Лекарство для души

Аргис
Я солдат. Просто солдат. Человек, выполняющий приказы. И если в нутрии меня есть Бог, то я солдат этого самого Бога. Я выполняю приказы своего сердца, своей души, своего разума. Мной руководит то, что внутри меня, чем наделил Господь, что взрастила, наполнила, воспитала во мне моя семья, общество, страна. Меня научили любить свою землю, Родину. Разъяснили, что главное богатство Родины это люди, и служить Родине означает служить людям. И что совсем не обязательно знать поименно этих людей, главное, что они есть или даже были. Меня наделили пониманием, для чего вообще стоит жить. Это просто – жить надлежит для ДОБРА и ради ДОБРА, не того материального с которым сегодня многие ассоциируют своё существование, а душевного – сердечного ДОБРА. Только это ценно и настоящее, всё остальное шелуха, которая облетает со временем. Меня приучили доделывать то дело, за которое взялся. Бросить значит предать.

   Жить и трудиться для людей, для добра – вот основное моё определение жизни. А ещё мене объяснили, чем отличается жизнь от существования, и чем отличается человек от существа. Научили, объяснили, показали и сказали: - Спасибо.

   Моя бабушка Клавдия Ивановна никогда не ругала людей. Странно, но она относилась ко всему с удивительной терпимостью. Об одних она говорила – это человек, а о некоторых – это существо. Просто существо о двух руках, двух ногах, даже голова есть, говорила она, но это существо. Человек без добра – существо, не нужный он никому. Её различие между первым и вторым было совершенно просто. Одному, есть за что пожелать спасибо, а второму нет. Человек, говорила бабушка, каждый день должен проживать с подтверждением благодарности. Только тогда он человек.
- Как это? Задавался я вопросом в своем детстве, а она отвечала, что это очень просто – человек должен делать каждый день, хоть одно, пусть маленькое, но доброе дело, за которое ему скажут или могут сказать спасибо. И совсем не обязательно будет знать он, что поблагодарили, или нет, достаточно просто понимать это. Триста шестьдесят пять добрых дел за год – это совсем не много, добродушно произносила она. Чем больше людей будут понимать, и следовать этому, тем наш мир будет добрей и лучше. Но главное, отмечала она, человек, совершающий доброе дело, должен свято помнить «От добра, добра не ищут». Добро нужно отдавать бескорыстно, делиться с открытой душой, его нельзя одалживать.
Встречаясь с грубостью, баба Клава говорила:
- У человека совершающего грубость, душа и сердце грязное. Испачкался человек, и пока он от этой скверны не очистится - делом добрым, грязью этой будет всю округу пачкать. Бывает, иногда добавляла она, душа любящая эту грязь, на себя примет, своим добром сердце его очистит. И выдержав задумчивую паузу, произносила:
- Спаси Господи все сердца любящие.

Если ты, совершая добрый поступок, рассчитываешь за это, что-то получить, пусть даже на словах – увы, со вздохом произносила она, это перестает быть добром – это хороший поступок, не более.
- Так что же, если мне сказали спасибо, возмущался я, так совершенный мной поступок уже и не добрый?  Она улыбаясь гладила меня по голове, и глядя в глаза говорила:
- вот видишь, ты уже хочешь получить что-то. И тут же задавала вопрос:
- А если тебе не скажут спасибо, что изменится? Дело не в том скажут или нет, а в тебе самом, хочешь, желаешь ты этой благодарности за содеянное, хочешь получить расчет, пусть на словах, или ты это делал бескорыстно, от души. Проданное, обмененное добро – это не добро, оно не от чистого сердца говорят в народе, а с неким лукавством. Испачкаться легко, говорила бабушка, а вот очистится? Грязь эту тряпочкой не сотрешь.
Я пожал плечами и выдавил вопрос:
- От чистого сердца это как? Сердце же не бывает грязным, оно в нутрии не пачкается.
– Бывает милый, бывает. Это другая грязь, продолжая улыбаться, говорила она, и грязь эта, погрязней любой другой грязи будет - мысленная она, её водичкой не отмоешь и мыльце не поможет, эта грязь так может замарать человека, что и слов не подобрать.
Видя моё непонимание, бабушка, легонько толкнув меня ладонью в лоб:
- Ну, вот представь, что у товарища твоего День рождения, и тебе хочется подарить ему подарок. Для друга, оно вроде не жалко ничего, но если ты, выбирая подарок, будешь думать, что друг тебе тоже должен подарить такой же или еще лучше – это означает, что подарок твой не от чистого сердца, испачкал ты сердечко свое мыслями не чистыми, с выгодой значит, ты подарок выбираешь, на обмен рассчитываешь. Нельзя добро одалживать.

