводе. Рыбалка не получилась. Дед всё время вспоминал их заводскую жизнь. В итоге они опоздали на автобус. Этот Фомич побежал куда-то доставать грузовик, а бывший директор подхватил такси, уехал и фактически бросил человека там, в пургу.
1983. Тёмная вода. Чувствуется, что рассказ написан уже в период позднего застоя. Деревни все в загоне. Ехали с неудачной охоты. Подобрали старуху, которая потеряла очки и ничего не видела. Долго искали её дом. Рассказ добрый, но не такой, как раньше.
1983. Во субботу, день ненастный... Добрый рассказ о вынужденной остановке автора во время командировки при отлёте из маленького аэродрома. Зашёл в дом неподалёку. И там были разговоры. Вдова (после войны), сын её, пришедший со службы во флоте (спал на печи), всякая живность. Пришли потом ещё пассажиры с того же рейса, соседи. Рассказ добрый, но к войне имеющий очень отдалённое отношение. Просто деревенская проза.

Носов начинал с рассказов о том, что ему было знакомо с детства – о природе курской области, о живности, которая населяет эту природу – птичек, рыб, уток, гусей и кур, коров. А также о людях, об их взаимоотношениях. Порой он скатывается к простому «бытописательству» - это то, чем занимались поначалу члены кружка Телешова (Горький, Андреев, Бунин) в конце 19-го века. Но недаром в Википедии написано, что «повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью». Тяжести коллективизации, оккупация, голодные тридцатые и послевоенные годы в деревне не разрастаются до того, что у Андреева определяется как «безумие и ужас», и что можно прочитать в «Это мы, господи!» Воробьёва. Читателю, у которого ещё не съехала крыша, постоянно находиться состоянии «безумие и ужас» невозможно. В то же время я не могу сказать, что у Носова всё приглажено, и в деревне всё «культурненько и пристойненько». Нет, у него, действительно, уравновешено. И язык его рассказов погружает в эту обстановку: как будто, не автор, а ты сам участвуешь в событиях и говоришь с людьми.

Рассказов-воспоминаний о тридцатых годах и детстве у Носова немного.
1963. Моя Джомолунгма. Довольно нудный и длинный рассказ молодого парня, который лежит дома со сломанной ногой в гипсе и смотрит в окно. За окном растёт высокий тополь, с которого парень упал и сломал ногу. Это его «Джомолунгма». И грустно, когда этот тополь спилили на дрова. Грустно и нудно. Впрочем, это не совсем воспоминание  Носова, поскольку дело здесь происходит после войны.
1966. ДОМ ЗА ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКОЙ. Рассказ-воспоминание о детстве, видимо, в Курске. Дом с коммунальными квартирами за воротами со львами (поэтому «за триумфальной аркой»). Как бегали мальчишки, хулиганили. Добрый рассказ.
1966. МОСТ. Добрый рассказ-воспоминание об отце – клёпальщике, который построил мост. Двадцать три тысячи заклёпок.

Особняком стоит повесть «Усвятские шлемоносцы». 1977. Это, на мой взгляд, самая сильная вещь Носова. Начало войны. Как оно воспринималось в глубинке, селе Усвяты. Касьян по древним книгам – носитель шлема. Как сначала подумали, что это скоро кончится. Забрали сначала молодых. А потом и всех мужиков и главного героя конюха Касьяна. Как собирались, как он вспоминал почти всю жизнь. Прощались с семьёй. В повести колонна даже не дошла до призывного пункта. Но это произведение о переходе от мирной жизни к войне. Восхищает язык произведения – описание природы, разговоры людей. Чувствуется, что этот язык знаком Носову с детства, а не просто он побывал в деревне и нахватался. Эта вещь как бы связывает его деревенские рассказы с военными.

