Дивеево

Владимир Басаргин
Сказано - пересказано, дедами переиначено, внукам и внучкам под гусли пропето не один раз о селе, что стояло в дремучем  бору. Село раскинулось вширь так широко, что коли надо к ведуну за какой-нибудь надобностью сходить, три  дня идти надо. От бора село рвом отгородилось, не пойти не проехать.  Сел  средь бора дремучего  люд  рода славянского, звал себя этот люд: кравены дети. Каждому в селе своё дело есть:  хворь прицепится,  беги к знахарю. Коли  в избе всё арендам, бегут к колдуну за матерным словом. Какая матка в баню побежала - повитухе дело нашлось. Люди те к земле относились как к матке, что матка родит, то и собирали. Обороздил ту матку тот, кому по жребию коротка палочка доставалась, мал черенок, да в одном месте королек. Как перву борозду тайно обороздит, так матка-земля озимые и родит.  Время свадеб наступит, только и ему дано право впереди свадебного поезда идти. Идёт ведун, плеткой дорогу пробивает, а как да крыльца доведет, в сторонку встанет, невесте скажет: «Иди в дом, огня не бойся, все кто в доме овцы, а ты волк». Невеста к порогу подошла, свекровь на пороге пук зажжённой соломы держит, невесте огонь ни почем – подол подняла  через огонь в избу вошла, со словами  «Кыш овцы, волк пришел». Случайный путник диву давался увиденному: стоит изба на краю села,  перед избой стая волков, на крыльце мужик с плетью в руках. Мужик  сказку волкам сказывает, сказ  тот  о Иване царевиче о Василисе прекрасной, о сером волке, те слушают, не перебивают. Повесит мужик плеть над лавкой, на лавку подойник поставит, по плети рукой проведёт, молоко в подойник так и бежит. Напоив волков молоком, отпустил в бор. Отпуская волчью стаю вожаку давал задание, чтобы коровы засветло были в селе, чтобы   шли мимо его избы, а то без молока останетесь. Только волки  в бор удалились, у крыльца медведь. Мужик ему: «Хорошо, что сам пришёл. а то некого за тобой послать. Вот тебе, Потапыч, наказ. Коров не трогать, для тебя коровы камень, бери нетель у сохатого. Бортничай у себя в бору, у мужиков мёд не бери, а то сам к тебе приду зимой с рогатиной. Медведь выслушал мужика, с поклоном спросил: «А овса пососать можно?» «Можно, но только на моём поле». Медведь  кланялся мужику, благодарил его за науку. Только медведь ушёл, у порога лиса. Лиса приглашения не ждёт, сама придёт. Напоив, лису молоком, сказал ей, обидишь  в селе кречета или волка обманешь, пущу тебя на воротник. Лиса ему: «Я же с голоду помру». «Не помрёшь, хватит тебе мышей в поле», - сказал лисе мужик. «И на том спасибо», - молвила лиса. Вильнув хвостом, убежала в лес.   Кабан стоял у крыльца, мужик кабана наставляет: коли какое дитё в лес забредет – НЕ ТРОГАТЬ! Для тебя они волчьи дети, матёра с тебя за них спросит. Хватит тебе кроликов. У дуба корни не подрывай, засохнет дуб. Засохший дуб не родит желудей. «Так я же с голоду помру». «Не помрешь», – отвечает мужик: «Иди на моё поле, там репа, тебе её до весны хватит». Каждому  делу есть венец, песню ведун играет, народец на пригорок созывает. Дав наставление лесной животине, мужик на пригорок пошел песню играть. Прохожий человек от увиденного и услышанного обомлел. А когда очнулся, рассказал о сказанном становому. А тот приставу. Пристав – воеводе. Воевода – Царю. Царь приказал воеводе привести этого мужика, что бы учинить ему допрос. Что бы более народ не смущал, зверьём не управлял. Воевода исполнил приказ, доставил мужика к Царю. После допроса посадили мужика в тёмную, на хлеб и воду. Осиротело зверьё, некому зверьём править. Никто волков молоком не поит. Озлились волки, стали резать овец – покуда молоком не напоите, не будем пасти коров. Мужики медведя обидели, с овсяного поля согнали. Медведь разор устроил, все улья повалял, в лесу коров стал задирать.  Пастухи с ног сбились, нет в селе ведуна. Мужики на сходе решили: оставить это село, покуда все коровы целы. Ушли из села мужики, коров с собой увели. На пригорке волки сидят, песню играют. Песнь та о ведуне, о коровьем молоке.