Сказ про Ивана- гусляра

Сергей Падышев
   Сказка сказывается, да дело делается!    Жил был Иванушка - дурачок в непростой  избушке с одной стеной. Может и построил бы ледяную избушку, да снега нынче мало выпало. А деньжонок на остальные три стены у него не было. А вместо деньжонок у Ивана дыра в кармане, да блоха на аркане.  Думает, да ладно! Буду в окошке сидеть, а люди, если мимо идут, пусть мне завидуют! Пусть думают, что хоромы у меня богатые в четыре стены, как у всех! В доме у него мыши скачут, песни поют, танцуют, да над Иваном - дураком потешаются. А он, знай себе, улыбается, да радуется, что хотя бы  живёт он на белом свете, и это уже хорошо! А из одежды у Ивашки,  лапти были,  драные на босу ногу, рубашонка вся в заплатах, да зипунишко старый, драный-передраный. А он богатым себя считает. У меня говорит,  ещё дудочка есть, да кнут, коров пасти, да корка хлебна с солью крупного помолу.
         И встретил Ваня как-то на просёлочной дороге, старичка замшелого, да  нищего. Помог Иван ему до пенёчка дойти, да краюхой хлеба поделился. Водицы испить дал бедному старику. Предложил отдохнуть в тени берёзы развесистой. А потом дедушка Ванечке и говорит: "Ну, добрый человек, за то, что ты со мной хлебом поделился, да не прошёл мимо, помог старому человеку, выполню я твоё самое заветное желание! Есть такое?" "Да я и не знаю, чего я хочу, всё вроде есть! Чувствую, что нужно для полного счастья может какая-то  безделица! Да вы дедушка сами решите, что мне надо. Я и рад буду подарку!" На том они  и порешили. "Рано утром проснёшься, оно  желание и сбудется!"- сказал дедушка. Хлопнул в ладоши и исчез! Удивился Ваня, лёг спать, а на утро просыпается, и чувствует, будто в голове мысли шевелятся, и в голове в стихи складываются. Дальше больше, идёт Иван, да сочиняет. Куда его ноги занесут, что увидит, про то и поёт! Да так ладно у него получается. Раздобыл он гусельки кленовые, сказания  и песни на свой лад напевать стал перед людьми на базаре, на ярмарке. Да всё песни у него,   то про житьё - бытьё людское, нелёгкое, то сказания дивные  про места и  земли диковинные. Видят люди, что Иван мастер на гуслях играть, приглашать стали на посиделках, да на праздниках играть. А Иван, брал только пятачок, да копеечку. А если лишнего давали, нищим подавал. Себе чуток только оставлял на хлеб, да квас, да на порты новые. Стыдно ему было много денег иметь! Прошло немного времечка, а Иван думает: « А ведь не поблагодарил старичка!» Да где же его теперь найдёшь! Столько дорог, деревень, городов исхожено Иваном. Пригласил Ивана как-то купец богатый, да чинный на гуслях поиграть на его большом дворе. Поиграл Иван для купца, сказания да былины пропел. А купец был жадный, да завистливый! Не любил его народ, ой,  шибко не любил! «Давай меняться, Иван- дурак! Я тебе целковый дам, а ты мне гусли!», - говорит он Ивану. «Может, если у меня так же они  в руках играть будут, народ меня уважать станет?» А Иван ему отказал, что гусли его не продаются! Прогнал купец Ивана и даже копейки не заплатил.
         В другой раз идёт  Иван мимо поля хлебного. А до деревни уже рукой подать. Глядь, а на обочине дороги сам чёрт сидит, ногу на ногу. Сидит на Ивана смотрит и ухмыляется, да трубку курит! Остановился Иван, поздоровался, поклонился чёрту. Хоть какой-никакой, а прохожий! А чёрт ему и говорит: «Дело у меня к тебе, Иван. Давай меняться! Ты мне душу, и гусли и талант свой сочинителя, да сказателя. А я тебя богатым сделаю!»  Подумал Иван, подумал, да и отказался опять! Не продал свою душу чёрту! Тут чёрт хлопнул в ладоши и исчез! А вместо него тот дедушка в белой одежде. Обрадовался Иван, что теперь, наконец, поблагодарит старика. Поздоровался он с дедушкой, в ноги ему поклонился и сказал: «Узнаёшь ли ты меня старый человек, это же я Иван – дурак! Спасибо вам за подарки ваши!» А дед улыбнулся и говорит: « Ты уже не Иван – дурак, а Иван – гусляр! Проверял я тебя! Молодец, что не променял гусли и умение своё!» Хлопнул в ладоши и снова исчез! А Иван стал опять ходить по деревням, да городишкам на гусельках играть, да  петь. Полюбил его народ честной за его диковинные сказания о чудесах земли русской, о богатствах в недрах её, да о местах и людях диковинных, о полях и лесах бескрайних. А когда не стало Ивана-гусляра, сказ про него сложили. Давно это было.