Кладовая мудрости. Часть 3

Юрий Соколов 7
Часть 3

Из книги Павла Таранова «Золотая Философия» М.: 1999г.

Стр.26-28.
Бог древнее всего, ибо он не сотворен.
Бог – то, у чего нет ни начала, ни конца. Бог – это ум космоса, а вселенная одушевлена и одновременно полна божеств.
Душа присуща даже неодушевленным телам и для подтверждения того, что это так, достаточно сослаться на магнит и янтарь.
Что быстрее всего? – Быстрее всего ум, он обегает все.
Что мудрее всего? – Время, ибо оно одно открывает все.
Что самое общее для всех? – Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть.
Что сильнее всего? – Необходимость, ибо она властвует над всем.
Что трудно? – Познать самого себя.
Что легко? – Давать советы другим.
Поучай и учись лучшему.
Фалес из Милета

Стр.30.
Познай самого себя.
Хилон из Эфор
Высшая абсолютная цель мирового духа – возврат к самому себе. Все то, что совершается – вечно совершается – на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал, сделал себя самого предметом, нашел себя. Высшее достижение духа заключается в том, чтобы знать себя.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Стр.37.
Я лгу.
Эпименид Критский

Стр.41-42.
Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось много неясных вопросов?»
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. И все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь. Чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
Анаксимен из Милета

Стр.46-50.
Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном.
На вопрос «Что есть жизнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, что не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье.
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть учителем.
Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
Конфуций

Стр.53-60.
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Все течет, все меняется.
Много злых и мало добрых.
Когда мы живем, души наши – мертвы, когда мы умираем, они оживают.
Гераклит из Эфеса

Стр.67-88.
Женишься ты или не женишься – все равно раскаешься.
Клянусь собакой.
Но уже пора идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме бога.
«Ты умираешь безвинно», - говорила ему жена; он возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»
Править должны знающие.
Душа человека причастна божеству.
Существует только один бог – знания, и только один дьявол – невежество.
Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Кто мудр, тот и добр.
Боги все знают – как слова и дела, так и тайные помыслы, они везде присутствуют и дают указания людям обо всех делах человеческих.
Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».
Я знаю, что я ничего не знаю.
Сократ

Стр.91-94.
Философия дала мне умение беседовать с самим собой.
Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Кто-то сказал Антисфену: «Тебя многие хвалят». – «Что же я сделал дурного?» - спросил он.
Не пренебрегают врагами: они первыми замечают твои ошибки.
Антисфен из Афин

Стр. 110.
Возможно, что вещи обладают и такими качествами, о которых мы не знаем из-за отсутствия у нас соответствующего органа ощущения… Если же чувства не могут воспринимать внешнего мира, то и мышление не может рассуждать о нем должным образом, а потому нам более подобает воздержание от суждений о внешнем мире.
Пиррон

Стр.116.
Мы ничего не знаем; и мы не знаем того факта, что мы ничего не знаем.
Метродор Лампсакский

Стр.117-120.
Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти.
Все непознаваемо.
Всякая истина – это «убедительность с оттенком относительности», а если еще более строго и точно, то «вероятность».
Если боги существуют, то они живые существа. Значит, они должны обладать чувствами. Раз они обладают чувствами, то должны ощущать не только сладкое, но и горькое. Будучи недоволен некоторыми ощущениями, бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению в худшее. Значит, он тленен. Следовательно, он не бог.
Наиболее правильная позиция – это воздержание от суждений.
Карнеад

Стр.129.
То, что вы называете богами, - это естественное, а не божественное.
Марк Тулий Цицерон

Стр.130-138.
Из ничего не творится ничто…
Моя наука – это жить и здравствовать.

Всю, самою по себе, составляют природу две вещи:
Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство.

