Комсомолка-станочница

Станислав Климов
Бурная школьная жизнь конца 50-х привлекает моё внимание. В каких только сборах и праздниках я не участвую, всегда и везде стараясь сделать поручения сначала пионерской организации, а потом и комсомольской, с максимальной выкладкой. Общественная нагрузка не мешает хорошо учиться и успешно сдавать экзамены и контрольные, писать сочинения и изложения. Мне очень нравиться быть в гуще школьных событий, быть в центре внимания класса. Пусть я не добрала десятка сантиметров до нормального девичьего роста и к шестнадцати годам отроду меня едва видно из-под последней парты, но голос мой знают все.

- Надюха, - по школьной лавке ко мне придвигается Сашка, очередным подколом решивший вывести из себя.
- Санька, а ты выучил теоремы по алгебре? – назидательно пытаюсь сдвинуть брови и увести его в сторону от приколов и дёргания меня за косички.
- Неа! – во все свои красивые белые зубы улыбается он, – ты же мне подскажешь?
И наш разговор сворачивает в другую сторону с той язвительной темы, которую он хотел продолжить. Как всегда неожиданно прозвенел звонок на урок и мы  разбежались по партам. Учительница немецкого языка строгая, педантичная и требовательная, сейчас войдёт в класс…

Сашка весёлый парень, хороший старший товарищ и комсомольский лидер класса и школы, по-моему, он ко мне не равнодушен. Мне, правда, рановато думать о какой-то любви, мне всего шестнадцать и я самая младшая в своём десятом выпускном классе. Тоненькие, слегка кучерявые, косички с коричневыми бантами и форма делают меня похожей да школьницу средних классов, по ошибке зашедшую и оставшуюся в выпускном. И сижу я на последней парте, «на Камчатке», потому что всё знаю и учусь почти на «отлично». Посадили туда, что бы не подсказывала двоечникам с первых парт. Вот мы и стараемся. Малограмотная мама не занималась нашим обучением, а папа всегда хотел, что бы его дети стали образованными. Старшая сестра Галка уже учится в Горьковском химико-технологическом техникуме и хочет получить потом высшее образование. А я…

- Комсомольской организации нашей школы выделено четыре места для безэкзаменационного поступления в профессиональное училище на рабочие специальности токарь и фрезеровщик! – это Сашка на комсомольском собрании рассказывает завтрашним выпускникам, какие места и где выделил районный комсомол. – Прошу всех высказываться, кому мы окажем доверие и отправим туда учиться, что бы потом достойные ребята смогли прийти на завод и заменить старших товарищей!..

Галка часто приезжает на паровозе из Горького и рассказывает по ночам шёпотом в спальне, какая красивая жизнь там, какая свобода и культура у горожан. Она постоянно дразнит меня этим, потому, что знает, что мама меня туда не отпустит. Ещё одну помощницу из дома она терять не хочет, ведь, на её шее останутся одиннадцатилетний Вовка и совсем маленький пятилетний Толька. Никогда и нигде не работавшая мама домохозяйка. Находясь по настоящему «за мУжем», родила последнего ребёнка в сорок восемь лет и сейчас я нянька. Правда, это не мешает ей заставлять меня делать по дому и огороду все дела. Папа же меня любит больше всех, старается укрыть и спрятать от маминого гнева, уж больно она ко мне сильно придирается…

По обоюдному и почти единогласному решению комсомольского собрания одной из будущих токарей станочниц становлюсь я. А я и рада, что не сама прошусь в город, а по направлению комсомола. Хотя, для мамы это не аргумент и нелицеприятный разговор с ней мне ещё предстоит…

- Ишь, чего удумала! Какой тебе комсомол?! Мне комсомол твой не указ! По дому кто работать будет? Кто в огороде работать будет? Кто за Вовкой и Толькой приглядит? Не поедешь! – её гнев на принесённое направление слушает вся улица.
- А Галка же учится! – пытаюсь возражать я, а на глазах навёртываются слёзы, мечта уехать в город может превратиться в печной пепел от документа.
- Галка не чета тебе! Одной учёной хватит на мою голову! Помощницы!
На этом разговор закончился и я выскочила в огород, где папа сидит на лавочке и дрожащими от маминой несправедливости руками крутит «козью ножку»:
- Ничего, дочка, поедешь в город учиться, поедешь, - и гладит по голове…

