Храм Рождества в Вифлееме

Виктор Лысый
      
  …Мы объезжаем старую часть Иерусалима по холмистым окраинам, и вскоре упираемся в бетонную стену высотой метров в пять, разделяющую Израиль и Палестину, правда, говорят, пока не везде, её продолжают строить. Но здесь она уходит в стороны, насколько хватает взгляд.

    В месте, куда подъехал автобус, ворота пропускного пункта и солдаты. Территория вокруг ухоженная: красивые клумбы, цветы, свежевыкрашенные фонари и шлагбаумы.

В автобус поднимается израильский солдат, спрашивает: «Руссия туристо?», - все дружно кивают: «Да, да!», - и машут красными паспортами.

  Через пару минут шлагбаум открывается, и мы проезжаем через ворота, за которыми нас встречают  уже палестинские солдаты в черных комбинезонах и с нашими «калашами» через плечо. Они улыбаются, приветливо машут и пропускают автобус без всякого досмотра.

  За стеной разительный контраст с тем, что мы видели на другой стороне. Ни  клумб, ни крашеных шлагбаумов – все убого, пыльно и выжжено солнцем. Лишь несколько корявых оливковых деревьев, намертво вросших в красную каменистую землю, оживляют пейзаж.
 
  И почти сразу же за стеной начинается  Вифлеем. Он весь на виду - на ярком солнце и каменистых горах, без растительности.

  На современных картах Израиля нет города Вифлеем, а есть Бент – Лэхэм, что в переводе с древнеиудейского означает «Город хлеба». Говорят, что изначально этот городок так и назывался.

  Извилистые улочки Вифлеема ныряют вниз и круто поднимаются вверх. Зелени  почти нет. Но ближе к центру и к Храму Рождества улицы все шумнее и ярче от обилия магазинов и лавочек, в основном,  сувенирных и с восточными сладостями.

  Последние метров двести к Храму идем пешком по круто поднимающейся вверх многолюдной улице. А на самом верху, перед Храмом, большая площадь, выложенная камнем и отполированная до блеска тысячами ног. Туристов много, площадь полна народу. Солнце сияет во всю и довольно жарко, хотя на дворе конец ноября.

  В высокой стене из потемневших каменных плит, толщиной под два метра, небольшое отверстие. В него, согнувшись, можно протиснуться лишь одному человеку.

  Сразу за входом - прохлада и огромный, уходящий вперед на десятки  метров,  полутемный  зал Храма. В глубине, почти в темноте, освещенный лишь люстрами с редкими свечами, да красными лампадами, таинственно светятся алтарь и иконостас.

  Четыре  ряда колон из розового мрамора поддерживают боковые своды, а центр Храма с окнами по бокам уходит ввысь. Своды крыши, на высоте не менее 20 метров, сделаны из почерневших деревянных брусков ливанского кедра, стянутых коваными скобами.

  В центре Храма на полу еще сохранилась древнеримская мозаика. Местами есть она и на стенах, кое-где сохранилась и роспись.
Две тысячи лет назад Иосиф и Дева Мария прибыли в этот небольшой  городок на перепись, объявленную царем Иродом, но места, где можно было остановиться, не нашлось, поэтому жили они в одной из пещер на окраине. Здесь, по преданию, и родился Иисус.

Впоследствии на месте пещер была сооружена сначала небольшая базилика, а затем в 330 году началось строительство Храма. В настоящее время это один из самых хорошо сохранившихся Храмов Палестины, он ни разу не был разрушен, хотя город подвергался неоднократным набегам и разрушениям. Храм изначально был построен как крепость. А потом и вход в него был заложен, чтобы не могли заехать всадники и осквернить.

   Осмотревшись в Храме, начинаешь понимать, что главное в нем – это место, куда стоит очередь метра три в ширину и около полусотни метров  в длину. А упирается очередь в небольшую дверь в правой боковине Храма.

   Становимся в очередь и мы. На удивление, в ней много африканцев, японцев, китайцев, тайцев, ну и европейцев. Когда шум в Храме достигает недозволенных децибел, рослый мужик в черном одеянии, стоящий в центре зала бьёт большим жезлом в пол. Звук удара гулко разносится по залу, и в Храме на время воцаряется тишина.

   Наконец, простояв  больше часа, мы подошли к двери, за которой крутой спуском вниз под алтарь. Тридцать ступенек по мраморной лестнице вниз, и мы вошли в бывшие пещеры.

   Темные полукруглые своды, каменный пол, на стенах потемневшие от времени иконы. От множества горящих свеч и лампад  жарко, воздух насыщен запахом ладана и воска.
  В центральной нише престол, а под ним, на мраморном полу, большая  Серебряная звезда. Она символизирует звезду Востока (Вифлеемскую звезду), которая, вспыхнув, возвестила миру о рождении Спасителя.

   По внутреннему кругу звезды надпись на латыни «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос», а вокруг горят  лампады.
   Люди наклоняются над звездой, целуют её.
   Чуть сзади и сбоку престол «Святых яслей». Здесь же и престол «Поклонения волхвов».

   Осмотрев все, проходим по одной из бывших пещер и поднимаемся наверх, но уже с другой стороны алтаря. Здесь, в боковой стене небольшая дверь, через неё попадаем в огромный, высокий и светлый католический Храм, а из него в красивый дворик с фонтаном.
   Выходим на площадь перед Храмом Рождества, но уже в другом месте и снова, перед нами открывается вид на Вифлеем… (не снимке. Фото автора.

 А чтобы больше узнать о Израиле и Палестине, откройте путевые заметки "Земля обетованная".Кстати, победившие в международном конкурсе на лучшую публикацию об Израиле в русскоязычных СМИ в номинации "Израиль святая земля", а награда семидневная поездка по Израилю и об этом в материале "Семь дней на святой земле".