Дух силен радостью.
Душа рождается вместе с телом.
Душу можно врачевать, как и тело.
Природа души неизвестна.
Лучше подчиняться, чем властвовать.
Тит Лукреций Кар

Стр.159.
Души плохих людей после смерти превращаются в демонов.
Нет ничего в этой жизни ближе нашему сердцу, как смерть возможно скорее.
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

Стр. 173.
Ничто не совершается против воли Божьей, ибо ничто не совершается помимо нее.
Немезий

Стр. 207.
Законы природы – это конвенции, т.е. соглашения людей по поводу наблюдаемых явлений.
Анри Пуанкаре

Стр. 208.
Это есть нечто, природу чего мы еще не знаем, но якобы оно есть опора для всякой вещи в природе.
Джон Локк
Это всесильное нечто, которое покорных себе ведет, а непокорных тащит.
Сенека
Эфир – это тончайшая материальная среда, проникающая все сплошные тела и в них содержащаяся… Это тот медиум, через который вещи сообщают свое действие на расстоянии.
Исаак Ньютон

Стр. 209.
Наше познание проистекает из ощущений.
Уильям из Оккама

Стр. 218-236.
Цель философии есть истина.
В философии всякому, кто стремится к постижению истины, подобает быть еретиком.
Государи мои, вы окажетесь при больших сомнениях к концу, чем были в начале…
Из всех вопросов о бессмертии души труднейший, и над ним мучались почти все славные философы.
Помпонации Пьетро
В вопросах веры любая старуха знает больше всех философов, ибо какая старуха не знает, что душа бессмертна?
Фома Аквинский
Душа сама по себе материальна и смертна.
Душу от тела отделить нельзя.
Аристотель
Законодатель, видя склонность людей ко злу и стремясь к общему благу, постановил, что душа бессмертна, заботясь не об истине, но единственно о добронравии.
Пусть добродетель предшествует истине!
Элементы гибнут в соединениях, составы – в растениях, растениями питаются животные, и одно животное предназначено в пищу другому, и все, что ниже человека, предназначено для человека, и, что особенно жестоко, невинное животное становится пищей животного злого, и неблагодарнейшим животным оказывается человек.
Сомнение вовсе не чуждо науке, и никто не достигнет истинного знания, если сначала не усомнится.
Язык религий – это язык притч.
Повсюду изобилует зло.
Добродетели крайне редки.
Помпонации Пьетро

Стр. 243-264.
В жизни надо быть бдительным
Ни к чему не относитесь с ненавистью, ничего не ужасайся, ничего не избегай, кроме позора…
Истина не умеет лгать.
Поэты кичливы…
Дела военные ведутся дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, не расплатившимися должниками и тому подобными подонками общества…
А что глупее купеческой породы?
Христиане – суеверные безумцы…
Монахи распутны, невежественны, скаредны…
А возьмите игроков… Беспрестанно в надежде на выигрыш находящиеся, как они смешны…
А актеры певцы и ораторы! Из них кто невежественнее, тот и наглее в своем самомнении…
Французы только себе приписывают приятную обходительность…
Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии…
Греки мнят себя творцами всех наук и приписывают себе достохвальные деяния древних героев…
Турки притязают на обладание единственной истинной религией и смеются над суеверием христиане…
Иудеи цепко держатся за Моисея…
Испанцы никому не согласны уступать в том, что касается воинской славы…
Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии…
Что до богословов… то люди этой породы весьма спесивы и раздражительны.
И ежели поглядеть на человеческую суматоху, то только то и увидишь, что всю общественную нелепость и людей дерущихся…
Невежество почти всегда сопровождает невосприимчивость.
Тому, кто пишет, сама собой приходит одна мысль за другой…
Они (скептики), ничего в действительности не зная, воображают, будто познали все и вся.
Когда влюбленный целует родимое пятнышко своей подруги – что это такое, как не чистейшей воды глупость?
Скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов предварительно взвесил все невыгоды супружеской жизни?
Как вы думаете, может ли полюбить кого-либо тот, кто сам себя ненавидит?
Такая уж у людей натура? Что никто из них не бывает свободен от тяжких пороков.
Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?
Жить достойно не возбраняется никому.
Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не оскорбляя.
Мир полон фарисеев.
Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.
Истинная честь – награда за добродетель, а не за богатство.
Начать войну легко, а закончить трудно.
Невежество – мать высокомерия, а ученость рождает скромность.
Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместима. Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу.
Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять: «Будь что будет».
Гертсен Герт (псевдоним – Эразм из Роттердама)

Стр.265-271.
Цель оправдывает средства.
Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегать ко злу.
Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
Свидетельство моей честности и верности – моя бедность.
Фортуна – все равно что женщина, и тот, кто хочет ее покорить, должен спорить с ней и бороться, как борьба с женщиной требует битья и помыкания ею.
Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество.
Люди – враги всяких затруднительных мероприятий.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета-правила каждому – следовать велениям души и действовать смело.
Макиавелли Никколо ди Бернардо

