Икона Божьей матери Скоропослушница. Терный А

Александр Терный
Икона Божьей матери «Скоропослушница».

Да, простит меня сама Богородица, что взялся за эту тему, не обладая достаточными знаниями. Я здесь человек от сохи, то есть я сам пишу иконы.
Начну с того, что описывать буду не списки с иконы, а ее первозданный вариант, хранимый на Афоне.
 
1. Начнем с фаворского света. Несомненно он исходит от всей фигуры младенца, одежды, ореола и самого лика. Сама Богородица ликом не так светла, как сын ее. Свет исходит от ореола, щек Богородицы, от трех звезд на одеянии, и от рук. Именно по этому Богородица воспринимается нетелесно, а как человек, причастный к Богу. И это заслуга художника(художников). Все причастное к Богу пронизано божественным сиянием и светоносно.
2. Лик Богоматери является именно ликом, а не лицом. И он вне времени. Лик — это лицо, освободившееся от печати мирской жизни и обретшее статус духовного преображения.
3. Существует специальный прием в иконописи, дающий эффект наблюдения за тобой святого. На иконе «Скоропослушницы» его нет, чего не6 скажешь о ее списках. Глаза для этого эффекта располагают в центре зрачка. Если же цвет зрачка делается чуть светлее, то он может располагаться и не в центре.
4. Фон иконы не золотой, а темный. Это отклонение, но оно лишь подчеркивает простату образа Богоматери и младенца. Именно благодаря черному фону образы бога-младенца и его матери светятся фаворским огнем.
5. На иконе не должно быть тени. Они пишутся чистыми красками. Складки подчеркиваются лишь линиями. На «Скоропослушнице» тени есть. На плаще Богоматери и рубашке младенца. Но они минимальны и не принципиальны.
6. Цвета. Золотой цвет на иконе «Скоропослушницы» передает сам фаворский свет. Ибо белый цвет используется мало.
Пурпурный царский свет дает лишь тон одеждам, фактически она у Богоматери Красная. Это цвет тепла и любви, жизни, энергии. И в то же время это цвет крови и мучений.

7. Икона выполнена темперными красками. Масляные краски широко стали использоваться в иконописи лишь в 19 веке. А потом их вообще запретили. Икон, выполненных маслом в стиле, похожем на фотографию(реалистическая манера написания) сохранилось очень мало. Употребление масляных красок для писания священных изображений воспрещается из-за химического состава – масляные краски имеют долгую “устойку”, до 50 лет.
8. Каноны допускают трехчетвертной поворот лика, как это мы видим и на этой иконе. Богоматерь обращена одновременно и к младенцу, и к молящимся.
9. В иконе нет источника света, возникает ощущение, что свет падает сразу с нескольких сторон или отовсюду.
10. Так почему же именно эта икона стала одной из самых чудотворных? Думаю, что во многом это заслуга и места написания этой иконы, и самих художников, ну и божественного проведения.

Дома у меня нет этой иконы, но есть икона Тихвиской богоматери. Для меня она просто чудодейственна. В самые трудные минуты она просто спасала меня, развернув  фаворский свет по всему окружающему пространству.  И взяв меня под свой покров.