Научи меня читать

Александр Снытко
(автобиографичное)

Меня  никто  не  учил  читать.  Вообще.  Просто  однажды  наступил  такой  момент,  когда  я  стал  приставать  к  взрослым,  отрывая  их  от  «важных»  дел,  и  спрашивал,  тыкая  пальцем  в  газету  ли,  в  книгу  ли:  «А  что  здесь  написано?»  Нехотя  и,  скорее  чтобы  отвязаться,  мне  отвечали  «Правда»  или  «Россия».  На  улице  продолжалось  то  же  самое:  «Магазин»  слышал  я  в  ответ  или  «Вода».  Ну  и  так  далее.
 
Длилось  это  месяц  или  год - точно  не  помню.  Просто  однажды  на  прогулке  я  прочитал  вывеску  «Про-ду-кты».  «Ты  откуда  знаешь?» - спросили  меня.  «Прочитал», - ответил  я.  «А  здесь?..  А  там?..» - посыпались  вопросы.  Не  сразу  и  не  быстро,  но  я  отвечал.
 
На  следующий  день  у  меня  появилась  моя  первая  книга,  «Пин  и  Гвин».  Это  была  тонкая  книжица,  в  которой  картинок  было  больше  текстов,  были  простенькие  стишки  и  коротенькие  рассказы  и  сказки.  Но  это  можно  было  читать!
 
И  закончилась  моя  праздная  жизнь.  Нет,  меня  не  засадили  за  книжки,  как  можно  было  бы  подумать - я  сам  начал  читать,  буквально  глотая  книги.  Я  начал  постигать  новую  грань  жизни.  Поначалу  я  вычитывал  слова,  они  были  для  меня  просто  словами,  отдельными  друг  от  друга.  Изредка  я  обращался  к  родителям,  наткнувшись  на  что-то  незнакомое  или  трудное  для  тогдашнего  моего  восприятия.  Я  набирал  капитал,  впитывал  новое,  как  песок  воду,  начинал  видеть  за  словами  смысл,  предложения,  образы…

Сколько  мне  было  тогда?  Лет  пять…  но  чтение  уже  входило  в  мою  жизнь,  в  мою  кровь,  в  мою  сущность.
 
Потом  были  «Веселые  картинки»,  «Мурзилки»,  серьезная  книжка  «Оськин  аргиш»,  и  даже  «Букварь»  для  первого  класса  с  портретом  Никиты  Хрущёва.  Всякий  раз,  открывая  «Букварь»  и  видя  Никиту  Сергеевича,  я  издавал  клич,  которому  меня  научила  бабушка:  «От  редьки  хвост  не  задерешь!»  Это  была  цитата  из  Хрущёва,  вводившего  в  годы  своего  правления  моду  на  выращивание  кукурузы,  «Царицы  полей».

Я  рос,  росли  мои  потребности  в  чтении.  Мои  попытки  читать  книги  с  маминой  полки  (а  она  преподавала  русский  язык  и  литературу)  не  оправдали  ожиданий - читались  тяжело  и  были  непонятны.  Читать  меня  по-прежнему  никто  не  учил…  Как  результат - бессистемность  в  чтении  осталась  на  все  последующие  годы.
 
Я  читал  все  подряд:  периодику,  публицистику,  фантастику,  юмор,  стихи  (в  меньшей  мере)…  Читал,  не  зная  автора,  года  издания,  классификации  произведения.  Просто  читал.  Но  все  издания  были  советские,  прошедшие  серьезную  редактуру  и  корректуру,  написанные  правильным  литературным  языком.  Я  впитывал  правильность  построения  текстов,  даже  не  замечая  этого.  В  школе  я  начал  пожинать  плоды  такого  впитывания:  диктанты  и  сочинения  я  писал,  не  задумываясь  о  правильности  и  правилах  написания  того  или  иного  слова  или  предложения.  Это  было  так  называемое  автоматическое  письмо.  Сочинения  у  меня  получались  самые  маленькие  в  классе,  но  при  этом  смысла  в  них  бывало  порой  больше,  чем  в  больших  по  объему.  Раиса  Яковлевна  хвалила  меня  за  это.  «Словам  тесно,  а  мыслям  просторно», - говорила  она.  Но  вот  с  изучением  правил  русского  языка  было  сложнее,  чтение  художественной  литературы  частенько  отнимало  время  от  школьных  предметов.  И  здесь  уж  меня  не  хвалили…
 
Со  временем  я  стал  обращать  внимание  на  авторов  книг,  но  содержание  меня  занимало  больше.  Бывало,  прочитав  книгу  и  делясь  впечатлениями  с  окружающими,  я  с  удивлением  узнавал,  кто  же  ее  написал.
 