Теперь об «окопной прозе» Носова.
1961. Тысяча верст. Рассказ о том, как после прохода фронта через село, в дом, где жили два мальчика (мать ушла искать пропитание и не вернулась) пришёл обмороженный немец. Он не стал ничего делать детям, определил, что ноги у него отморожены и застрелился. Дети в ужасе убежали на другой конец села.
1969. Красное вино победы. Рассказ-воспоминание о том, как в серпуховском госпитале встречали окончание войны. О том, как все радовались: и народ и больные. Им на обед дали по стакану красного вина. Но один больной Копешкин, почти полностью замурованный в гипс, не смог выпить. Носов нарисовал как бы его дом в Пензенской области. И в этот же день Копешкин умер. Грустный, но сильный рассказ.
1973. ШОПЕН, СОНАТА НОМЕР ДВА. Очень сильный рассказ, до слёз. Оркестр из молодых ребят привезли на открытие обелиска павшим во время войны. Они сыграли два раза гимн. Руководителем у них дядя Саша – бывший фронтовик. Там ещё много было фронтовиков. После митинга выпивали, и руководитель отдал машину, чтобы развести фронтовиков домой. Но машина не возвращалась. И дядя Саша скомандовал идти пешком. Под дождём. Как когда-то во время войны он выводил свой взвод из тыла к фронту. Все просто падали. Но когда впереди их встретил подполковник и оркестр сыграл, то все приободрились. А сейчас они вышли в деревню. В первой избе их встретили старуха, мать, дочери и квартирантки-студентки. Оркестрантов  приютили от дождя. Ребята общались с девчатами. А дядя Саша слушал рассказ старухи о её погибших сыновьях. Когда попросили их сыграть что-то, то девчата-студентки сказали, что нужен «шейк». Но дядя Саша скомандовал играть сонату номер два Шопена, часть 3 (похоронный марш). И старуха сказала «Спасибо», что всех помянули.
1975. Фронтовые кашевары. Добрый рассказ о фронтовом кошеваре, который не получил орденов и медалей, но без которого бойцы не могли бы воевать.
1975. Переправа. Добрый рассказ о том, как на переправе через пограничную с Польшей реку не хотели пропускать верблюда, который дошёл с солдатом из обоза из Сталинграда. Но когда подъехал Рокоссовский, то он разрешил и распорядился наградить солдата.
1993. Костер на ветру. У костра рассказывает старик, как во время войны он бился против группы фашистов с зажатой в руке гранатой. Его пытался раздавить танк, но не получилось. В итоге он бросил гранату и был ранен щепкой в грудь. Перебило пищевод. С тех пор он не может нормально пить и есть.
1995. Синее перо Ватолина. Добрый рассказ о том, как жила в селе женщина с двумя малыми детьми во время оккупации. Как у неё выволокли запас картошки и кур. Синее перо – от курицы. И как был бой и отступление немцев. Добрый рассказ.
1996. Яблочный Спас. Добрый грустный рассказ о бабуле, которая продавала яблоки. Автор купил у неё ведро и сказал, что ещё купит прямо с дерева. Пошли к ней пешком. Оказалось, что она живёт в полусгоревшем доме с котом. Полдома она продала цыганам, чтобы дочь могла расплатиться по долгу на работе. Дочери это не помогло – посадили. И на лесоповале её задавило. У цыган дом загорелся, но всё не сгорело. А в войну она была снайпером. Рассказала, как она ползала по болотам и топям. Потом она сошлась с одним охранником, но его убило миной. А она оказалась беременной. Грустный рассказ.
2000. Памятная медаль. Хороший проникновенный рассказ про бывшего танкиста, которому дали юбилейную медаль с Жуковым. Он пришёл к другому фронтовику (последнему в деревне) и рассказывал про бой зимой 42 года в районе Старой Руссы. Сначала была неудачная атака. У наших подбили все танки, кроме того, где водителем был рассказчик. На следующий день была новая атака с артподготовкой, подкреплением пехотой и ещё что-то. А их танк обошёл деревню и вышел в тыл немцам. Разгромил их миномётную батарею, самоходную пушку, был подбит. Но не до конца. И своим ходом вышел.
2002. Фагот. Рассказ о начале войны. Подготовка. Приход немцев в Курск. Парень по прозвищу Фагот работает на заводе. Когда становится ясно, что Курск будут сдавать без боя (войск нет – все силы на защиту Москвы), скомандовали всё взрывать и ломать. Фагот сделал себе самодельную винтовку. Когда немцы вошли в город, Фагот увидел танк и высунувшегося немца. Он пальнул из самострела. Побежал, его подстрелили.

Статьи о войне.
1966. Слово о сержанте Борисове. Статья-воспоминание о командире артрасчёта, погибшем со словами «Всё будет хорошо» во время боя с превосходящими силами окружённых фашистов во время Бобруйской операции.
1985. С сединою на висках. Статья о том, как автору и другим бывшим фронтовика 1925 года рождения вручали военные билеты  с отметкой «исключен с воинского учета за достижением предельного возраста состояния в запасе». А также об ответственности писателей и кинематографистов за правдивое отображение войны.
1990. Фанфары и колокола. Грустная статья о том, как наши плохо обращаются с павшими. Немцы вытаскивают погибших, каждого закапывают в могилы и ставят крест с указанием фамилий. А наши всех в так называемые братские могилы, навалом, без разбора. Потому что некогда. А многих просто бросаем на поле боя. Спешим. (Оказывается, что соавтором этой статьи был Константин Вороьёв. Каким образом, ведь он умер в 1975 году?).
1990. У толпы нет лица. А это уже антисоветская статья о зверином оскале перестройки. О тех, кто пользуется свободой в своих корыстных целях. Носов говорит, что у этих безобразий есть «командование и командующие».
1998. Мемуары и мемориалы. Тоже проникновенная статья об искажении памяти о войне. О вранье в СМИ.
2001. Война всегда не ко времени (интервью). Интервью в связи с присуждением ему и Воробьёву премии Солженицына. Оказалось, что Солженицын два года назад написал обстоятельную статью о творчестве Носова. И воевали они на одних фронтах, чуть ли не бок о бок. В интервью – горькие размышления о судьбе ветеранов.

Когда я принялся читать «военные» рассказы Носова, то понял, что до этого я о войне фактически ничего не читал. Да, пожалуй, я вообще, не читал советских писателей, кроме того, что проходили в школе в начале 60-х годов (Шолохова, Твардовского). Только фильмы типа «Солдатами не рождаются» и «Освобождение».
Носов не писал эпопеи. Он был наводчиком противотанкового орудия. Ушёл на войну в 1943 году, когда ему было 18 лет. В большинстве его рассказов о войне даже нет как таковых батальных сцен. Это рассказы о людях в оккупации, о начале войны или её последствиях, воспоминания фронтовиков. В отличие от Воробьёва у Носова нет кошмаров первого года войны и фашистских концлагерей. Носов этого не видел. Но он видел, какими жертвами давались нам победы. И как мы плохо обращаемся с павшими бойцами. Что это за «братские могилы», когда убитых сваливают в ямы без разбора? Как оставляют убитых на поле боя только потому, что часть, в которой они служили ушла вперёд, а новые войска не хотят подбирать «чужих». (Недаром, что до сих пор каждое лето на бывших полях сражений работают множество поисковых групп, откапывающих из болот останки солдат и пытающихся восстановить их имена). Не знаю, писали ли маститые советские писатели об этом? Но я узнал это только из рассказов и статей Носова.

А ведь поначалу я даже не собирался читать всего Носова и писать о нём. Но теперь не жалею о проделанной работе и рекомендую Вам почитать. В этой статье написано практически обо всех произведениях Евгения Носова.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru