Абсолют

Сергей Михальчук 1
Абсолют - (лат. absolutus - неограниченный, безусловный) - пон. идеалистической философии и религиозной философии. Оно применяется для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который самодостаточен, не зависит ни от чего, и ни от кого другого, сам по себе содержит всё существующее и творит его.[1]

[1] Философское понятие, обозначающее начало всего сущего.

А. в религии - это Бог, который представляется:
- или личным Существом (христианство, иудаизм, ислам);
- или безличной сущностью, понимаемой как источник всякого бытия (индуизм);
- или изначальным принципом бытия (даосизм, буддизм, платонизм, стоицизм).
В философии пон. об А. недостаточно неопределенно и разнообразно. Тер. А. был введён в употребление в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые обозначали им пантеистически трактуемое Б. Спинозой понятие Природы.
По своему содержанию пон. А. можно рассматривать как «перводвигатель» Аристотеля или Единое у неоплатоников.
В абсолютном идеализме Гегеля - А. - это «дух», прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества, и достигший совершенства в самопознании. «Дух» достигает состояния абсолютного духа, и становится - мировым разумом. В субъективном идеализме – это и человеческое самосознание – «абсолютное Я» (у Фитхе), и воля (у Шопенгауэра), непознаваемое (у Спенсера), и интуиция (у Бергсона).
В материалистической философии А. является материя, понимаема как бесконечная, неуничтожимая и вечно развивающаяся основа жизни, всегда соприсутствующей и содержащейся в «материи», слагающей весь мир - арену «жизни» и «разума», как высших форм её развития в вечном движении.
Классический античный материализм, ищет стихию или первоосновные части «жизни», в особых видах и состояниях «материи». Отвергая «дух» материи, они ищут основу и происхождения «душ». Душ людей, героев и богов. Это стихии: огонь или вода, ветер или земля. Или это - семя жизни, которое гомеомерично (по Анаксагору), т. е., является такой бесконечностью, которая сама дана в степени бесконечности. Эта частица, содержащая в себе бесконечное количество частиц, которые бесконечно подобны первоначальной частице. Или, наконец, - это особые атомы, которыми «материя» тесно связана с «жизнью», совечной этой «материи», в вечном и бесконечном цикле переходов неживого в живое и обратно.
Метафизический материализм Возрождения и последующего Ренессанса, возвращаясь, вместе со всей европейской философией, к античным философским корням, развивает эти античные идей, приспосабливая их к современным достижениям естествознания. Эти увлечения сохраняются и в последующей истории развития материалистической философии метафизического направления, вплоть до последнего времени.
Диалектический материализм отвергает любые представления об А., как ненаучные.
Религиозная философия Европы нового времени, сбросив с себя средневековое иго схоластики, вступила в постхристианский и, можно сказать, антибогословский период своего развития. Она больше увлечена не Иисусом Христом, а разнообразием интеллектуально-логических воззрений на человека идеалистической философии, в основном субъективного идеализма. Пытаясь соединить философию и религию, она ориентируется на интеллектуально-религиозные воззрения и чувства впавшего в грех человека, а не на безгрешного Христа и Его Евангелие. Вследствие чего пон. об А. в религиозной философии, по своему существу, мало чем отличаются от собственно философских воззрений. Принципиально новым явлением в религиозной философии нового и новейшего времени является её увлечение восточным религиозным мистицизмом: мистикой Индии, Индокитая и Японии; мусульманской мистикой суфиев и мистикой Талмуда. Вследствие чего в Европе начался, и продолжается поныне, всплеск неоязычества и интереса к оккультизму.
Совсем другое положение с пон. А. в русской религиозной философии, которая, оставаясь, большей частью,[2] в среде Евангелия, под А. понимает личного триединого Бога-Творца.

[2] Несколько особняком, в ряду русских религиозных философов, славянофилов и евразийцев, стоят богослов-имяславец и философ о. П. Флоренский, а так же философ и богослов о. С. Булгаков, которые были более других увлечены западной философией. Ещё далее отстоят, сторонники синтеза философии и неоязычества В. Соловьёв и В. Розанов.  Примером наибольшего удаления от Евангельского Христа может служить Д. Андреев с его оккультным манифестом «Роза мира».

Совершенно также пон. о А. толкуется в Христианской Философской Онтологии Антропологии и Гносеологии.

Литература: [С48 5-16] - с. 1; [Ф56] - с. 3.
Виртуальные источники: [2] - д. I.