Ночью он помог мне собрать авоську с вещами, сунул в ладошку денег и проводил на первый паровоз, объяснив где и куда надо идти там…

Гудок счастья в моей голове прогудел сигналом к новой жизни, когда стыки между вагонами громко стукнули железом об железо, а пристанционные столбы и постройки запрыгали в глазах…

- Савинова, говоришь. По комсомольскому направлению, говоришь. Отличница, говоришь, - мягкий голос кадровика показался мне таким же ехидным, как Сашкин.
Фронтовик с планками орденов на груди, с палочкой в руке. Он показался мне въедливым старым червем, не желающим пускать меня учиться работать на станке.
- А откуда ты, говоришь? – неожиданно задал он вопрос, пока я со своей природной любознательностью читаю плакаты на стенах кабинета.
- Из Балахны, - спокойно отвечаю.
- А, слышал. У вас там какой-то большой завод строят.
- Да, большой новый завод. Туда меня и направит комсомол по окончании учёбы! – выпалила я, словно из рупора, что бы он больше не приставал с расспросами…

Так я стала студентом училища рабочих профессий. А через несколько месяцев началась и практика в цеху близстоящего военного завода.
- Савинова, а как же ты работать будешь? – уже мастер на заводе ехидно улыбнулся в свои роскошные усы, оглядывая с ног до головы мой рост.
- А что случилось? – я покраснела до кончиков ушей, не понимая, куду он клонит и почему только ко мне такой вопрос, если нас в кабинете стоит около двух десятков студентов, пришедших на практику.
- Да ничего особенного, - посерьёзнел он, - не могли что ли кого повыше да покрепче направить на учёбу. Какая же ты станочница? Ты и до верстака не дотянешься, не то что заготовки носить.
Студенты дружно засмеялись, действительно, росточка я до сих пор небольшого, но парировала:
- Зато по теории у меня лучше всех в группе.
И здесь уже пришёл черёд им замолчать, это было чистейшей правдой, что отмечают на всех лекциях преподаватели.
- Ладно, - ещё более дружелюбно закончил споры мастер, - что-нибудь придумаем…

Специально для меня комсомольцы из древесного цеха соорудили подставку к станку, и я словно на пьедестал поднимаюсь над большим современным токарным станком, начинаю работать. Силёнок, конечно, маловато, но не зря же я всё детство проносила на руках маленьких братьев да корзины с мешками, не падала же у меня из рук тяжёлая папина лопата и длинные мамины грабли. Всё будет нормально…

Постоянное движение на работе, нагрузки на уроках физкультуры и ночные прогулки по Горькому, пересчитывания звёзд на небе, волн в Оке и Волге сделали своё дело. За три неполных года учёбы в училище я подросла на необходимые сантиметры и уже к девятнадцати годам перестала выделяться низким ростом. В компании деревенских девчонок мы теперь примерно равны...

- Ну что, комсомолка Савинова Надежда, молодец, - председатель комитета комсомола военного завода жмёт мне руку, просмотрев и изучив от корки до корки диплом токаря и направление на работу после учёбы, - оправдала ты наши надежды и мы направляем тебя в новый цех завода. Почётная миссия представлять молодое поколение станочников в коллективе...

Он слегка замешкался, видимо, подбирая необходимые слова напутствия, как совсем неожиданно, юношески улыбаясь, спросил:
- А что это там за история у тебя была с подставкой к станку?
Я опять покраснела до самых кончиков ушей и нашлась, что первое ответить:
- Мне цех было не видно из-за большого станка. Хотела всех наблюдать, вот и попросила себе поставку сделать.
Он опешил от такого ответа и больше вопросов глупых не задавал…

В большом и просторном токарном цеху огромного военного завода меня встретили тепло и радушно. Показали станок, на котором комсомол доверяет показывать навыки специалиста. Всё складывается хорошо, да только иногда молодые парни подходят и, улыбаясь, предлагают помощь, подсобить к станку подняться, стульчик и табуреточку подносят. Подкалывают. Знают, значит, как дело было. Эх, длинные языки русские… Ничего не утаишь от больших ушей…

Так и началась моя долгая предолгая работа на родном военном заводе, единственном предприятии в трудовой книжке от комсомола до самой заслуженной пенсии…

12 декабря 2017 года