Демократия, мораль и образование

Леонид Хандурин
   Наступают такие времена, когда люди должны участвовать в жизни общества, чтобы затем не высказывать своего недовольства тем, что происходит в общественной жизни и в жизнь людей никто не вмешивался извне, диктуя им какие-то чуждые правила жизни и правила поведения.

   Я рассматриваю демократию в обществе, как политическую систему, в которой власть осуществляется волей большинства граждан этого общества.

   Но сразу же возникает вопрос: а есть ли реальное большинство в конкретном обществе? Как правило, общество всегда естественным образом разбито на группы по возрасту, по интересам, по предпочтениям и ещё по многим и многим критериям. По этой причине создать реальное большинство в обществе невозможно, а значит и реальной демократии в этих условиях быть не может. Я бы назвал это явление "новой демократией", так как сегодня всё чаще в обществе возникают такие ситуации, когда верх (управление) берёт условное большинство, иногда в действительности являющееся "мизерным меньшинством".

   Чтобы решить первичную задачу, проранжируем все группы по числу граждан в каждой группе и самую многочисленную группу будем считать условным большинством, хотя она может составлять 1/2 или 1/3 числа общества, а возможно и меньше. Другие группы могут быть ещё меньше и, таким образом, группы с реальным большинством в обществе не может быть и тогда придётся воспользоваться понятием условного большинства. А при условном большинстве можно говорить и об условной демократии. Возможна ситуация, когда группа граждан общества обладает критерием, который преобладает по общественному весу над критериями других групп, тогда эта группа даже находясь в меньшинстве, может претендовать на условное большинство. Группа находящаяся в меньшинстве и в состоянии условного большинства будет главенствующей при условной демократии. При условном большинстве групп населения ими легче манипулировать, приводя их к тому или иному действию уже независимо от их волеизъявления. Этот вариант условной демократии реализуется при диктатуре, при сильном финансовом обеспечении меньшинства, при внешнем воздействии или внешнем управлении, а также при разных других условиях. Главное в обществе - научиться управлять условным большинством, чтобы действия этого условного большинства не создавали хаос под воздействием внешних сил.

   Этой абсурдной ситуации можно избежать при воздействии на демократические механизмы и законы моральными и образовательными инструментами. В этом случае высокий показатель моральных устоев общества и высокий уровень образования позволит перейти от условной демократии к реальной демократии. При вульгаризации демократических процессов условная демократия может превратиться в агрессивную демократию. Чтобы перейти к реальной демократии в обществе, необходимо вводить в образовательные программы гражданского общества специальные курсы, без успешного завершения которых нельзя допускать граждан к голосованию. Например, при голосовании в коммерческих структурах (акционерных обществах и др.) невозможно представить, что кто-то голосует «наугад», а вот общество унижает себя всякими противоправными действиями при демократическом управлении.