Уроки  литературы  привнесли  в  мою  школьную  жизнь  разнообразие  требованием  знания  авторов  изучаемых  произведений.  С  трудом  переключаясь  с  «моих»  книг  на  школьные,  я  все  же  прошел  Толстого,  Достоевского,  Островского,  Гоголя,  Пушкина  и  других  классиков  и  современников  из  школьной  программы.  Но  даже  это  не  сломало  во  мне  бессистемность  в  чтении,  которая  успела  сложиться.

Несмотря  на  любовь  к  чтению,  школьные  обязательные  книги  читались  плоховато,  я  постоянно  сбивался  на  «необязательные»  вещи.  У  меня  был  свой,  лично  разработанный  прием:  в  письменном  столе,  за  которым  я  делал  уроки,  выдвигался  ящик,  где  лежала  открытая  книга,  а  на  столе  были  разложены  учебники,  тетради,  ручки  и  карандаши.  При  появлении  на  пороге  комнаты  «проверяющих»,  ящик  задвигался,  создавая  видимость  работы.  Но  так  как  моими  уроками  мало  кто  интересовался,  можно  легко  догадаться,  чему  я  уделял  больше  времени.

Чего-то  не  хватало  в  методике  преподавания  литературы  нам,  подросткам.  Мало  кто  интересовался  серьезно  школьными  программными  произведениями.  Были,  конечно,  среди  нас  исключения,  в  первую  очередь - отличники  (старались  за  оценку),  и  один-два  из  класса,  кто  сумел  разглядеть  что-то  свое  в  изучаемых  книгах.
 
Только  пройдя  определенный  жизненный  путь,  я  начал  понимать  те  пьесы,  романы,  рассказы,  повести  и  поэзию,  которые  мало  что  привнесли  в  мою  душу  на  школьных  уроках.  Классики  литературы,  случайно  или  намеренно  взятые  в  руки,  вдруг  открывались  с  неожиданной  стороны,  порой  захватывая  и  оглушая  новыми  познаниями.  Плюс  театр  сыграл  здесь  свою  роль.  Однажды,  случайно  попав  на  дипломный  спектакль  по  Чехову  выпускников  Щукинского  училища,  я  с  удивлением  поймал  себя  на  мысли,  что  хочу  перечитать  хоть  что-то  из  Антона  Павловича…
 
За  четыре  учебных  года,  5-8  классы,  я  под  руководством  ранее  упомянутой  Раисы  Яковлевны  слегка  подточил  перо  и  достиг  некоторых  результатов.  Так,  например,  однажды,  не  зная  темы  домашнего  сочинения,  я  накропал  текст,  который  единственный  был  зачитан  на  общегородском  пионерском  слете.  А  мое  экзаменационное  сочинение  на  свободную  тему,  написанное  с  невольной  подсказки  учителя  математики,  вдохновило  меня  самого!  Я  написал  опус  «Люди  в  белых  халатах»,  что  в  какой-то  мере  определило  мою  дальнейшую  жизнь:  я  не  стал  медработником,  но  в  чем-то  был  почти  санитаром  города,  отдав  более  двадцати  лет  службе  во  внутренних  органах. 
Каждый  урок  русского  языка  с  пятого  по  восьмой  класс  мы  писали  мини-сочинения  из  трех-четырех  предложений,  набивали  руку.  К  экзамену  в  восьмом  мы  были  подготовлены  качественно.  В  девятом-десятом  классах  у  меня  был  другой  учитель,  преподавание  было  другое,  и  перо  у  меня  слегка  затупилось,  но  выпускное  сочинение  я  написал  хорошо.
 