Стр.287-297.
До сих пор еще не решено, и я думаю, что человеческая наука никогда не решит, конечна ли Вселенная или бесконечна?
Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины.
Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы.
Разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных.
Кто поставит предел человеческому разуму!
Галилей Галилео

Стр.301-318.
Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого Вселенную.
Я мыслю, следовательно, я существую.
«Предполагается, что существует некая эфирная среда, во многом имеющая то же строение, что и воздух, но значительно более разреженная, тонкая, упругая. Опытных подтверждений такому допущению никаких, одни спекуляции и фантазии. Однако, во избежание многословия и для более удобного представления, я буду иногда говорить об эфирной материи, причем в такой окраске смысла, будто бы я ее принял и верю в нее». И. Ньютон
Я родился с таким умом, что главное удовольствие при научных занятиях для меня заключалось не в том, что я выслушивал чужие мнения, а в том, что я всегда стремился создать свои собственные.
Существует четыре способа достижения мудрости, или научного, истинного знания:
1) постижение самоочевидных истин;
2) чувственный опыт;
3) знание, полученное из общения с другими людьми;
4) чтение хороших книг.
Философия разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров и, следовательно, не был бы сомнительным.
Бог может все, что я усматриваю как возможное ясно и отчетливо.
Могущество бога сотворило материю вместе с движением и покоем и своим обычным содействием сохраняет во Вселенной столько же движения и покоя, сколько оно вложило их при творении.
Два вопроса – о боге и душе – всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказывать скорее посредством философии, чем богословия.
Душа никоим образом не может быть продуктом материальной силы, наподобие других вещей, но она непременно должна быть сотворена.
Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике.
Первопричина движения – бог!
Обман исходит не от бога, а от злонамеренности, страха и слабости.
Дух только мыслящ, тело только протяженно.
Невозможно достичь никакого знания иначе, как путем интуиции ума и дедукции.
Чувства во многих случаях обманывают нас.
Декарт Рене

Стр.335.
Все люди созданы равными.
Джон Локк

Стр.338-340.
Я знаю, что без меня бог не может прожить и мгновения; если я умру, он должен по необходимости испустить дух.
Бог есть чистое Ничто; ему чуждо всякое теперь и здесь; чем более ты стремишься к нему, тем более он ускользает от тебя.
«Бог никогда не был и никогда не будет,
И все же он есть в мире и был единственным до мира».
«Мудрец, когда умирает, не поднимается на небо:
Он уже на нем до того, как сердце его разорвется».
«Я сам есть вечность, если я покидаю время.
И я в боге, и бог во мне – совпадаем».
«Ты, благородная свобода, ты! Кто тебя не познал,
Тот не знает, что человек лишь тот живет: кто любит свободу».
Шиффер Иоганн

Стр.350-353.
Все женщины болтливы.
Все молодые люди непостоянны.
Все старики хвалят прошлые времена.
Глупо слушать льстецов. Лучше жить с драконом, чем со сварливой женой.
 Мудрость лучше силы.
Умный человек лучше храброго.
 Смиренный человек лучше гордого.
 Зло для нас – мы же сами.
Только торопливостью ума можно объяснить ту медлительность, с какой мы приближаемся к истине.
О смутных предметах почему-то судят смелее всего.
Обычно, применяя правила, люди редко отдают себе в этом отчет.
Я могу лишь присоединиться к тому мнению, что правила Аристотелевой логики служат лишь затем, чтобы доказать другому то, что уже знаешь сам.
Николь Пьер

Стр.355-359.
Невозможность доказать, что бога нет, убеждает меня в том, что он существует.
Душа отнюдь не то, что она видит цвет или слышит звук, а только то, что мыслит.
Мысль нетленна.
Участь человека так безотрадна, что может отбить охоту к жизни!
Неужели нельзя изобрести средство, которое заставило бы женщин любить своих мужей?
Благородно только то, что бескорыстно.
Жан де Лабрюйер

