Неанд. Певчий Гад. Четвёртый короб. 20

Вячеслав Киктенко
20.
…с годами художник начинает видеть мир не в своей первозданности, но даже не сознавая того, через призму образов, им же созданных, нагромождённых за долгую творческую жизнь.
           И, теряясь в догадках, никак не может понять, почему не способен создать ничего свежего. Сумма технологий, наработанная за жизнь, ведёт по проторенной дорожке. В итоге разрастается масса образчиков.
  Он становится большим, заслуженным… а по сути – творческим нулём.  Искусственное непоправимо отстаёт от природного.
Самодеформация мира…

***
…резкая – до абсурдной ясности мысль во сне – да как же это не понималось, что стихи нужно оформлять не рисунками ху¬дожника, а своими чувствами, эмоциями, которые были же при пер¬воначальном толчке к созданию тех или иных стихов?..
Были. Но что за чувства?
Скорее всего – жесты, порывы со дна души, из глубин подсознания. А в графическом выражении это будет нечто наподобие рентгеновских снимков… или наскальных петроглифов. Что-то непременно первобыт¬ное: жест страсти, рывок охотника, ужас, олений гон…
То есть, надо суметь дать себе отчёт, что же двигало тобой, когда заклубились ритмы – страх, любовь, нежность? И как это выразить графически? А, скорее всего, так же – дикарски, как нас¬кальные рисунки, ибо они первоначальнее всего…
Вспомнил! – лучшее оформление стихотворных сборников и было таким, или почти таким – стилизация под первобытность, а не поздний академизм. Волхвы и шаманы (прямые предки поэтов) «академиев не кончали». Да и сами стихи хороши именно своей первобытностью. Во сне это так оче¬видно было: вот рисунок под этим стихотворением – весь порыв во тьму, а  вот под этим – ленивое потягивание… 

***
Поэты – чайки. Хороши издалека, в полёте. Вблизи разглядишь чудовищ – клювастых хищников, носастых забулдыг…

***
Биология «выяснила» – в человеческом сознании априорно заложена некая структурная решётка (ещё «до всего», как говорится), и эта решётка способна вместить в себя информацию о мире, о взаимосвязи явлений, иначе бы человек, якобы, не смог  «отлепить» одно от другого. Слово – подвижный элемент в  структурной решётке, значения слов способны изменяться семантически в зависимости от обстоятельств, от влияния социума. Но сама решётка остаётся неизменной. Она выше и первичней всего, она – данность. Итак, в Начале была… Решётка?
  Но в Начале было – Слово. И была грамматика. Грамматика – та же рамка в пчелином улье, которая заполняется словарным составом, как улей мёдом в сотах.
Слова, слова, слова… 
Но откуда же они взялись, эти слова? Ведь в начале было Слово! Но Слово, видимо, репнуло, как созревший стручок, раздробилось, и пошли слова, слова, слова. А сама рамка (грамматическая структура) была дана одновременно со Словом. Но – не со словами. Если точнее, она, рамка, выдвинулась из первичного, цельного Слова, и – повисла.
В пустоте ещё.
А вот когда Слово расчленилось на слова, тогда-то она и пригодилась для слов – как рамка для мёда. Это всё первоначальная, априорная, воздушная ещё данность. Биологическое, плотное сгустилось позже. Тогда подвижные, ловкие слова, и ещё более ловкие их сочетания стали заполнять структурную решётку. Не слова даже, а именно образы, дробные значения, обозначенные дробными же словами.

***
…вот и вырос. Стал большой и глупый…

***
Квадратуру круга не решили? Ничего странного.
И – не решат. Умом не решат.
Но вот попроси ты грамотного торгаша точно вписать круг в квадрат – впишет. Учёный теоретик не впишет, а неучёный практик впишет. Ведь с чем «работал» учёный? С абстрактными величинами. Они не дороги для него сами по себе – вот они есть,  и вот их – нет. Сотри с бумаги, из сознания,  из файла – и нет их.  Душа, сердце, кровь тут  «не ночевали».  Чистый разум,  и только.
А у торгаша – товар, политый кровью и потом, за ним бессонные ночи, напряжённые дни труда, нервы, муки... да хороший торгаш каждую граммулечку своего товара не  только  в уме просчитал,  он его всем нутром чует.  И вот предложи ты ему такую задачку (пустячную после всех его мук) – рассыпанную в круг, допус¬тим, мучицу гречишную точно вписать в нарисованный рядом квадрат…
Да нешто не впишет? Учёный не впишет, а этот впишет. Потому что он его потом полил, потому что любит его, потому что это его жизнь, а не те¬ория. Вот почему и не может быть решена квадратура круга: слишком мало одного измерения – рационального – для решения задачи. Нет «объёма», не хватает дополнительных величин – смётки, души, любви, жизни, опыта, огня...
Разум – трёхмерное измерение. Тогда как разум, помно¬женный на жизненный опыт, восходит, как минимум, в четвёртое… если не в пятое...

***
…Россия – сборище душевнобольных. Очень души болят у людей.
Наверное, нигде так не болят, как в России…