   Говорила она, что сильный человек – это не тот, кто способен поднять тяжелый груз, а тот который способен благодарить за добро. Да, да, уже почти смеясь, продолжала она, просто говорить спасибо за то добро, которым он сам пользуется. И тут же спрашивала:
- Вот ты встал утром сегодня, позавтракал, а маме за завтрак спасибо сказал?
– Я всегда говорю, с некой гордостью выпалил я.
- А папе за начищенные ботинки, которые одел, уходя в школу?
– Так он на работе, стал я оправдываться.
– А ты не забудешь сказать ему, когда он вернется? я промолчал. А когда вышел на улицу, дворника поблагодарил, что идешь по чистой улице? Уборщицу в школе, за то, что полы вымыты? Учительницу за то, что урок для тебя провела? Товарищу своему, дежурному по столовой, спасибо сказал, что он, и для тебя, в том числе, завтрак в школьной столовой на столы выставлял? И так далее, и так далее. Видишь, сколькими добрыми делами ты воспользовался, а в ответ простое спасибо и то не всем пожелал.
- А где я увижу дворника? И уборщицу в школе не каждый день виду, а поваров вообще ни разу не встречал?
- А это и не обязательно. Увидишь, скажешь, человеку приятно будет, не увидишь, мысленно надлежит благодарить, главное не забывать об этом, от этого человек сердцем чище становиться, это вроде как помыть его, грязь с него, накопившуюся смыть, что бы оно чистым было.
 С чистым сердцем жить на много легче, только, это очень не просто, силой для этого нужно обладать большой, гораздо большей для того чтобы груз поднять. А что бы самому добрые дела постоянно, без напоминаний, с осознанием делать – это совсем не просто, это под силу только очень сильным людям.

   Странными, в мои восемь лет, казались разговоры бабушки. Она говорила, что героизм это не некий поступок, а способность человека честно делать своё дело, преодолевая все трудности на этом пути. Поступок относила она к способности того или иного человека что то совершить, как данное этому человеку свыше. Один это может сделать, а другой нет, рассуждала она. И того кто не может что-то сделать, нельзя за это корить. Он этого просто не может, это ему не дано. Человек делает не то, что считает нужным делать, а делает то, чего не может не делать. Поступает так, не по тому, что так можно или нужно, а по тому, что иначе он поступить не может. Один может пройти мимо происходящего, а другой нет, один может промолчать при не справедливости, второй нет. Героизм это не какое-то высокое слово – проявление, героизм это способность, не кривя душой, поступать и делать, так как сердце твое велит, совесть – душа подсказывает, именно делать, а не в стороне рассуждать об этом.
- Так если я буду всегда всем за всё говорить спасибо, значит, я буду самым сильным?

Бабушка посмотрела на меня с некоторым удивлением и покачав головой:
- Самым или не самым, утверждать не берусь, а вот за то, что по настоящему сильный человек возможен только с чистой душой это точно. Главное не заболеть, не возгордится, не возомнить себя самым - самым.
- А как не заболеть этим? Тут же отреагировал я на сказанное.
По лицу бабушки расплылась добродушная улыбка:
- Это уже совсем просто, лекарство для души - это молитва. Принимай его, повторяй чаще с осознанием, вот и всё.
Я вспоминаю, как тогда сразу расстроился и заявил, что не знаю ни одной молитвы, а значит, не могу лечиться.
Бабушка, обняв меня, прижала к себе и очень ласково:
- Знаешь родной мой, знаешь. Человек с первыми словами жизни её выучивает и всю жизнь пользуется, лечится.
- Как это так? С полным не пониманием отозвался я. Не знаю я никакой молитвы.
- Знаешь, знаешь, глядя на меня, продолжила бабушка. Слово «Спасибо», означает - Спаси Боже. Это и есть самая короткая, но самая настоящая молитва, наше обращение к Богу. Не у всех правда сил хватает, после этой молитвы перекрестится, это под силу - очень сильным людям, но знают все.
Произнося эту молитву, мы не только благодарим человека за его доброе дело, но и просим Всевышнего уберечь от бед, поддержать человека в совершении добрых дел. И если мы, повторяя эту молитву, будем обращаться к Богу с просьбой, спасти нас, будем принимать молитву как лекарство для душ наших, то и не заболеем. И Господь добром ответит на мольбы наши.
- А как? Как я узнаю, что Господь услыхал мою молитву? Не унимался я, сама же говоришь, что можно не вслух, тихо «про себя» – ведь совсем не слышно.
- Правильно, и не услышишь – этого людям не дано. Только души наши Бога слышит, вот она и может дать понять тебе, что молитва услышана, но сделать это душа может, только если чистой будет, не запачканной.

   Бабушка встала и направилась по домашним делам на кухню. Я поглядел на неё, и сам не понимая почему, сказал:
- Спасибо тебе бабушка. И в это же самое время, почувствовал как от головы, по спине прокатились приятные мурашки, я даже поежился слегка. Это же душа моя, дала знать, что молитва услышана, подумал с удивлением я, и вторая волна приятных мурашек пробежала по спине.
- И тебя, Спаси Господи, радость моя, сказала бабушка, и в добрых её глазах блеснули слезинки умиления.