Стр.361-368.
Единственное преимущество, на которое я претендую, - это то, что я всегда мыслил и судил самостоятельно.
Вопрос: что становится с вечными истинами? Ответ: они исчезают.
Я более, чем другие философы, придерживаюсь реальности… Пусть не говорят, что я отбрасываю существование. Ибо я только устанавливаю смысл этого слова, насколько я его понимаю.
Существовать – значит быть воспринимаемым.
Бог мне свидетель, что я был и все еще остаюсь при полном убеждении в несуществовании материи.
У меня нет разумного основания в существовании материи.
Во всех вопросах я разделяю взгляды толпы.
Ничто не может быть более очевидным, нежели существование бога.
Не воспринимается ничего, кроме идей.
Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей.
Для меня очевидно, что различные ощущения или идей не могут иначе существовать, как в духе, который их воспринимает.
Субстанцию тела мы знаем. Субстанцию духа мы не знаем, она непознаваема.
У нас нет идеи материи.
Джордж Беркли

Стр.374-380.
Если люди установили общество, то потому, что существуют принципы справедливости.
В деспотическом государстве каждый тиран в то же время и раб.
Именно с помощью законов надо сделать так, чтобы богатство было столь же тягостно, как и бедность.
Человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления.
Обширные размеры правления – предпосылка для деспотического правления.
Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх.
В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Люди рождены добродетельными, и справедливость – качество, присущее им так же, как и самое существование.
Надо жить в мире – таков первый естественный закон человека.
Жестокость законов препятствует их соблюдению.
Не следует законами достигать того, что можно достигать улучшением нравов.
То, что в одно время является правдой, то в другое время бывает заблуждением.
Кто может сказать все и не показаться при этом смертельно скучным?
Недостаточную глубину мысли обычно компенсируют ее длиной.
Сколько всего нужно, чтобы сделать счастливым только одного человека.
Моя болезнь состоит в том, что я пишу книги, а написав, стыжусь их.
Монтескье

Стр.392-394.
Только тот способен на великие деяния, кто живет так, словно он бессмертен.
Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить.
Красноречие стоит предпочесть знанию.
Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.
Многие дерзкие замыслы не удалось претворить в жизнь из-за слишком робкого их исполнения.
Великие философы – гении в области разума.
Кто способен все претерпеть, тому дано на все дерзнуть.
Люк де Клапье Вовенарг

Стр.396-402.
Некоторую часть моих выводов можно найти повсюду, другую – можно найти лишь у некоторых философов, третью – нельзя найти нигде.
Так как в природе ничто не предвидено и ничто не предопределено, то все в ней – пока не произойдет – случайно, а произойдя, становится происшедшим по необходимости.
Отделение души от тела было измышлено на основе религии.
Творец и творение – одно и то же. Целое точно так же существует через свои части, как эти части существуют через него.
Истина… Она не поддается проверке при помощи наших чувств.
Раскрытие истины не может быть делом физики.
Малое доверие, питаемое людьми к религии, ее обещаниям и угрозам, доказывает, что в глубине души они считаются с ней не более, чем она того заслуживает.
Для нас рай может существовать только в одном месте, а именно – в это мире.
Дом Леже-Мари Дешан

Стр.403-413.
Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!
Все есть либо причина, либо следствие.
Между конечным и бесконечным нет ничего общего.
Существует бог, то есть причина явлений, совокупность которых составляет природу. Каков он? Мы этого не знаем, и мы обречены никогда не знать этого.
Понятие о боге – это понятие о человеке, увеличенное до фантастических размеров…
Свойства духа противоположны материи.
Дух – субстанция нематериальная, непротяженная, бестелесная.
Ощущать – это значит познать.
Наш опыт распространяется только на естественные вещи.
Все вещи служат взаимно пищей друг другу.
Среди сотворенных существ, взятых как таковых, все равны, здесь нет превосходства.
Я не придерживаюсь взгляда тех мыслителей, которые сделали из истины удел одного лишь божества.
Таков неизбежный закон, что ошибка идет всегда следом за истиной.
Что такое истина? Соответствие мысли с ее объектом.
Мы не знаем, что такое мысль.
Материя не мыслит.
Тело действует на дух, дух воздействует на тело.
Мой подход: сначала понимать и уже лишь потом истолковывать.
Только легкомысленные люди способны желать вечной весны.
Дело естествознания – решать самые трудные проблемы метафизики.
Сущность моей души и то, что составляет ее способности, для меня неизвестны.
Ведь все, что растет, должно затем убывать. Все, что рождается, должно затем умирать.
Жан Батист Рене Робине.