Собственно  сочинительство  во  мне  проснулось  гораздо  позже,  лет  через  двадцать  после  школы.  Были  и  до  того  опыты  писания  стихов,  но  редкие  и  «вприпрыжку».  А  тогда  открылась  небольшая  форточка  в  творческое  пространство,  и  я  начал  «списывать»  оттуда  мысли  в  основном  в  стихотворной  форме,  едва  успевая  фиксировать  их  на  бумаге.  Несколько  лет  длилось  это  списывание.  А  потом  мы  похоронили  бабушку…  Вместе  с  ней  ушел  творческий  заряд.  Нет,  не  сразу,  но  постепенно  сократилось  количество  «списываний»,  реже  и  реже  приходили  стихи,  позже  пошла  проза.  Я  начал  писать  рассказы:  легкие,  ироничные,  в  чем-то  сатирические.  Но  через  некоторое  время  и  этот  ручей,  поначалу  журчащий,  почти  затих,  позднее  почти  иссяк.

А  пока  «сочинялки»  множились,  копились,  и  однажды  пришла  мысль  собрать  все  это  «добро»  в  книжку.  К  тому  времени  у  меня  уже  был  опыт  книгопечатания,  для  дочери  мы  с  женой  сделали  рукописную  книжку  «Зверюшки  для  Настюшки».  А  было  это  так:  мы  купили  наклейки  для  оформления  детской  кроватки,  там  были  ежик,  лисенок,  бегемотик,  два  щенка,  кто-то  еще…  Я  сочинил  четверостишья  под  каждую  картинку,  мы  наклеили  и  написали  все  это  на  плотной  бумаге,  сшили,  и  получилась  книжка.  И  теперь  с  таким-то  «опытом»  мне  не  составило  большого  труда  собрать  в  книгу  свои  более  «серьезные»  сочинения.

В  ту  пору  у  нас  уже  был  компьютер.  Набрав  на  нем  тексты,  я  собрал  их  по  разделам - стихи,  проза,  афоризмы.  Пришлось  повозиться  с  макетом  книги,  это  оказалось  посложней  рукописной  тетрадки  в  восемь  страниц.  Но  в  результате  у  меня  появился  опыт  формирования  книжного  блока.  Я  даже  сделал  пресс  для  брошюрования  собственной  конструкции.  Так  как  работа  с  программой  для  создания  книг  у  меня  не  пошла  (никак  не  получалось  автоматизировать  раскладку  страниц  по  «тетрадкам»,  все  время  в  конце  оставались  пустые  страницы),  я  распечатал  на  принтере  по  одному  листу  будущей  книги,  вручную  заправляя  и  переворачивая  страницы.  Когда  макет  был  готов,  я,  пользуясь  служебным  положением,  ночью  на  казенном  ксероксе  увеличил  тираж  до  восьми  экземпляров.  Сшитые  вручную  на  самодельном  прессе  книги  разошлись  по  знакомым  и  родственникам,  даже  экземпляр,  который  я  делал  для  себя.
 
А  не  так  давно  младший  сын  с  подругой  подарили  мне  мою  книгу  в  твердом  переплете.  Было  приятно.  Так  что  у  меня  теперь  есть  авторский  экземпляр.
 
В  последнее  время  у  меня  стали  появляться  мысли,  просящиеся  на  бумагу.  Время  от  времени  я  пишу  миниатюры  и  рассказы,  показываю  жене,  она  говорит,  что  хорошо.  Надеюсь - не  лукавит.
 
Более  пятидесяти  лет  прошли  с  тех  пор,  как  я  научился  читать,  но  бессистемность  в  чтении  бывает  подводит  и  сейчас.  Особенно  когда  с  умным  видом  надо  поддержать  разговор  на  литературные  темы.  Нет,  иногда  кривая  выносит,  а  иногда  просто  молчу.  Но  теперь-то  я  понимаю:  читать - это  не  просто  считывать  буквы  и  слова,  это  гораздо  больше.
 
24.04.2017