Ч. 34 Женщин нужно любить

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/12/19/1777

Отдельным жёнам офицеров иногда делались исключения, им давали места в каютах. Галантно относились к жёнам офицеров на военных кораблях, где их размещали только в каютах. Это считалось большим везением, хотя и там условия для женщин были, мягко говоря, неважными.

На палубе, расположенной выше той, где находились пассажирки, перевозили лошадей кавалерийских полков.  О страданиях лошадей говорить не будем, это отдельная тема для общества защиты животных, скажем только, Что отходы их жизнедеятельности проникали вниз на головы путешественниц.

Лишь немногим солдатским и офицерским жёнам повезло в хорошую погоду ненадолго выбраться на верхнюю палубу, остальные, особенно больные, провели всё плавание внизу.

Пассажирки начали умирать уже через неделю пребывания в море. Их быстро хоронили. Тела, по морскому обычаю, зашивали в парусину и с ядром в ногах отправляли за борт. Не церемонились даже с женщинами, принадлежавшими к аристократическим кругам.

Любознательная внучка одной знатной дамы поинтересовалась у  своей бабушки, которой повезло вернуться из Крыма живой, удобно ли ей было спать на кровати в палатке во время следования экспедиционных войск в Болгарию.

Женщина ответила, что не знает. На кровати спал милорд, её муж, а леди располагалась на земле.  Но некоторые устраивались вполне благополучно, словом, кому как повезло.

Из Франции войска также отправлялись с большой помпой. Причём, если англичане не воевали с наполеоновских времён, то французы имели недавний боевой опыт в Северной Африке и были наиболее подготовленными из всех противников России.

Французы оказались и более мудрыми, запретив брать на войну жён. Но разве бывают такие правила, которые не нарушают? Причём особенно часто это делают начальники, как раз те, которые эти правила устанавливают.

Наверно многие читатели и читательницы могут поделиться своими наблюдениями в этой области. Командующего французской армией маршала Сент-Арно сопровождали жена и дочь.

Что касается маркитанток и сестёр милосердия, то они были полноправными участницами военных действий. Кроме того, солдатские столовые у французов обслуживали наёмные работницы. Точное число женщин во французской армии неизвестно, но предполагается, что их было не меньше, чем англичанок.

Добился разрешения взять с собой юную красавицу жену, бывшую испанскую танцовщицу, и полковник Франсуа Бэцайн. Безумно влюблённый  в жену (а может и ревнивый!) не допускал и мысли о расставании с ней. Знойная испанка стала предметом повышенного внимания всей французской армии.

Некоторых англичанок высадили по пути в Скутари, местечке близ Константинополя, где располагался английский госпиталь. Испытав все прелести путешествия, многие женщины уже пожалели о своём решении следовать за мужьями и умоляли отправить их на родину.

Часть женщин потом отослали из Варны, и они осели в Скутари, чтобы дожидаться возвращения своих мужей. Мало кому из этих соломенных вдов повезло увидеть своих супругов.

Другие, кому обстоятельства не позволили высадиться на берег, продолжали находиться на судах. Одна из таких женщин родила ребёнка на борту транспорта «Циклоп». Вскоре после родов она скончалась. Судьба ребёнка неизвестна.

Это событие описал в письме родным солдат из 28-го полка, рассказав о том, как тело без всяких церемоний выбросили за борт в  бухте Варна. Зрелище солдатских жён, высаженных с кораблей в Варне, поразило даже видавших виды аборигенов: оборванные, грязные, измученные долгим плаванием, многие на последних месяцах беременности.

Не в силах поднять, они волокли за собой по земле тюки со своим убогим имуществом. Разместили их на берегу в палатках.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/20/1483