Стр.414-423.
Старайся не быть ниже своей эпохи.
Я часто придерживался той точки зрения и глубоко верил в то, что для признания у потомства нужно быть ненавистным современникам.
Наш мир, чего доброго, станет когда-нибудь так хорош, что верить в бога будет так же смешно, как теперь - верить в привидения.
Я не требую пощады, но и того, кто меня несправедливо затронет, не пощажу, кем бы он ни был.
Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений.
Скажите, есть ли на свете страна, кроме Германии, где задирать нос научаются раньше, чем его прочищать.
Мы, правда, уже не сжигаем ведьм, но зато сжигаем каждое письмо, в котором содержится голая правда.
Не совершаем ли мы, колесуя убийцу, ошибку ребенка, который бьет тот стул, на который наткнулся?
Книга – это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола.
Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла.
Ум человека можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее или исход дела.
В слове «ученый» иногда заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился.
Превратить глупца в гения столь же трудно, как свинец в золото.
Усомнись во всем по крайней мере один раз, и пусть не будет исключением из этого и аксиома «дважды два – четыре».
Мы живем в мире, где один дурак создает много дураков, а один мудрый – очень мало мудрых.
Отыскивать маленькие недостатки – издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая.
…И я благодарю Бога тысячу раз за то, что он сделал меня атеистом.
Первый шаг мудрости – нападать на все, последний – переносить все.
Все же самая лучшая крепость против ударов судьбы – могила.
Георг Кристоф Лихтенберг

Стр.424-425.
Мы должны рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие ее предыдущего состояния и как причину последующего.
То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы не знаем.
Пьер-Симон Лаплас

Стр.433-465.
Учитесь хорошо читать меня!
Пусть совершится истина, хоть бы и погибла жизнь.
Когда чернь принимается рассуждать, все потеряно.
Жизнь – женщина.
Или дети, или книги.
Хорошая женщина и плохая женщина требуют кнута.
Мы склонны к запретному (Овидий).
Различие порождает ненависть.
Подчинись закону, который ты сам издал.
Чтобы поглупеть, начните верить (Б.Паскаль).
Сообщу вам тайну: во-первых, вряд ли боги философствуют, а во-вторых, люди неохотно верят в богов.
Две вещи влекут мужчину – опасности и игра. Но почему же он хочет еще и женщину? Потому, что она для него опасная игра.
Я говорил и говори вместе с Шиллером: «Имей смелость мечтать и лгать».
Кто унижает самого себя, тот хочет возвыситься.
Совершенная женщина есть более высокий тип человека, чем совершенный мужчина, но и нечто гораздо более редкое.
Благородство состоит из добродушия и избытка доверия.
Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь.
Восстание есть доблесть раба.
Страдание есть самый скорый способ для достижения истины.
Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была.
Фридрих Вильгельм Ницше

