Мои родовые корни

Любовь Голосуева
Мы живем, не задумываясь, откуда пошли наши корни. Работая над книгой «Дорога длиною в век», мне удалось установить родословную до поколения прадедов.

Уважаемые читатели, по прочтении Эссе "Мои родовые корни" не обвиняйте  меня в меркантильности. Чтобы описать характеры и род занятий моих предков, мне пришлось изучить большое количество архивных документов.

Родословная по отцовской линии Голосуевых в Сибири началась с Голосуева Ивана Петровича и Февроньи Кондратьевны Путятко. В Сибирь Иван Петрович и Февронья Кондратьевна приехали из Могилевской губернии, Климовского уезда, Хатоевской волости, деревни Красовка. По приезду  поселились в Тальяне Икейкой волости, Нижнеудинского уезда. В 1930 году Иван Петрович с семьей переехал во Владимировку, где к этому времени имелся сельский Совет, была создана сельхозартель «Путь Ленина».

Иван Петрович активно участвовал в жизни села: состоял в активе сельсовета, являлся членом сельсовета, депутатом Совета трудящихся на протяжении долгих лет. Неоднократно избирался председателем Сессий, работал во многих секциях, организованных при сельсовете и не пропустил ни одного Общего собрания, Заседания и Президиума сельсовета. В войну Иван Петрович был зампреда сельсовета, председателем сельсовета, работал заведующим хозяйством, а в престарелом возрасте работал сторожем на курятнике. Февронья Кондратьевна работала дояркой.

Жили они на краю нижней улицы, теперешней Березовой. В семье было десять детей: Василий, Евсей, Мария, Владимир, Наталья, Иван, Леонид, Петр, Валентина, Марея.
Во Владимировке жили Мария Ивановна, Иван Иванович, Леонид Иванович, Петр Иванович, Марея Ивановна.

Пятерых сыновей проводили на войну Иван Петрович с Февроньей Кондратьевной: в сорок первом Василия и Владимира, следом Евсея и Ивана. Леонида (моего отца) призвали на службу Тулунским РВК в январе 1943 года. На разных фронтах сражались сыновья Ивана Петровича и Февроньи Кондратьевны. Сохранили молитвы матери жизни сыновей, все вернулись с войны. Защищали они свою Родину самоотверженно, о чем говорят боевые награды. Работали без устали на благо села родного. Жили с верой в светлое будущее своих детей и внуков.

По маминой линии Побойкиных - прадед, Марк Побойня, прибыл из Белоруссии Витебской губернии станицы Черствянской. Когда они  с женой, Анастасией Власьевной,  отважились поехать в далекий сибирский край, в семье было восемь детей: Емельян, Марфа, Кристина, Кирилл, Степан (мой дедушка), Тихон, Тит и Мария. Маше было в момент переезда два года.

Из Тулунского переселенческого пункта их определили (в ту пору писали, водворили) на только что, образованный участок Владимирский. К этому времени на участке уже было несколько домов переселенцев.

Прабабушка, Анастасия Власьевна, после смерти мужа, Марка Григорьевича, жила сначала в семье сына Тихона, потом в семье сына Степана, а последние годы у младшей дочери Марии.

Дед мой Степан Маркович в колхоз вступил в 1932 году, работал заведующим хозяйством, заместителем председателя колхоза, бригадиром, шорничал. В 1942 году дед Степан ушел на фронт, вернулся в конце сорок пятого.

Невесту, Николаенко Антонину Григорьевну, сосватали ему из Харантея. Десять детей родилось у них: Елизавета, Елена, Владимир, Валентина, Евгения, Наталья, Мария, Николай, Петр и Надежда.

Жили дед Степан с бабой Тоней на нижней улице, теперешней Школьной. Дети выросли, разъехались из родительского гнезда. Во Владимировке с семьями остались жить дочери: Елизавета, Елена, Евгения, Надежда и братья-близнецы Петр и Николай.
Мама моя, Елена Степановна, родилась вторым ребенком в семье.

В престарелом возрасте баба Тоня жила отдельно от детей своим двором. Держала корову, косила сено, сажала огород картофеля и все овощи.
В моей памяти навсегда сохранился светлый образ бабушки Тони: белый платочек, цветная ситцевая кофта с пелеринкой на груди, темная широкая юбка в складку и непременно передник (цветной фартук с оборками).

Несмотря на то, что дед Степан партизанил, был активистом в сельсовете, баба Тоня не убрала, не спрятала иконы, висели они в красном углу до самой бабушкиной смерти. Набожности мы не замечали у бабы Тони, своего Бога она держала в душе. Эта внутренняя вера передалась маме, а потом и мне.

Я любила бывать у бабушки, часто оставалась ночевать. Зимними вечерами баба Тоня рассказывала о своей жизни, которая выпала на непростое время: революцию, гражданскую войну,  Великую Отечественную.

По бабушкиной линии прадед, Николаенко Григорий Алексеевич, и прабабушка, Пелагея Федоровна, приехали в Сибирь из Чернигова в 1911 году, поселились в Харантее. Бабушке моей, Николаенко Антонине Григорьевне, было в эту пору семь лет. Еще в семье Григория Алексеевича и Пелагии Федоровны было три сына: Борис, Владимир, Константин.

продолжение следует