Давид Байи. Автопортрет с символами Ванитас

Алина Алексеева-Маркезин
 Давид Байи. Автопортрет с символами Ванитас (Vanitas - суета жизни) 1651г.Museum De Lakenhal.

     Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»)
Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании.

        Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами „суеты сует“».

         С 1601 он работал у художника Корнелиса ван дер Воорта в Амстердаме. Был компаньоном в течение короткого периода в Гамбурге перед путешествием в Венецию и Рим. С 1608 по 1613 он путешествовал по Германии и Италии. На обратном пути он, вероятно, предложил свои услуги герцогу Брауншвейгскому.

         По возвращении в Голландию в 1613 году Байи специализировался на натюрмортах и портретах, особенно с использованием типичных символов недолговечной и преходящей природы человека

          На этой картине в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество предметов — атрибутов жанра: книги, свеча, монета, зеркало, трубка, сорванные и увядающие цветы, песочные цветы, и т .д. Череп на столе, статуэтка страдающего Христа и мыльные пузыри красноречиво говорят о скоротечности жизни.

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ:

        Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку.

          Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

               Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту.

          Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

              Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

           Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.