Как Север на семейном уставе до сих пор держится!!

Лилия Крошнина 2
    На Севере нашем по уставам да по заведеньям жили, и по сю пору живут. Поморам свычно обретаться между морем и берегом. "Где лодья не рыщет, а у якоря будет". Якорь для помора и есть семья. Потому то главные уставы для поморов значатся морской и семейный.
Устав семейный в Поморье передаётся из поколения в поколение, чтобы детям от отцов своих и матерей заповедано было жизнь свою строить заботно, простосовестно и разумно. "Дружбой нать украшать домашнее житьё-бытьё" - так говорили поморы.
     Самым важным делом было завести семью - обсемьиться. Про мужчину либо женщину, имеющих большую семью говорили с увадою: «он то у нас семьЯнистой, она така семьИстая».
     Главой семьи считался отец, его величали уважительно: «батюшкой, родителем, а в кругу семьи просто татой, а мать - мамушкой, мАтенкой либо мамой». Вспоминая прошлое, говорили: "Папы не звали веком, фсё бАтюшком, а которы и татой".   
     Женщины поморами величались: «жонками, женочёнками, или женчёнками».
Вспоминая ранешное время, говорили о статусе жен, жонок, а также мужей, мужчин: «А ранешно-то время жонок часто по мужикам звали», «Жонились ране и по жониной фамилии. Не в свой дом пришол, в жонин – дак доможир значит».
Через пословицы и поговорки устав семейный с малых лет воспринимался детьми как жизненно-необходимое правило.
К примеру: «Всякая жона из-за мужа краснА» или «Любящая жона застилает Иисуса Христа». И ещё: «Муж говорит: я голова, а жона говорит, я шея, куды сверну, так и будет», а также: «Муж да жона – одна сотона».
Отношение к повторным бракам было терпимое, но с долей иронии: «перьвая жона как перстень на руке, фтора жона как лапоть на ноге».  И ещё: «перва – жона-а, фтора – жонка, а третья жончёнка».
      Уставно жонок прозывали, в зависимости от её семейного официального статуса, к примеру: «коренная жена - та, с которой мужчина регистрацию брака изделал, налепнАя жена – поддельная, по гражданке сошлись, либо стороняя - любовница».
      Большинство поморских семей были многодетными. Дети рождались в большинстве своем здоровыми и сильными. Возможно, это было связано с особенностями промыслового дела. Север место чистое, не загрязнённое. А за время промысла организм помора был хорошо подготовлен к зачатию здорового ребенка, ведь на промысле помор питался в основном свежей морской рыбой и мясом.  Поморки же на берегу трудились, выполняя разнообразную работу, постоянно были в движении.
      В поморской семье детей рано приставляли к серьёзному делу.  С 5-6 лет девочки шили, в доме мыли, чистили, убирали, ухаживали за младшими детьми.  Мальчики вязали сети, ловили рыбу - бережили, помогали родителям. С 10-12 лет мальчиков брали на промысел, и они начинали осваивать промысловое дело.  У всех поморов был порядок такой.   
      Тех, кто не умел вести хозяйство, называли – бездомОвый, а, кто не имел семьи и родственников – вЫмерший.
      Поднимали, воспитывали детей в поморской семье также согласуясь с заведеньём: «ребёнка до года – как его называли «безгодок», перво-наперво выкармливали и воспитывали -  содержали, давали средство к жизни, поили и кормили». Далее: «воспелёнывали и пестовали - няньчили и навыки ставили, необходимые для здорового роста».  Когда ребёнок вставал на ноги, и мог уже слышать указания, его «разУмили - учили внимать, слушать, разуметь, кумекать и вызнавать, брать в глаза и класть на разум, брать в толк».  А уже «выростка», то есть подростка начинали законить: «учили добру, наводили на законный путь». Детям втолковывали и передавали заведеньё и устав семейной жизни, на котором Север держался и держится: уважение к родителям и старшим, понимание себя и других, бережное и рачительное отношение к природе и своему делу, преданность своей семье, своему роду и месту где родился».
       В поморской семье не принято было выносить сор из избы. Жена не должна была рассказывать соседкам и подругам о своих неурядицах с мужем. Не полагалось  и вмешивать в выяснение отношений малых и несмышленых детей, чтобы не ронять авторитет отца или матери в их глазах.  В поговорках и пословицах прямо указано:
 «Жену да детей учат без людей. Учи детей без людей, а жону без детей».
«Спорить вольно, а браниться грех!».
Если забранка кака возникала, поморы умели разрядить обстановку юмором: «Завтра будет праздник! Какой? Жэна мужа дразнит!»,
 «У мужа с жоной завсегда мировая с собой. Как это? А спать!»,
«Днём дерутца, а ноцью под одну окутку гнетутца».
     О процессе взросления и готовности к браку молодых поморов, говорили прямо: «От ведь, сыне о восемнадцати годов женице сбирается.  - Не нагнётывай нервенность, ежели жэнилка готова, дак пусть жэница».
А поморяночек учили: «Ищи мужа ухватистово, с ним не оголодаешь живучись»
Годистые поморочки подмечали о надобности подумать прежде чем взамуж пойти: «Не тем местом вышла взамуж-то, головой надо было!»
   Как заслугу свою и удачный итог прожитой жизни говорили: «дети вырошшены, жонёны, на путь направлены».
   На этом держалась и держится жизнь на Севере!

Словник:
Устав – свод правил, положений; закон
ЗаведЕньё – порядок, традиции, обычай