Постоялый двор

Илья Исаев
    ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР

    Вчера мы с подругой разговаривали о добре. Для меня Добро – это частичка души человека, которой он готов поделиться. Если человек делится не частичкой души, а чем-то другим, то это не Добро. Это может быть "подарком", "благотворительностью", "одолжением", "спонсорством", "сбыванием того, что самому не гоже", "выгодным вложением своего излишка", чем угодно – но не Добром. Добро не может быть без Любви. Ни Любовь, ни Добро не существуют там, где присутствует ложь. Наверное, каждый человек знает, лжёт он или нет, поэтому он должен знать, любит ли он и творит ли Добро. Мне очень жаль людей, вынужденных лгать. Они не делятся с другими своей душой, значит – их душа ущербна. И, чувствуя это, лжецы страдают. Тот, кого любили, знает это наверняка. Он знает, что такое душевное Добро.
    Подругу, с которой у нас вчера состоялся разговор, зовут Катей. У нас с ней много общего. Мы любим детей: она работает детским врачом, я – школьным учителем. Мы любим музыку и вместе играем эту музыку, она на скрипке, я на флейте. Мы любим литературу и дарим друг другу книги. Мы оба – странники по России, любим и никогда не покинем её. Это счастье – иметь таких друзей. Друзей, которым готов отдать что угодно, не только часть души. Друзей, которые, разделяют твои убеждения. Например, убеждение, что главное в жизни – любить, и вкладывать душу в своё любимое дело для любимых людей.
    Однажды Катю удивило, что ко мне часто приезжают друзья с разных концов страны. Этим друзьям я даю ключи от квартиры, и они у меня живут, сколько им надо, иногда по несколько месяцев. Ко мне может приехать друг из Геленджика. Или четверо друзей из Перми. Или тётя Лена из Тамбова – дочка героического капитана второго ранга Щербинина. У меня жила милая девушка Леся – сестра скорой помощи из Солнечногорска, которой надо было сдавать в Москве экзамены. Жил друг моих друзей художников из Казани, который хотел учиться в Москве на режиссёра кино. Жила незнакомая женщина из Краснодара Лариса со своей несчастной дочкой Настей, которую так изуродовало в автомобильной аварии, что её бесплатно взялся лечить доктор Дикуль. Однажды кто-то пошутил, что я превратил свой дом в постоялый двор. Другой человек пошутил, что у меня всё время обитают какие-то "беженцы". Мне показалось это забавным, но сам этот шутник тоже становится беженцем, когда включает телевизор или заходит в Интернет. Сравнение с постоялым двором мне тоже показалось забавным...
    А, ведь, и наша душа может стать для кого-то постоялым двором. Этот кто-то может пользоваться нашим "душевным постоялым двором", оставлять там мусор, плевки, и даже ломать его.
    Мне приходилось общаться с чудаками, считающими, что их душа – закрытая для всех "чужаков" сокровищница. А их дом – крепость. Не крепость, в смысле – сила, а крепость с высокими толстыми стенами, неприступным рвом и непробиваемыми воротами. В домах таких осмотрительных людей много стратегических запасов еды, одежды и материальных ценностей. Но в таких домах душа не отдыхает. И обычно бывает совсем не много книг, которые "хранители сокровищницы" готовы дать кому-то почитать. Часто такие люди покидают родную страну в поисках лучших мест для своей неприступной крепости. Но для таких людей большинство окружающих – "чужаки". И сами они не понимают, что являются "чужестранцами" в любой стране. Они не делятся ни кровом, ни душой, ни книгами. И сами они книг не пишут.
    Вообще, отношение к книгам – индикатор, по которому можно "вычислить" человека. У новых знакомых я спрашиваю, какие книги они любят. Как правило, когда при этом вспыхивает диалог, разгорается и настоящая дружба! Поэтому я люблю дарить любимые книги.
    У меня на книжных полках много подаренных книг. Есть книги с автографами, оформленные любимыми художниками-иллюстраторами: Леонидом Владимирским, Германом Огородниковым, Надеждой Кузнецовой. И есть книги, подаренные авторами. Многие из авторов этих книг при первом знакомстве приглашали меня к себе и даже оставляли на ночлег. Мы подолгу общались с этими интересными и открытыми людьми. И было сразу понятно, что эти люди предоставляют тебе не только жильё, но и открывают душу. Теперь к душе этих людей могут прикоснуться все мои друзья, ведь они могут взять у меня и почитать их творчество. Например, сочинения историка Геннадия Шендакова, писателя Виктора Грекова, поэта Юрия Исаева, поэта и публициста Леонида Великодного, краеведа Галины Блиновой, художника, поэта и философа Геннадия Лучинина...
    А самое большое счастье, когда тебе дарит свою книгу любимая женщина! И вместе с книгой дарит свою фотографию...
    Когда-то авторы книг пускали меня на постоялый двор своей души. Они делились своим кровом. Думаю, если надо будет, они и кровью поделятся...