Шахматы как предмет социального творчества

Сергей Ставрояни
Игра как отдельная философская категория давно стала предметом научных исследований. Такие философы, как Й. Хейзинга, Р. Кайуа, О. Финк, Э. Бёрн утверждали, что игра является отдельным социокультурным феноменом, требующим детального изучения. Так, голландский философ Й. Хейзинга в трактате «Homo ludens» проводит глубокий исторический экскурс, показывая, что феномен игры является важным культуросозидающим, проявления игры присутствуют в различных социальных сферах человеческой жизнедеятельности (война, правосудие, массовая культура и другое). Й. Хейзинга, а также Р. Кайуа исследовали и классифицировали виды игр: от греческого «агона», где важен дух борьбы, соперничества, до азартных игр, подражательных игр и т.д. Э. Бёрн в своих работах больше исследовал психологические особенности игр, утверждая, что человек постоянно «играет», примеряя различные роли в процессе отношений с людьми, в работе, семейной жизни.
Шахматы уже много столетий привлекают внимание и интерес людей во всём мире. Одних привлекает красота комбинаций, тактических идей, стратегических замыслов; других – дух спортивного состязания, борьба; третьих – противостояние характеров, психология игроков. Наконец, для многих шахматы – работа, бизнес, хобби, просто Игра. Шахматы традиционно считаются игрой мудрецов, правителей, философов: нередки аллюзии и параллели шахмат с политикой и бизнесом (употребление понятий: «гамбит», «цугцванг», «цейтнот», «пат» в этих сферах; можно вспомнить и книгу З. Бжезинского «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы»). Сейчас шахматы очень популярны в Европе, Америке, Азии. Большим интересом они пользуются в постсоветских странах, в частности, на Украине, где можно наблюдать, по сути, шахматный бум (особенно, детский).
Целью данного исследования является выяснить социальные и духовные основы происхождения и развития шахмат, выявить творческий потенциал шахматной игры, их влияние на общество. Для изучения возникновения шахмат и их развития необходим краткий исторический экскурс. Происхождение шахмат издавна интересует историков, теоретиков, и других любителей древней игры. Наряду с вопросом о стране – родине шахмат актуален вопрос о причинах появления игры. Существует немало легенд, в которых изобретение шахмат приписывается некоему мудрецу, однако считаем бесспорным, что возникновение шахмат – результат коллективной деятельности, обусловленный совокупностью объективных причин, а не плод деятельности одного человека. Среди причин некоторые учёные называют мистическо-эзотерические, астрологические, что представляется весьма сомнительным. Так, учёные Дж. Нидем и П. Бидев полагают, что шахматы появились в Китае, указывают и конкретную дату: 569 г. и были инструментом предсказания. Павел Бидев пишет: «шахматы – символ космоса».
Более вероятным мы полагаем общепринятую концепцию о шахматах как игре, призванной обучать полководцев и военачальников, возможно, досуг для высших каст и сословий. Историк Исаак Линдер пишет: «Шахматы – военная игра, символически отобразившая строй древнего войска». Прародительницей всех современных шахмат считается чатуранга, или же чатурраджа – древнеиндийские шахматы. Слово «чатуранга» – означает четырёхсоставное войско. Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Чатурраджа – игра 4 королей, количество игроков – 4. На ранних этапах многое определял случай, так как ходы определялись броском игральных костей.
В «Чатранг-Намак», наиболее раннем письменном источнике (VII век) по истории шахматной игры на среднеперсидском языке излагается сказание о завозе чатуранги из Индии в Иран (VI век). По мнению историка шахмат Г. Мэррея (1936), текст сказания позволяет назвать примерную дату изобретения игры — ок. 570 г. Также некоторые учёные отмечают корреляцию между распространением древнеиндийских шахмат с распространением буддизма. Так, шахматы развивались там, где буддизм стал господствующей религией или имел сильное влияние (Бирма, Сиам, Тибет, Монголия, Япония, Китай).
Интересно отметить, что, фактически, шахматы концентрированно отражали суть военной системы той эпохи и той страны, в которой происходило их развитие. Это происходило под влиянием политики, культуры и религии, которые, как известно, являются лишь надстройкой над экономическим базисом, то есть господствующими в данном обществе экономическими отношениями. Так, заметим, что шахматы отражали существующую классовую (или, применительно к индийскому обществу, варновую) систему: незыблемость и верховенство монархической власти, готовность жертвовать простыми людьми (пехотой, пешками) ради общей победы. Любопытно также рассмотреть реформу шахматной игры, произошедшую в Европе в эпоху Возрождения. Так, европейцы, к которым шахматы пришли через арабских завоевателей с Востока, трансформируют шахматные фигуры. Так, боевая колесница (ладья) становится готической башней европейского замка, слон – епископом (в английском языке шахматный слон имеет название bishop – епископ), фарзин (ферзь) – королевой, которая приобретает неограниченный ход во всех направлениях. Историки и исследователи полагают, что причиной тому был сильный культ Богородицы, особенно характерный для католической Западной Европы.
Отметим, что в некоторых азиатских странах шахматы трансформировались в игры с несколько иными правилами (сёги – Япония, сянци – Китай, чанги – Корея и т.д.). На примере игры сёги, очень популярной в Японии, попробуем рассмотреть, какие социальные аспекты способствовали изменениям правил шахмат. Основной отличительной особенностью сёги является то, что сбитые фигуры не покидают игру, а переходят к побившему их игроку. Проводя параллели с военным делом, они «берутся в плен» и проходят «перевербовку». Очевидно, для японского феодального общества были характерны такие характеристики, как: «многовековая изоляция, долгие междоусобные войны, острая нехватка людских и природных ресурсов, строжайший кодекс чести, совершенно особые взгляды на жизнь и смерть», делавшие возможным и естественным именно такой игровой механизм [2].
После уже упомянутой реформы шахмат в Эпоху Возрождения значительных трансформаций собственно правил классических шахмат не происходило. Однако менялись отношение общества к шахматам, популярность в различных странах и др. Отдельного рассмотрения заслуживает отношение церкви к шахматам, в разные эпохи менявшееся от одобрения и поощрения до полного запрета. Для XX века характерным было политизация шахматной игры, нередко проявлявшаяся в эпоху холодной войны в антагонизм в матчах на первенство мира (Спасский-Фишер, Карпов-Корчной). Для советского общества характерной была государственная поддержка шахмат, создание учебных детских центров. В современном обществе шахматы всё больше становятся бизнесом. Всё чаще шахматные турниры становятся местом купли-продажи званий, рейтингов, призовых мест; превращённые формы спортивного состязания, увы, часто соседствуют с честной борьбой и красивой игрой. Ещё одним ключевым аспектом современного развития шахмат является увеличение роли IT-технологий (компьютерные программы давно превосходят сильнейших игроков): игра по Интернету, работа с компьютерными программами, как и во всех иных сферах. Можно с уверенностью говорить, что шахматы являются продуктом творческой деятельности многих поколений, тесно связаны с религией, культурой и концентрированно отображают существующие общественные отношения с помощью военной стратегии и тактики.
Список использованных источников:
1. Ежи Гижицкий. С шахматами через века и страны. / Гижицкий Е. // Варшава, 1970, 359 с.
2. Электронный ресурс: блог Дмитрия Скирюка, режим доступа: http://skyruk.livejournal.com/286841.html#cutid1
3. Электронный ресурс: Древность шахматных игр, режим доступа: http://thaichess.narod.ru/