Стр.466-525.
Я не только верю во все сверхъестественное, но, собственно говоря, только в это и верю.
«Соловьеву снилось, будто он едет в карете по Москве; ясно запомнились названия улиц и дом, перед которым остановился экипаж. В вестибюле Соловьев встретил католического прелата и, не задумываясь, попросил благословения. Последний, казалось. Не решался, ибо не знал, можно ли благословлять схизматика. Указание Соловьева на чисто внешнее разделение церквей и сохранение мистического единства устранило нерешительность прелата: благословение было дано.
Сон Соловьева сбылся через год, когда на коронации Александра Третьего присутствовал папский нунций. Соловьев испросил благословения и получил его. То, что случилось, совпало до мелочей со сновидением. Соловьев узнал улицы, по которым он ехал, дом, в который он вошел, и католического прелата, давшего ему благословение после нескольких мгновений нерешительности». (Из книги П. Таранова, стр. 485-486).
«Мне пришлось потеснить знание, чтобы нашлось место и вере».(Кант)
Бог, спасение души, всеобщее воскресение совершенно достоверны, но их достоверность не есть принудительная для всякого ума очевидность, принадлежащая положениям математическим, с одной стороны, и прямо наблюдаемым фактам – с другой.
Удивительно, но, когда философию пытаются вытолкнуть за дверь, интерес к ней в обществе сразу же резко повышается.
Первое условие успеха во всяком деле есть вера.
Как существование внешнего мира, так и существование божественного начала для рассудка только вероятности или условные истины безусловно же утверждаться могут только верою. Содержание же божественного начала, так же как и содержание природы, дается опытом. Что Бог есть, мы верим, а что он есть, испытываем и узнаем.
К человеку стремилась и тяготела вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества.
Когда мы видим, что экономический социализм хочет в основу всего общества положить материальный интерес, а позитивизм в основу всей науки эмпирическое познание, то мы можем заранее предсказать неудачу обеим этим системам с такой же уверенностью, с какой мы бы утверждали, что куча камней, сама собой, без архитектора и плана, не сложится в правильное и целесообразное здание.
Я не стану полемизировать с теми, кто в настоящее время отрицательно относится к религиозному началу, я не стану говорить с противниками религии – потому что они правы. Я говорю, что отвергающие религию в настоящее время правы, потому что современное состояние самой религии вызывает отрицание, потому что религия в действительности является не тем, чем она должна быть.
Через самосознание открывается путь откровения.
Бог создал природу мерою, числом и весом. С этой определенной стороны она и исследуется естественными науками.
Всякая фактическая действительность, очевидно, познается только действительным опытом.
Атом не может быть безусловно неделим: вещество, как такое, делимо до бесконечности.
Есть три абсолютные ценности – благо, истина и красота.
Осуществление универсального синтеза науки, философии и религии должно быть высшей целью и последним результатом умственного развития.
Наиболее полные системы метафизики стремятся, исходя из одного основного начала, связать с ним внутреннею логическою связью все другие начала и создать, таким образом, цельное, всеобъемлющее и всесторонне миросозерцание.
В мериле истины заключается понятие добросовестности, настоящее философское мышление должно быть добросовестным желанием достоверной истины до конца.
Христос есть единство Логоса и Софии, есть божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе.
София есть идеальное. Совершенное человечество. Вечно заключающееся в Христе, цельном божественном существе.
Вечная Премудрость находит свою радость не в ангелах, а в сынах человеческих.
Мы должны сказать, что абсолютное существо в своем конкретном обнаружении есть великий человек, человек абсолютно вселенский и в то же время человек абсолютно индивидуальный. Как три ипостаси в совершенстве индивидуальны, и великий человек вмещает в себе трех людей: человека духовного, человека разумного и человека душевного. Нормальный пол человека душевного есть женский, человека разумного, который есть супруг души, - мужской, Дух – выше этих различий.
Всякая сколь-нибудь углубленная философская система непременно заключает в себе мистический элемент.
«То, во что можно верить, нельзя знать. Оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения или пифагорову теорему: Ее знают. И кто знает Бога, включая его в число предметов научного знания: В него верят и познают верою». (С.Н.Булгаков)
Эмпирическая наука недостаточна.
Отвлеченная философия бесплодна.
Мистическое знание нуждается в знании естественном…
Настоящая первичная форма цельного знания – интеллектуальная интуиция.
Гармония в мире возможно лишь на основе взаимной любви Бога и существ.
Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет.
В природе каждое существо ограничено, условно и преходяще – оно безусловно и вечно только в своем абсолютном начале, в Боге.
Человек безусловен и вечен не только в Боге, но и в самом себе.
Есть нечто, называемое судьбой, - предмет хотя не материальный, но тем не менее вполне действительный. Я подразумеваю под судьбою тот факт, что ход и исход нашей жизни зависит от чего-то кроме нас самих, от какой-то превозмогающей необходимости, которой мы волей-неволей должны подчиняться.
Самолюбие и самомнение есть свойство всех людей, и полное его истребление не только невозможно, но, пожалуй, нежелательно. Этим отнимался бы важный возбудитель человеческой деятельности; это было бы опасно, пока человечество должно жить и действовать на земле.
Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся. Я стыжусь, следовательно, существую. Стыдясь своей животности, я нравственно существую как человек.
Материализм материализму рознь. С глубокой любовью и нежностью обращаться к природе, понимать и любить землю и все земное, верить в чистоту, святость и красоту материи – в таком материализме нет ничего ложного и греховного.
Любите все другие народы, как свой собственный!
Ускоренный прогресс есть всегда симптом конца.
Владимир Сергеевич Соловьев

Из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» М.: «Высшая школа». 1989

- И мне жаль! – подтвердил неизвестный, сверкая глазом, и продолжил: - Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

Стр. 19.
- Прошу и меня извинить, - ответил иностранец, - но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?
- Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.
- Нет, этого быть никак не может, - твердо возразил незнакомец.
- – Это почему?
- Потому, - ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, - что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.

Стр. 30.
- Не знаешь ли ты таких, - продолжал Пилат, не сводя глаз с арестанта, - некоего Дисмаса, другого – Гестаса и третьего – Вар-раввана?
- Этих добрых людей я не знаю, - ответил арестант.
- Правда?
- Правда.
- А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова ”добрые люди”? Ты всех, что ли, так называешь?
- Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете.
- Впервые слышу об этом, сказал Пилат, усмехнувшись, - но, может быть, я мало знаю жизнь! Можете дальнейшее не записывать, - обратился он к секретарю, хотя тот и так ничего не записывал, и продолжал говорить арестанту: - В какой-нибудь из греческих книг ты прочел об этом?
- Нет, я своим умом дошел до этого.
- И ты проповедуешь это?
-Да.

Стр.32.
-Правду говорить легко и приятно, - заметил арестант.

Стр.33.
- В числе прочего я говорил, рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Стр.34-35.
Первым заговорил арестант:
 - Я вижу, что совершилась какая-то беда из-за того, что я говорил с этим юношей из Кириафа. У меня, игомен, есть предчувствие, что с ним случится несчастье, и мне его очень жаль.
- Я думаю, - странно усмехнувшись, ответил прокуратор, - что есть еще кое-кто на свете, кого тебе следовало бы пожалеть более, чем Иуду из Кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем Иуде! Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые, как я вижу, - прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, - тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда – все они добрые люди?
- Да – ответил арестант.
- И настанет царство истины?
- Настанет, игомен, - убежденно ответил Иешуа.
- Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся. Так много лет тому назад а Долине Дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил командный голос, выкрикивая слова так, чтобы их слышали в саду: - Преступник!» Преступник! Преступник!
А затем, понизив, голос, спросил:
- Иешуа Га-Ноцри, веришь ли ты в каких-нибудь богов.
- Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю.
- Так помолись ему! Покрепче помолись! Впрочем, - тут голос Пилата сел, - это не поможет. Жены нет? - почему-то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит.
- Нет, я один.
- Ненавистный город, - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а руки потер, как бы обмывая их, - если бы тебя зарезали перед твоим свиданием с Иудой из Кириафа, право, это было бы лучше.
- А ты бы меня отпустил, игомен, - неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, я вижу, что меня хотят убить.

Стр.206.
- Совсем худо, заключил хозяин, что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.

Стр.207.
- У вас сколько сбережений?
Вопрос был задан участливым тоном, но все-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся.
-Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, - отозвался из соседней комнаты треснувший голос, - и дома под полом двести золотых десяток.
Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.
- Ну. конечно, это не сумма, - снисходительно сказал Воланд своему гостю, хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрете?
Тут буфетчик возмутился.
-Это никому не известно и никого не касается, - ответил он.
- Ну да, неизвестно, - послышался все тот же дрянной голос из кабинета, - подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.

Стр.269.
- Михаил Александрович, - негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мертвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела живые, полные мысли и страдания глаза. – Все сбылось, не правда ли?- продолжал Воланд, глядя в глаза головы, голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь. Но теперь вас интересует дальнейшее, а не этот уже совершившийся факт. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человек прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие.

Стр.282.
- Вы знаете, с кем вы сейчас говорите, спросил у пришедшего Воланд, - у кого вы находитесь?
- Знаю, - ответил мастер, моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас.
- Как же, как же, - отозвался Воланд, - я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нет! Но вы-то верите, что это действительно я?
- Приходится верить, - сказал пришелец, - но, конечно, гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации. Извините меня, - спохватившись, прибавил мастер.
- Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, вежливо ответил Воланд.
Стр. 285.
Мастер вытаращил глаза, шепча:
- Однако это будет, пожалуй, почище того, что рассказывал Иван! – совершенно потрясенный, он оглядывался и наконец сказал коту: - А простите… это ты… это вы… - он сбился, не зная, как обращаться к коту, на «ты» или на «вы», - вы – тот самый кот, что садились в трамвай?
- Я, - подтвердил польщенный кот и добавил: - Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
- Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот, - нерешительно ответил мастер…